Moby: Всё летит к чертям. Хрупкие мемуары, часть вторая

Moby: Всё летит к чертям. Хрупкие мемуары, часть вторая

Вторая часть автобиографии Моби. О первой писал здесь.

Было немного странно, что книга в чистом жанре автобиографии начиналась не с самых ранних лет и заканчивалась не настоящим. Но Моби – неординарный человек, от которого можно ожидать чего угодно. Как оказалось, чёткий временной промежуток стал частью концепции, суть которой в делении книги на две части... а может быть и на три, потому что до современности Ричард снова не добрался.

В отличие от сквозного сюжета и чёткой хронологической последовательности первой книги, в этот раз автор прибегнул к замысловатому концепту в духе Квентина Тарантино – нарезать две части повествования на множество глав и выдавать их, чередуя друг с другом. Первая – 1965...1985 гг., вторая – 1999...2008 гг. Так, в стартовой части книги главы скачут таким образом: 1999-1965-1999-1969-1999-1999-1971-1999-1999-1972-2000 и так далее. Как видите, иногда бывают две главы из одного временного промежутка, идущие подряд. А ещё каждая из глав озаглавлена конкретным городом, в котором происходят описанные в ней события. Русскому читателю приятно, что наша страна не оказалась обделённой – Санкт-Петербург/2005 стал частью воспоминаний. Поначалу это не слишком заметно, но ближе к концу книги становится очевидным, что некоторые события из детства и юности Моби пытался запараллелить со временем богатства и успеха. Сюжеты эпизодов, разделённые двумя/тремя десятилетиями, перекликаются в стоящих рядом главах. Но не стоит говорить об этом как о большой творческой находке.

Moby — Sunday, Play: The B Sides, 2000

Если в первой книге разговоров о музыке было минимум, то теперь их практически не стало. Это объяснимо, поскольку в восьмидесятые Мо был никому не известным панком, сменившим десяток групп без какого-то успеха даже на местном уровне, а в нулевых писал по меньшей мере спорные альбомы, о создании которых сам вряд ли хочет вспоминать. Какие-то знакомства с вокалистами, короткие пересечения с другими музыкантами, посвящения любимцам – этого на страницах в достатке, но вот историй о создании песен совсем нет. Если бы не масса событий, происходящих в клубах и на концертах, не разобраться, какова профессия автора книги. Анализируя временные промежутки в основе повествования, несложно понять, какие эмоции превалируют в каждой из переплетающихся частей.

Moby — We Are All Made of Stars, 18 LP, 2002

Юность – это не только путь к профессии музыканта, но и история выживания, полная мучений, лишений и голодных дней. Отец Моби покончил с собой, когда тот был ещё маленьким, поэтому вплоть до поступления в колледж будущий герой электронной музыки жил в одном доме с мамой. Они постоянно переезжали, жили на пособие, и, беря в расчёт тягу матери к марихуане, Мо часто был предоставлен сам себе и вёл полубеспризорный образ жизни. Нулевые же – это падение ди-джея Моби на дно. Человек, продававший миллионы копий альбомов, после эпохи Play постепенно становится "звездой, вышедшей в тираж". Он пытался брать от жизни всё, утопая в алкоголе и беспорядочных половых связях, но со временем пришло осознание, что такой образ существования лишь пелена для отрицания принятия факта падения. Как творческого, так и морального.

Moby — Spiders, Hotel LP, 2005

Читать обо всём этом интересно, но книге чрезвычайно не хватает драматургии хотя бы в минимальных сюжетах. Великолепная память Моби, продолжающего помнить все запахи и осадки, окружавшие его в конкретный промежуток времени, уже не так поражает воображение, как при знакомстве с первой частью автобиографии, а нового козыря у автора нет. Очень многие события, особенно из более современной части, сливаются в одну серую кашу, которую можно описать парой словосочетаний: "Всё плохо" и "Моби – идиот". И название книги (в этот раз просто перевели оригинальное "Then It Fell Apart") идеально. Жизнь Ричарда планомерно катилась в пропасть, а он даже не думал ничего менять. Ни в плане музыки, ни в плане быта. Алкоголь-вечеринки, вечеринки-алкоголь, туры-секс, секс-туры. И постоянные панические атаки при попытке начать постоянные отношения.

Moby feat. Debbie Harry — New York New York, Go – The Very Best of Moby, 2006

Кажется, что настоящего Моби мы видим только в главах, посвящённых знакомству с его идолами. Например, эпизод, в котором Мо гостит у Дэвида Боуи, однозначно стал моим любимым. Он рассказывает о том дне в мельчайших подробностях, с большой любовью. Старина Дэвид мигом появляется перед глазами, а его дом переливается красками. Однако в большинстве других глав моральное состояние автора оставляет желать лучшего. Какое-то подобие человека. Слишком горькая правда, которую следовало бы чаще разбавлять рассказами о просветлении и хотя бы эпизодическом нахождении себя.

Moby — Disco Lies, Last Night LP, 2008

С книгой связан скандал, из-за которого Мо пришлось извиняться и надолго исчезнуть из соц.сетей. Дело в том, что в нескольких главах с массой подробностей рассказывается о романе автора с Натали Портман. Он старше неё на 16 лет, но это не так страшно, как возраст Натали в тот период. Это было после выхода Play, в 1999-2000 годах, то есть ей тогда было 18. И актриса, которая сейчас уже совершенно в другом статусе, жёстко возмутилась враньём, которым, по её словам, является всё описанное. "Я была слишком молода и не позволила бы случиться ничему подобному", – короткая выжимка её ответа прессе. Моби в ответ быстро сдался, извинился и исчез с радаров.

Moby — Pale Horses, Wait for Me LP, 2009

Конечно, не верится, что абсолютно всё содержимое книги, связанное с Портман, было ложью. Более того, кажется, что Мо вряд ли стал что-то приукрашивать. Но он должен был понимать, что Натали, ныне фем-активист, успешная актриса, верная супруга и мать, просто не позволит так оклеветать её чистый и яркий образ. Можно было просто опустить конкретное имя, рассказав историю, ничего в ней не меняя. Просто "встречался с молодой симпатичной актрисой сразу после блокбастера с ней в главной роли". Мы бы сами додумали, кто это мог быть. Или хотя бы оставил просто имя, "актриса Натали", и то могло бы прокатить. Но он написал как есть, направив копья феминистов всех стран прямо на своё сердце. Неосмотрительный шаг, снова ударивший по его репутации.

Я включил стилофон и провёл стилусом по клавишам. Звук был неровным, ломаным, но неожиданно красивым.

– А можно мне прослушать песню? – спросил я.

– Она ещё не сведена.

– Ничего страшного.

Дэвид вставил диск в студийный проигрыватель, нажал кнопку воспроизведения и закурил сигарету.

– Она называется «Slip Away», – сказал он, выдыхая дым.

Песня зазвучала – красивая, сильная, уязвимая, полная тоски. Через четыре или пять минут она закончилась, но мы молчали. Дэвид курил, а я мысленно продолжал слушать волнующие сердце звуки и слова.

– Дэвид, она прекрасна! – искренне сказал я.

– Спасибо.

– Нет, правда, так и есть! Это чудесная песня! Спасибо, что дал послушать.

Он погасил сигарету.

– Пойдём посмотрим, как там ужин?

«Slip Away» меня потрясла. Никто не назвал бы её лирической, или крутой, или танцевальной. Она не казалась и современной. Но это была одна из самых красивых и беззащитных песен Дэвида Боуи, которую я когда-либо слышал.

Отрывок из книги

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

1212
6 комментариев

Спасибо за этот материал!

2
Ответить

Как говорил один чел :
And Moby? You can get stomped by Obie
You 36-year-old bald headed fag, blow me
You don't know me, you're too old, let go
It's over, nobody listen to techno

1
Ответить

Моби нормальный мужик
мне серьёзно нравятся только несколько его песен : "Bodyrock", "Extreme Ways", "Pale Horses" и "LIFT ME UP" с последнего диска "Reprise" (там ещё была версия 2005 года🎸)
Всегда умеет от альбома к альбому чем-то удивлять своего слушателя.
https://www.youtube.com/watch?v=nPP9UQpSCb0&feature=youtu.be

Ответить

По-моему уже последние лет 15 у него лишь тупо безликие и немелодичные альбомы аля в эмбиент жанре. Всё лучшее, что мог создать, он по-моему уже давно создал (в начале нулевых), сейчас просто по инерции от прежней популярности идёт.

1
Ответить