«Челюсти». Разбор сценария

Давайте разберем завязку фильма «Челюсти» (1975). Она занимает первые 11 страниц сценария и 9 минут хронометража фильма. Начнем с открывающей сцены.

«Челюсти». Разбор сценария

ЧАСТЬ 1. ОТКРЫВАЮЩАЯ СЦЕНА

История начинается с открывающей сцены в океане. Она занимает всего половину первой страницы, содержит одну монтажную склейку (резкую смену плана CUT TO) и не содержит диалогов. Вместо них авторы используют описания, рассказывая нам о «симфонии подводных звуков» (symphony of underwater sounds), которые издают животные, общаясь между собой.

Самое интересное, что картинки здесь тоже нет! Вместо нее нам показывают черный фон, обозначенный технической фразой OVER BLACK, которую можно перевести как ЧЕРНЫЙ ЭКРАН. Вот так это обозначается в сценарии.

«Челюсти». Разбор сценария

И это первая особенность истории и открывающей ее сцены:

У ФИЛЬМА ЗВУКОВОЕ НАЧАЛО.

Далее сценаристы добавляют к черному фону и звукам еще один элемент – музыку, описывая ее как знакомый музыкальный мотив, «вывернутый и искаженный глубиной» (twisted and distorted by the depths). То есть, звуки и музыка должны создать ощущение, что мы находимся на глубине и в кромешной тьме. Согласитесь, получается довольно жутко!

Но прежде, чем включить музыку, авторы все-таки дают нам кадры первой ключевой локации истории – подводного мира. Он выглядит как «синие осколки», которые проглядывают сквозь «силуэт острых как бритва зубов» (silhouetted curtain of razor-sharp teeth) словно мы видим все происходящее из «огромного пищевода» (suggesting that we are inside of a tremendous gullet). Иными словами, авторы дают нам первый кадр истории из субъектива – изнутри пищевода акулы-убийцы сквозь ряд ее острых как бритва зубов.

И это вторая особенность истории и открывающей ее сцены:

ФИЛЬМ НАЧИНАЕТСЯ С СУБЪЕКТИВА.

Таким образом, черный фон в самом начале истории означает ни что иное как закрытую пасть акулы, погрузившую нас – зрителей «из пищевода» – в полную темноту, куда доходят только искаженные глубиной «утробные звуки» животных и знакомый музыкальный мотив.

Получается, что звуковое начало фильма – следствие истории, поданной из субъектива.

После этого авторы делают резкую монтажную склейку с помощью технической фразы CUT TO:

«Челюсти». Разбор сценария

С ее помощью нас переносят во вторую сцену. Она снова подана в субъективе, но теперь мы смотрит на мир из глаз акулы (shark’s POINT-OF-VIEW, rising out of the water, looking at), которая выплыла на поверхность и озирается по сторонам.

В этот момент мы видим вторую ключевую локацию истории – белый пляж в летнюю, безветренную и лунную ночь, очертания темных домов за песчаными дюнами. На их фоне мы слышим пьяные голоса поющих людей. Сценаристы отдельно отмечают, что мелодия, которую мы слышим теперь, больше не искажается (no longer distorted) как это было на глубине. Это помогает нам ощутить, что акула всплыла на поверхность и оказалась в другой среде.

Так и представляю себе, как сценаристы придумывали начало истории.

– Нам нужно невероятное начало!
– Ага!
– А что, если подать историю от лица акулы-убийцы?
– Изнутри акулы?
– Да. Из самого чрева!
– Сквозь ряд острых как бритва зубов!
– Она изучает берег в поисках жертвы.

На этом открывающая сцена заканчивается. С помощью коротких, но емких описаний авторы задают атмосферу и контекст истории: нас ждет жуткий подводный мир, в котором живет антагонист истории – акула-убийца. И все это заняло половину первой страницы!

«Челюсти». Разбор сценария

Но возникает вопрос: зачем нужен субъектив, если это можно было показать как обычно – со стороны, от третьего лица?

Во-первых, очевидно, что авторы хотели сделать акулу субъектом истории, наделить ее самостоятельностью антагониста. Может быть, они хотели передать зрителям и то, какого это – быть съеденным акулой и смотреть на мир из ее пищевода.

Но есть еще одна причина.

Открывающая сцена хорошей истории, нацеленной на зрительский интерес, должна как можно быстрее задать жанр. Нам как зрителям должно быть понятно с первых секунд/минут, что мы будем смотреть – комедию, детектив или, например, триллер. Чем раньше это прояснится, тем лучше свою работу сделал сценарист.

Так вот. Использованные авторами приемы для подачи субъектива помогают задать им жанр истории. Эти приемы характерны для триллера и хоррора – жанров, в которых «Челюсти» и были написаны.

О каких же приемах идет речь?

POINT-OF-VIEW (POV)

POV – это точка зрения персонажа. С помощью POV в сценарии показывают то, что видит сам персонаж. POV позволяет:

1) Создать драматическое напряжение, например, передать видение жертвы или убийцы;
2) Ограничивать визуальную информацию, контролируя взгляд зрителя и фокусируя его внимание на главном.

Чаще всего POV используется в триллерах, фильмах ужасов, детективах и в жанре «найденных пленок».

POV также используют как структурный прием в экспозиции, высших точках напряжения и кульминациях.

Технология «скринлайф» вообще возвела этот прием в отдельный жанр, когда целый фильм подается только от первого лица («Хардкор» Найшуллера).

СОВЕТ. Прием POV отлично работает, если его используют редко, в ключевые или самые атмосферные моменты истории. Частое использование POV размывает силу приема.

Давай посмотрим, как он работает.

Допустим, история начинается с кадра от первого лица (ручная камера). Некто из-за деревьев наблюдает за туристами, ставящими палатку. «Взгляд» смотрящего трясется, плавает между деревьями, которые периодически перекрывают нам вид. Вот пример типичного начала хоррора или триллера.

«Челюсти». Разбор сценария

OVER BLACK

OVER BLACK – специальный прием, который чаще всего используют в открывающих сценах для создания большего драматического эффекта. С его помощью сценаристы указывают на отсутствие изображения, черный фон. Вместо изображения используется все, что угодно – звуки, музыка, закадровый голос, голоса героев или текст на экране как это было реализовано в знаменитой заставке «Звездных войн», с помощью которой нас кратко вводили в курс дела. Однако чаще всего этот прием используют в триллерах и хоррорах.

OVER BLACK усиливает восприятие и мгновенно подключает к истории. Прием опирается на известный факт – слепые гораздо лучше слышат; их слух обостряется из-за невозможности видеть. Иными словами, чем меньше у человека каналов восприятия информации, тем сильнее обостряется восприятие оставшихся. Так и тут. Черный экран заставляет нас вслушиваться в историю и мгновенно подключать воображение – что же там на самом деле происходит?

OVER BLACK можно использовать как жанровый прием, который позволяет нагнетать атмосферу и приковывать внимание зрителя с первых секунд. Его же можно использовать как структурный прием – открыть историю, дать экспозицию, подчеркнуть поворотный момент истории или оформить кульминацию.

Давайте посмотрим, как он работает.

В середине 4 серии 2 сезона «Эпидемии» есть эпизод, когда группа заблудившихся туристов пробирается по неизвестным пещерам, чтобы выбраться наружу. Но в этот момент случается обвал, который блокирует им выход. Сразу после обвала породы авторы использовали OVER BLACK, но буквально на несколько секунд, в качестве отбивки. После короткой «черной» паузы мы вновь увидели героев в свете фонариков, которые отряхивались и приходили в себя после обвала.

Давай посмотрим, что было бы, если бы OVER BLACK задержали бы на минуту-другую. Случается обвал. Включается OVER BLACK и в кромешной темноте мы слышим душераздирающие крики. Здесь же можно было травмировать ногу Леонида, который травмировал ее на охоте в середине 3 серии (травма в 3 серии никак не повлияла на него, потому что он смог с перебитой ногой убежать от сектантов, спрыгнуть с обрыва и даже доплыть до нового места).

То есть, в кромешной тьме мы слышим крики Леонида и других героев, шум, падение отдельных камней. Все это время мы ничего не видим. Тут включается наше воображение – что же там происходит?

Как бы это могло выглядеть в записи?

Обвал. Шум падающих камней смешивается с криками героев.

ЧЕРНЫЙ ЭКРАН

Шум падающих камней утихает вместе с криками. Пещеру накрывает звенящая тишина.

Вдруг мы слышим тихие стоны.

– Есть кто живой?!

В ответ тишина. Лишь звуки возни и редких падающих камней.

– Ау! Есть кто живой?

Вдруг стоны усиливаются.

– Лёня, ты где?!

Леонид продолжает стонать.

– Что с тобой? Ответь!

Из OVER BLACK можно было бы выходить постепенно – с помощью всполохов фонарей, давая нам кадры-вспышки с репликами героев, заставляя наше воображение еще активнее собирать картину в единое целое. И в конце можно было бы дать полноценный свет и показать, что Леонид повредил ногу и теперь их движение из пещеры усложнилось в разы. На охоте в 3 серии повреждение ноги никак не осложняло ни его жизнь, ни жизнь остальных в поселении сектантов.

СОВЕТ. В случае, если из темноты раздаются голоса героев, которые мы до этого ни разу не видели, то описывать в этом месте их внешность не нужно. Зритель все равно не увидит, как они выглядят в этот момент.

ВЫВОДЫ

Открывающая сцена заняла всего половину первой страницы. За это небольшое время авторы использовали сразу два приема – OVER BLACK и POV. На мой взгляд, начало получилось атмосферным и жутким. С помощью двух приемов и классных описаний авторы задали сразу несколько вещей:

1) Антагониста истории – акулу;
2) Мир истории – океан и пляж;
3) Жанр истории – триллер/хоррор.

Стоит сказать, что Спилберг испортил открывающую сцену. Он убрал OVER BLACK, начав сразу с изображения запутанных растений под водой. Там же он убрал субъектив из «пищевода» акулы, оставив только вид из глаз под водой. Он убрал звуки животных и «вывернутую и искаженную глубиной» музыку, заменив на ее на обычную, но, правда, тревожную. Субъектив из глаз акулы на пляж он тоже убрал, сразу перейдя к иллюстрации уже следующей в сценарии сцены.

На мой взгляд, из-за этих решений открывающая сцена растеряла в своей «жуткости», напряжении и атмосфере, хотя именно для этого она и создавались – нас без лишних слов погружали в чуждый и опасный для человека подводный мир, показывая его от лица антагониста истории – из пищевода и глаз акулы-убийцы, выслеживающей свою очередную жертву.

ПРАКТИКА

• Попробуйте начать историю с помощью приема OVER BLACK.
• Попробуйте дать экспозицию с помощью приема OVER BLACK.
• Попробуйте использовать OVER BLACK в тизере сериала.
• Попробуйте использовать OVER BLACK в поворотной точке или кульминации истории.
• Попробуйте начать историю с помощью приема POV.
• Попробуйте использовать POV в тизере сериала.
• Попробуйте использовать POV в поворотной точке или кульминации истории.
• Попробуйте придумать сцену или эпизод, где используются оба приема.
• Попробуйте совместить эти два приема.

Продолжение следует. В следующей части я разберу катализатор истории, без которого история не начинает двигаться.

55
Начать дискуссию