Чужой — голивудский дебют Ридли Скотта.

Чужой — голивудский дебют Ридли Скотта.

Второй и самый известный фильм Ридли Скотта стал настоящим блокбастером и культурным кинофеноменом. По сей день картина смотрится восхитительно, каждый аспект работы Скотта, начиная с первого широкого плана с титром A L I E N, до звука в финальном кадре, пропитаны леденящим ужасом космоса. Здесь режиссер — творец, он наотрез отказывается от классической формы хоррора семидесятых и создает свою оригинальную космоэстетику. В итоге, всё происходящее на экране, работает как идеальный драматургический механизм выжимающий все соки из зрителя.

Отмечу несколько мало известных фактов с производства картины:

Скотт настолько впечатлился сценарием Чужого, что прочитал его за 40 минут и, в последствии, не изменил ни одного слова в диалогах.

Скотт настоял чтобы арт-директор сконструировал локацию корабля как закрытое трехмерное пространство, чтобы он мог снимать с любого ракурса из-за постоянного света. Когда он заметил что удрученные актеры сходили с ума в поисках выхода из декораций, то попросил по ходу съемок постепенно сдвигать стены всё ближе и ближе, чтоб доводить их до нужной эмоциональной кондиции.

Режиссер сам нарисовал полную раскадровку фильма. Основным источников вдохновения в этот период, были работы Мёбиуса.

Когда Ридли лично презентовал раскадровски продюссерам студии «20th Century Fox», те сразу же увеличили бюджет фильма в два раза (с $4.2 миллионов до $8.4). Именно после этого фильма появилось понятие Ридлиграммы

Когда Ридли присоединился к проекту, студия Фокс уже уволила Гигера из-за его излишней сексуализации космоса и режиссеру пришлось лететь в Швейцарию, чтобы лично уговорить его вернуться.

Чужой — голивудский дебют Ридли Скотта.

Около 80% производства, Скотт сам выполнял работу оператора-постановщика. Спустя годы он признался, что просто не мог довериться видению другого человека(батя хотел всё сделать сам 😊). Глядя на кадры фильма, понимаешь что это упоровство было не зря, в тоже время, именно после Чужого голивудские профсоюзы запретили режиссерам брать камеры в руки.

Из забавного — на вопрос журналистов о том, как Чужой пробрался на борт спасательного шаттла в конце фильма, Ридли уверенно отвечал: «Отстаньте! Нам нужно было закончить фильм!».

Культовая сцена в которой существо разрывало грудь Кейна снята с единственного дубля, но сразу с четырех камер.

Актеры не знали что в насосные установки, встроенные в муляж трупа, были загруженные реальные потроха со скотобойни. Все реакции в сцене, абсолютно естественные, инстинктивные и сняты единожды.

Вопль Кейна в этой сцене, был создан саунд-дизайнером из комбинации шипения гадюки, свиного визга и крика младенца.

По словам сценариста Дэна О’Бэннона, идея вынашивания чужеродного организма в человеческом теле пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё.

Чужой — голивудский дебют Ридли Скотта.

Увидев первый монтаж картины, студия "20 век Фокс" была мягко говоря шокирована, т.к. ждала вторые Звездные войны. Но после беседы с режиссером решила дать ему шанс, устроив картине тестовые просмотры. Однако первый тестовый показ Чужого был сорван из-за проблем с недоработаным звуком картины.

А вот второй тестовый показ прогремел по всему Голливуду. Издания того времени пишут, что в кинотеатре творился реальный хаос: за пол часа до финала первые ряды были пусты, а женский туалет был весь в рвоте(выше реальное фото с показа). Зритель был на столько напуган происходящим, что закрывал глаза ладонями, а когда андройду Эшу отрубили голову, менеджер кинотеатра выбежал из зала, случайно ударился головой о стену и потерял сознание.

Именно на этом показе, в момент сцены когда Рипли возвращается в шаттл «Ностромо», кто-то в зале впервые истерично проорал: «Да оставь этого чёртова кота!»

После такого, студия "Фокс" реально предполагала что кино не получит кинотеатральный рейтинг и будет выпущено сразу на видео. Но всё сложилось и, вскоре, Ридлли Скотт не только возродил тренд на жанр научно-фантастических ужасов, но и создал великую франшизу живущую по сей день.

Больше о кино, и марафоне Ридли Скотта на моем канале

88
1 комментарий

8 марта сдорового человека

2
Ответить