"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

Все знают сэра Ридли Скотта как режиссера "Чужого", "Бегущего по лезвию" и "Гладиатора". Эти фильмы давно стали современной классикой и любимыми картинами у миллионов зрителей. Но первые шаги к всеобщей славе и успеху, были именно Дуэлянты.
Все началось в 70-ых, Скотт, на тот момент уже успешный рекламный режиссер, сняв множество работ своими руками(около 2000 роликов), нацелился на полный метр.

Выбор дебютного фильма был мучительно долгим и трудозатратным процессом. Ридли собственноручно написал три сценария, разных по жанру и настроению. Разослал их в продюссерские компании, но вскоре получил категорический отказ. Главный комментарий — «ваши истории слишком сложные и умные, аудитория их просто не поймёт».

"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

Примечательно, что после этого фиаско, Ридли Скотт больше никогда не будет тратить своё время на письмо, предпочитая работать с профессиональными сценаристами.

Но! Ридли был бы не Ридли, если первая неудача могла сломить его дух к творчеству. Даже наоборот, "сценарная неудача" раззадорила его азарт. Он начал встречаться с множеством авторов и тоннами поглащать их нереализованные сценарии. Вскоре Ридли загорается экранизацией книги Джозефа Конрада «Сердце тьмы», но когда узнает что в проект уже вцепился Коппола с его грандиозными планами на "Апокалипсис сегодня", он быстро переключается на другой рассказ Конрада «Дуэль».

"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

Студия Paramount согласилась выдать дебюту Ридли Скотта 900 тысяч долларов — сумма не слишком большая, а уж для исторической ленты и вовсе смехотворная. Но даже при таком бюджете, картина с грохотом провалилась в прокате, однако, понравилась критикам, её отметили в Каннах, номинировали на лучший фильм фестиваля и даже наградили Золотой пальмовой ветвью 'За лучший дебют'. К слову, статуэтка так и осталась единственной каннской наградой в карьере режиссера.

"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

А награждать было за что! Историческая драма, где человеческая история выходит на первый план, а сквозной идеей становится жестокое противостояние двух мужчин, которое держит зрителя с первой до последней минуты. Ридли искусно играет с темпом повествования, усиливая эмоциональный окрас стремительной сменой пейзажей и постепенным расширением проблематики, превращающая двух заклятых соперников из обычных дуэлянтов в символы 'До' и 'После' эпохи Наполеона.

"Дуэлянты" Ридли Скотта — один из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино.

Противостояние заядлого бретёра Габриэля Феро и гусара дворянского происхождения Армана д’Юбера, начавшееся с мелкого нелепого инцидента, со временем становится смыслом существования. С каждым новым десятилетием, первоначальное желание д’Юбера избежать кровопролития растворяется в безудержной ярости Феро, скопившей в себе всё — от банальной обиды за первое поражение в дуэли до примитивного классового гнева.
Не обладая большим бюджетом, Скотт осознанно фокусируется на главных персонажах, тем самым поднимая их ценность(то чего так не хватает “Наполеону”). Образы героев, мастерски воссозданные Харви Кейтелем и Китом Кэрридином, с каждым годом, становятся всё многограннее, беспрерывно изменяя и изменяясь. Врываясь в повествование двумя лихими гусарами, рубящимися насмерть в маленьком дворике, застрявшими в снегах под крепкий треск русского мороза, подходят к финалу двумя уставшими от жизни людьми... Без сил для последнего поединка на саблях, они выбирают стрельбу на пистолетах – чтобы просто быстрее все закончить.

«Есть 900 тысяч причин, чтобы не снять картину, но единственной причиной, чтобы ее снять, должны быть вы сами», — Ридли Скотт.

Съемки "Дуэлянтов" шли 80 дней попеременно в нескольких городах: французском Сарла-ла-Канеда, отлично сохранившем антураж прошлых веков, в шотландском Авиморе и Лондоне. Бюджет был ограничен, поэтому снимали в основном на натуре, используя естественное освещение. Ридли вдохновлялся постановкой “Барри Линдона”, в котором Кубрик использовал подобный натуралистичный подход к освещению.

Аутентичность в числе сильнейших сторон картины. Сабли в руках актеров — настоящие и несмотря на затупленное острие, клинки все же сохраняли опасность и запросто могли нанести серьезную травму. К тому же, Скотт просил подключать к саблям аккумуляторы, чтобы они искрили, и Харви Кейтель позже вспоминал, что его неоднократно било током. Бюджет был настолько скудными, что авторы использовали одну карету для всех сцен, выкрасив её части в разные цвета. В дальнейшем смена ракурсов позволила видеть в кадре то красную, то черную повозки.

Мушкеты также были реальными и самым дорогим реквизитом на площадке(стоимость каждого из этих антикварных орудий составляла 17 тысяч фунтов), так что в сцене, где Харви Кейтель в досаде бросает пистолет в сторону, оружие приземлялось на матрас который держал специально выделенный человек. Экономия была столь жесткой, что в одну из русских сцен Скотт вставил фрагмент из своего рекламного ролика, снятого пятью годами ранее. Самоотдача режиссера дошла до того, что он отказался от гонорара, вложив его в съемки.

Спустя много лет, The New Yorker назвал «Дуэлянтов» одним из самых впечатляющих режиссерских дебютов в истории британского кино. Картина Ридли Скотта важна для своего создателя тем, что уже на столь раннем этапе его творчества(впрочем, в большое кино он пришел в достаточно зрелом возрасте и с немалым художественным багажом) задала вектор всем дальнейшим работам. Не говоря о том, что многие приемы, использованные здесь, будут воспроизведены в том же «Чужом».
Больше постов по #RidleyScottMarathon на моем канале в телеграме

66
1 комментарий

Все хорошо, кроме казака

1