{"id":4008,"url":"\/distributions\/4008\/click?bit=1&hash=3e0e24714242dbbafe0bc5f0070ccccc83480de788b38ffe56426b16d15d7a5e","title":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u043b\u0438, \u0447\u0435\u0433\u043e \u0436\u0434\u0443\u0442 \u043e\u0442 \u043d\u043e\u0443\u0442\u0431\u0443\u043a\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Вечный груз тяжести бытия — рецензия на фильм «Странный: История Эла Янковича» ​

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров, на связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный кинокритик и специалист в области синематографии по эту сторону DTF.

Точно не известно, сколько зрителей посмотрели «Странный: История Эла Янковича» с тех пор, как он вышел на стриминге в 2022-ом году. Точно известно, что очень многие его не посмотрели — не потому, что пропустили, а потому, что побоялись. «Странный: История Эла Янковича» боялись те, кто не боялся ни «Богемской Рапсодии», ни «Рокетмена», в общем, всего того, от чего визжат от возбуждения перед экраном в темной комнате.

Фильм Эрика Аппеля — не встряска обывательских нервов, а торжество изнанки музыкальной жизни, подкладки, которая начинает лезть из всех ее постепенно разъезжающихся швов гниющей плоти индустрии поп-музыки.

Он не заканчивается, если включить свет, — сегодня, как и пару месяцев назад.

Серая безнадежность провинциальной промзоны: спрессованные десятилетия жизни, не только убогой, но еще и лживой, развращают души и мозги, рождают безразличие и беспредел. Сын рабочего завода, привыкший к тому, что отец его ненавидит, находит утешение в игре на аккордеоне. Внезапно, прямо из ночной дискотеки посвящённой польке, он проваливается в ад жизни американского среднего класса, где слово «полька» ничего не значит, потому что никакой Френки Янкович не придёт. Отец-маньяк с пустыми глазами, который день за днем изобретает новые способы надругательства над своей жертвой, жалуясь одновременно жене: «дорогая, он должен оставить свои мечты». Уничтоженный отцом-деспотом аккордеон. Украденная Пабло Эскобаром Мадонна. Песня про ветчину. «Странный: История Эла Янковича» — хоррор, снятый как музыкальный байопик.

Все так. С одной оговоркой. Эрик Аппель — не транслятор американской хтони, он выдающийся режиссер, серьезный, первоклассный мастер. «Странный: История Эла Янковича» смотреть, может, и страшно, но легко — он завораживает сразу и не отпускает до финала.

«Странный: История Эла Янковича» — фильм, сделанный изящно. Это изящество бойца бесконтактного боя православным крестом, всегда находящего точку, в которую нужно махнуть крестом. Аппель безошибочно видит, куда бить, — и бьет сильно.

Безошибочен выбор исторического момента (восьмидесятые): грузная, неповоротливая музыкальная индустрия на грани распада, вся в пролежнях, из которых сочится кровь. Все ещё выдаёт хиты, но всех уже мутит от попсовых песенок, от ощущения того, что вот эта изжитая жизнь, она навсегда. Безошибочно и то, как Аппель дает хоррору прорасти из этой творческой усталости человеческого материала — герои «Странного» очень давно и сильно устали от своей выморочной жизни, им все тяжко. Им нужны пародийные песни. Усталость концентрируется в ощущение бессилия; у Мадонны, певицы-маньячки с серым лицом, общее бессилие дополнено творческой импотенцией — импотенция творчества рождает кошмар сюжета.

Самое важное в этом фильме то, как Аппель выстраивает образ этой «изнанки жизни» — ее атмосферу, тошнотворную и обжитую, ее внутренний сюжет, ее тотальность. У режиссёрского взгляда есть одно важное, в этом фильме, наверное, главное свойство: он не эстетизирует пародию, но укрупняет её, превращает в событие — и никогда не путает пародию с оригиналом. Пародии — не значит примитивизм. На первый взгляд весёлая изнанка жизни музыканта-пародиста в «Странном» придумана, выстроена и показана сложными, замороченными, изощренными средствами — и сама эта изощренность создает ощущение перманентной угрозы. Хоррор, как ему и полагается, у Аппеля происходит не тогда, когда что-то «страшное» случается, наоборот, все, что случается, выглядит страшно. И, главное, «страшно» здесь не является самодостаточной ценностью и конечной целью.

Аппель в «Странном» ясен, как ни в одном другом музыкальном фильме, режиссер складывает эпизоды буквально как фразы. Сакраментальное «что вы хотели сказать» здесь бессмысленно, потому что все, что хотел, режиссер сказал открытым, недвусмысленным текстом кадра и монтажа. И есть несколько кадров, которым даже монтаж не нужен, чтобы стать высказыванием, — соединение отдельных частей происходит прямо внутри одного плана. Как Янкович рождается из яйца, будучи перерождённым артистом, отрёкшимся от своего прошлого. Аппель здесь прямо, в лоб дидактичен. Если можно представить себе такой жанр — дидактический хоррор-музыкальный-байопик, то «Странный» он и есть.

Аппель не пугает разнузданной жизнью звезды, он делает ее состав наглядным. В том, как режиссер смотрит на предметы, ландшафты, лица, интерьеры есть что-то от взгляда судебного репортера, следователя, человека в поисках улик. Только дело у него вымышленное, сочиненное — а улики реальные. Вернее, маленькое конкретное дело про похищение Мадонны Пабло Эскобаром — всего лишь часть огромной групповухи под названием «Странный: История Эла Янковича», истории бескрайнего пространства, в котором пародировать легче, чем придумывать песни самому, а уйти работать на завод проще, чем поговорить с отцом.

Драматургия «Странного» возникает из столкновения безнадежности с отчаянием. Это совсем не синонимы: безнадежность лишает способности к пародии, отчаяние же дает силу хотя бы попробовать, по крайней мере, позволяет собрать ее остатки. Безнадежность живет снаружи — она льется из окна и с экрана телевизора, бьет по глазам смотрящего напоминанием: пейзаж за окном для всех одинаков, никакого другого не существует, а между пленумом и концертом нет разницы. Отчаяние есть у тех, кому вид из окна не закрывает память о чем-то другом, хотя бы смехотворную память о песне «i’m Bad», которая есть у героя Дениела Рэдклиффа. Память эта не спасает, но, по крайней мере, не позволяет избавиться от какой-то внутренней боли, а боль очеловечивает. Сам Аппель к моменту работы над фильмом — из лагеря отчаявшихся.

Пародирование знаменитых песен у Аппеля приходит одинаково — в «Странном» точно так же, как и везде, — мгновенно и безразлично. Это выстрел или удар, о котором не предупреждают, перед которым не произносят последнее слово или последнее предостережение, да даже и на последний крик времени нет. Не секунда, а доля секунды, просто один человек коротко отмахивается от другого, как от мухи: надоел. «Спасибо за награду», — скажет Странный Эл в конце фильма пришедшей за эмоциональным очищением на «Грэмми» — через минуту неизвестный киллер без паузы и колебания выстрелит в Эла. Это и убийством-то не назовешь — просто толчок, которым кого-то выпихивают из жизни. Выпихивают куда? Точно не в мир иной. «Странный» — не про мир живых, это фильм о мертвом, о многоликом мертвом мире, к которому принадлежат и пародии на песни, и аккордеон, и убогие подъезды многоэтажек, и лица в телевизоре. Какое значение имеет смерть в мертвом мире — возможно, один из самых непроясненных вопросов в «Странном», но неслучайно здесь мертвые тела остаются лежать — на складе Пабло Эскобара, в закусочной. Их просто некуда убирать, кладбище уже здесь.

Вот и всё. Смотрите хорошие музыкальные байопики, плохие не смотрите. И самое главное — смотрите хорошее кино.

Если ты прочитал до конца — спасибо тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться.

Если же ты воодушевился прочитанным максимально сильно, то ты можешь сделать ещё более крутой финт ушами:

  • Спеть в караоке классический хит Пророка Санбоя «Остров»
  • Посмотреть хороший отечественный фильм «Груз 200»

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяга.

0
36 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Велп, просто некоторым сложно читать по-настоящему талантливые тексты. Я человек скромный, но это - размышление о вечном, простирающееся гораздо дальше, чем способен понять обывательский ум. Вы привыкли к тому, что рецензии должны быть простыми и вкладывать смыслы прямо вам в рот. Но я не такой. Я, в первую очередь, творец. Плету смыслы из слов, плету слова из смыслов. И пишу для такой же взыскательной аудитории, как и я сам.

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Бороды хатлайн маяме

Чувак, я чуть с ума не сошел читая твой текст, это просто апогей графомании, гениальность не в том, чтоб написать текст а-ля КиноПоиск, а в том, чтобы донести смысл лаконично и красиво. Сам текст, если отбросить твой невыносимый для меня слог(жду +100 скачиваний коммента) - он хорош,
Потому что фильм действительно неплохой, да и музыкант андеграундный

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор
Ответить
Развернуть ветку
A R S

Со всем согласен, но про андерграндного музыканта смешно канеш

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Бороды хатлайн маяме

Андеграундный для россиян) Может я погорячился, но у меня из знакомых/друзей никто не знает его, потому и андеграундный

Ответить
Развернуть ветку
A R S

Ну хз, я его узнал еще из фильмов с Лесли Нильсеном в 90х.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Планида

Прочел начало и полез в комментраии, уж прости

Точно известно, что очень многие его не посмотрели — не потому, что пропустили, а потому, что побоялись.

Потому что Weird Al это очень локальная знаменитость, в первую очередь известный в Америке своим шоу 97го года
И этот фильм если что не биопик, это "фильм в духе того шоу"

The film is a satire of biopics and is loosely based on Yankovic's life and career as an accordionist and parody songwriter.
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Планида

Ну, я узнал о нем от американских блогеров/стримеров, смотревших его в детстве/юности
В первую очередь они говорили о шоу и потом о песнях

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Планида

Первый день очередного отказа от курения
Я душная скотина, простите

Ответить
Развернуть ветку
Балин, сын Фундина

Пародийная рецензия на пародийный фильм о пародийной звезде музыкальных пародий? Круто.

Ответить
Развернуть ветку
министерство коррупции
Спеть в караоке классический хит Пророка Санбоя «Остров» Посмотреть хороший отечественный фильм «Груз 200»
Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бочанский

Подъеб с песней защитон 😂 Сам фильм тоже сплошной подъеб. Я реально гуглил встречался ли Эл с Мадонной🙂

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Когда-нибудь кто-нибудь выкупит - и наречёт меня гением

Ответить
Развернуть ветку
No Remorse
и наречёт меня геем
Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Владислав Планида

Не говори что это чужой текст с подменой названий?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Тут даже важнее, что за чужой текст и про какой он был фильм. Мож кто-нибудь его найдёт и посмеётся также, как и я. Мне прям уморительно.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Планида

Я чет не вижу, может "моя лента" это пропустила

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Не, я на одном киносайте нашёл. У меня давно в чероновиках текст про одного знаменитого русского режиссёра и я иногда к нему возвращаюсь. Смотрел как критики реагировали на один его очень резонансный фильм, и нашёл просто апогей графомании и духоты. Чисто студентка филфака преисполнилась настолько, что выдала шедевр столь нелюбимого мною жанра текстов "а дай ка я всем покажу, что я настоящий творец и наворочу словесную помойку на много сотен слов".

Ответить
Развернуть ветку
министерство редизайна

https://www.kommersant.ru/doc/5281689 вот такое нашел, но это видимо тоже первоапрельская пародия

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Да вот как раз таки нет, рецензия максимально серьёзная, по крайней мере у меня такое впечатление сложилось. И от этого ещё смешнее, потому что я давно не читал столь напыщенной дерьмины.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Лебедь

Нахуя я тратил два коммента к другому щитпосту про это же кино? КАПЕЕЕЕЦ!!!

Ответить
Развернуть ветку
No Remorse

Теперь у тебя на 2 коммента меньше до...

Ответить
Развернуть ветку
Никита Попковъ

Ну я понял твою шутку, фильм про пародиста известных песен выполнен в виде пародии на байопики про музыкантов, а ты решил написать пародию на рецензии к этим фильмам

Ответить
Развернуть ветку
Балин, сын Фундина

Ха! Тебе меня не перехитрить. Фильм о пародисте снят как пародия на байопики, Денис написал пародию на рецензию к этим фильмам, а ты оставил пародию на комментарий под этой рецензией.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Даже я так глубоко не копал

Ответить
Развернуть ветку
Балин, сын Фундина

Прочитав твою рецензию, я достиг просветления.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Лучший

Ответить
Развернуть ветку
Райан Гослинг

Блять!Я конечно все понимаю,но читать этот текст было сложновато. Какой то просто постметаультра слой арт иронии. Типо и охуенно,но и с другой стороны зачем. Надеялся увидеть тут просто развернутое мнение о фильме,который я не решил ещё смотреть или нет, по итогу так и не смог решить

Ответить
Развернуть ветку
Денис Большаков
Автор

Фильм смотри

https://dtf.ru/1569946

Ответить
Развернуть ветку
Райан Гослинг

А во, спасибо,тогда респект

Ответить
Развернуть ветку
Балин, сын Фундина

Тройной обман ожиданий! Это уже постпостметаультра-арт-ирония.

Ответить
Развернуть ветку
Heartbreak Kid

Наконец-то обзор-паста

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Васильев

Стало интересно посмотреть на Рэдклиффа в новом образе. Смотрю фильм и попутно читаю про Янковича. Наткнулся на его пародию на Нирвану. Включил, ору уже полчаса :D

Ответить
Развернуть ветку
швепс

трек название ориги?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 36 комментариев
null