Итальяно-Китайская методика преподавания живописи (один из плюсов)

Я уже кидал ссылки на методы преподавания в китайских художественных училищах. Важным элементом этой методики является первоначальная разбивка модели на "световую" и "теневую" области (хотя на самом деле ни какой "теневой" области не существует есть лишь области с разной освещенностью). Это крайне важно для правильной передачи объемов т.к. человеческий мозг создает у вас иллюзию равной освещенности в обеих областях, хотя на самом деле это не так.

Вот ролик, который поясняет важность первоначальной разбивки изображения на "плоскости" разной освещенности. А так-же почему картину следует писать начиная с "фона" и лишь затем прописывать элементы (по сути встраивая их в пространство с заданным освещением).

На самом деле техника это конечно ни какая не китайская (а европейская), но то что они ее сохранили и развивают (в своем "казуальном" направлении) это очень хорошо.

Наиболее полный вариант классической голландско-итальянской техники письма сейчас можно найти только в обучающих материалах Алексея Антонова (так что техника для широкой аудитории, можно сказать, практически утрачена, хотя в итальянских и других европейских художественных мастерских наверняка еще есть носители оригинальной традиции).

Итальяно-Китайская методика преподавания живописи (один из плюсов)
Итальяно-Китайская методика преподавания живописи (один из плюсов)
Итальяно-Китайская методика преподавания живописи (один из плюсов)
1616
3 комментария

Уточню что говорить о голландско-итальянском методе работы не совсем корректно, это всё равно что сказать авторитарно-демократический. В том смысле что они отталкиваются от двух разных интенций, так нидераландский метод это расчёт на светимость клее-меловой основы (в основном твердые основания вроде доски), с очень тонки слоем подмалёвка в 380-500 микрон, это связано и с климатом Нидерландов и с привычным способом использовать масляную краску для витражей. Итальянский метод подразумевает использование имприматур (тонированных холстов саржевого переплетения) и более корпусную манеру письма. Генерализируя нидерланды идут от светлого к тёмному, итальянцы от темного к светлому. Вы правы что для широкого круга эта методика утрачена, но и в итальянских мастерских вы не найдёте носителей этой традиции, т.к. это всё бумерские штучки и европейские художественные институты (не учебные учереждения) не используют эту технику, лишь внешне подражая ей. Лучшим местом для научения была мастерская Михаила Девятова в Питере или факультет реставрации РАЖиЗ когда там Виктор Филатов работал, оба умерли, но в сети есть его записи лекций Девятова, а у Филатова есть книги, правда в основном о иконописи и реставрации. Помимо этого оба метода в примерах описаны в книге Фейнберга и Гренберга "Секреты живописи старых мастеров", очень детально в книге Богуслова Сланского "Техника живописи", в книге Лактионова и Виннера "Техника советской портретной живописи" (не обманывайтесь названием, т.к. авторы с ума сходили по старым мастерам и там полный сравнительный анализ и пигментов и связующих и видов "мертвых тонов" - подготовка под лессировки), в книге Эрнста Бергера "История развития масляной живописи", в трактате Карла ван Мандера. В общем найти и повторить вообще не проблема, было бы желание, ну и лучший учитель это анализ самих работ — ходите в Пушкинский или Эрмитаж в зависимости от местоположения. Можно даже договриться о копировании.

3
Ответить

Спасибо за список книг, обязательно почитаю.

Ответить

Очень интересно. Спасибо

Ответить