В погоне за пламенем

О том, как miHoYo в Honkai Impact 3rd элегантно пересобрали супергероику и, кажется, сами этого не поняли.

Супергероика сегодня — максимально ходовой продукт, от которого простому обывателю можно спрятаться, разве что забравшись жить в пещеру или уйдя глубоко в лес. Не то чтобы раньше эта индустрия была в андерграунде — наоборот, комиксы и сопутствующие медиа несколько раз переживали всплески популярности ещё в прошлом веке. Однако это не идёт ни в какое сравнение с нынешней известностью, опирающуюся на разбухшую до монструозных масштабов киновселенную Marvel. Теперь для зрителя любезно расписали на несколько лет вперёд график выхода фильмов, осталось лишь сходить на сеанс и занести денег. В определённый момент к празднику жизни решила присоединиться DC и организовать свою вселенную со Снайдером, слоу-мо и христианскими отсылками, но пока получается так себе.

Конвейер обернулся тем, что даже целевая аудитория нормисов, которые ещё недавно жадно смотрели разборы каждого трейлера, изрядно так подустала от непрекращающегося изобилия контента.

На запрос постепенно подтянулась пёстрая вереница из фильмов и сериалов, где набившие оскомину клише и дурацкие правила нещадно перетряхивают. Тут у нас и Дэдпул ломает четвёртую стену, успев надоесть зрителю ещё до премьеры. «Пацаны» и «Неуязвимый» в привычную формулу добавляют чернуху и серую мораль: герои — не герои, злодеи — не злодеи и вообще всё не так однозначно. Можно вспомнить и «Хранителей», где недвусмысленно намекают, что только люди с больной головой цепляют на себя маски и бегут восстанавливать справедливость.

Что забавно, большинство переосмыслений — адаптации старых комиксов, с которых в нужный момент стряхнули пыль. Воистину, время — это плоский круг.

Так, а причём здесь Honkai Impact?

Голоса мёртвых героев

Почти любая деконструкция супергероики если не строится на мрачности и псевдореализме, то обязательно покрыта слоями иронии и постиронии. Только вот китайцы из miHoYo сделали куда тоньше и элегантней, вероятно, потому что это никогда не было их целью.

В завершившейся прошлой осенью сюжетной арке Райден Мэй волею сценаристов занесло в Elysian realm. Название места отсылает к Елисейским полям, части загробного мира в древнегреческих мифах, куда отправлялись после смерти достойнейшие воины. При этом здесь ещё и явный намёк на важность Элизии, которую Мэй встретила первой.

Реалм, как и у древних греков — последнее пристанище тринадцати Флейм-Чейсеров (на английском the Flame-Chasers, перевода на русский у игры нет и не будет, а называть их Преследователями пламени я категорически отказываюсь). Они павшие герои проигранной тысячи лет назад войны, от которых остались лишь цифровые слепки, сохранённые то ли в назидание, то ли как памятник прошлой эпохе.

Пытаясь понять, зачем она вообще здесь, Мэй со временем начинает знакомится с каждым из тринадцати. Упор на диалоги с совсем уж рудиментарными геймплейными вставками на тот момент был нетипичен для Honkai Impact. Но такой подход пусть и разочаровал некоторых, дал свои плоды.

Несмотря на то, что Флейм-Чейсеры по своей сути — типичная команда супергероев, на этом почти не делается никакого акцента, поэтому ждать привычного для жанра экшна и фансервиса не стоит. Сценаристам куда интересней за привычным архетипом увидеть человека. Не идеальное воплощение всего хорошего, которое оказалось среди простых смертных. Не поехавшего социопата, мастурбирующего на крыше небоскрёба. Обычного человека, которому выпала необычная доля. Героя без приставки «супер». Из-за этого Флейм-Чейсеры оказались не статистами в филлерной арке, а вполне комплексными персонажами со своими мотивами, трагедиями и тараканами в голове.

В погоне за пламенем

И такие истории сильно варьируются по масштабу и настроению. Взять, например, прошлое Пардофелис. На первый взгляд здесь нет никакой трагедии, наоборот, это забавный сюжет, как беззаботная воровка по нелепой случайности получает бесполезные способности и оказывается втянута в команду Чейсеров. Ха-ха, посмеялись над слабейшим Флейм-Чейсером и пошли дальше. Но если остановиться на секунду и копнуть чуть глубже, то можно увидеть довольно страшную картину, как маленькие желания маленького человека (буквально вкусно есть и много спать) перемалываются надвигающейся катастрофой.

Или вот история Космы о подростковом возрасте, когда уже вроде и не ребёнок, но ещё не взрослый. Уже произошло разочарование в герое детства, но он до сих пор теряется в сомнениях, кем именно хочет стать в будущем.

Или Апония получила дар предвидеть будущее, умение благословлять в обмен на определённые ограничения и управлять чужой волей. И вот уже напрашивается арка, где герой от своей огромной силы теряет рассудок и идёт по наклонной. Только вот Апония никогда не перестаёт желать лучшего для каждого, и до типичного злодея ей далеко. Жаль, что её благими намерениями вымощена дорога в личное чистилище, в котором могущество граничит с отчаянным бессилием. Апония видит будущее, только не в силах его исправить, и любые попытки вмешаться всегда приводят к худшему. Но она не перестаёт винить себя за неспособность изменить судьбу. Для Апонии каждая неспасённая жизнь — ещё один грех. Эта ноша почти раздавила её, поэтому Мэй при первой встрече увидела не добродеятельную монахиню, а отрешённую и почти безэмоциональную женщину, которая заперла себя в вечной темноте.

Такие истории, большие и маленькие, есть за плечами каждого из тринадцати Флейм-Чейсеров. Только Элизия — та, с которой всё началось — остаётся загадкой до самого конца.

Сказка на старый лад

Перед самой кульминацией, когда градус драмы уже давно зашкаливает, сюжет тормозит, чтобы рассказать о прошлом Элизии. Происходит это внезапно; кажется, будто сами сценаристы об этом напрочь забыли и опомнились только в самый последний момент.

Но, если честно, эта неожиданность производит куда меньшее впечатление, чем резкая смена настроения в этом флэшбеке. После ангста наблюдения за рушащимся по всем фронтам Элизиумом сюжет подсовывает историю, которая оказалась самой что ни на есть сказкой со всеми присущими глупостями и условностями.

Взрослея в уже обречённом её рождением мире Элизия продолжает смотреть на всех людей с почти детской, кажущейся наивной любовью. В этот момент становится очевидно, что сценаристы, конечно, ничего не забывали. Флэшбек закольцовывает сюжет, ясно давая понять, что сказка не закончилась в воспоминаниях. И даже тлен и безысходность — лишь её часть. И ведь правда, чем же ещё может быть история про супергероев и их попытки спасти мир?

В погоне за пламенем

Глядя на современную индустрию по производству контента про героев в трико, легко забыть простоватые и наивные корни таких историй. Сегодня студии, вооружившись толпой продюсеров и многочисленными фокус-группами, с радостью выкидывают на зрителя охапку фильмов и сериалов на любой вкус. Вот поностальгируй от кроссовера Паучков. Хм, не нравится? Тогда держи очередного мрачно-реалистичного Бэтмена.

Комиксы, которые Стэн Ли называл сказками для взрослых, обрели небывалые бюджеты и аудиторию и теперь изо всех сил пытаются стать важными и серьёзными. Поэтому теперь Джокер не потешный злодей на один выпуск, а literally me персонаж. Поэтому теперь Человек-Паук забросил быть дружелюбным соседом, а летает в космос и постигает тонкости мультивселенной.

Вот так мы и оказались в забавной реальности, где история из китайской гачи про розоволосую фем-версию Иисуса и её двенадцать друзей на порядок живее, искреннее и куда более близкая к изначальному духу комиксов, чем современные сюжеты Marvel и DC когда-либо смогут.

88
3 комментария

tl dr. Михуе гении. Все к чему они прикасаются становится нереально успешной и высококачественной частичкой искусства.

1

Да нет, в хонкае есть проблемы с темпом и диалогами в сюжете, хотя в последней главе всё стало куда лучше.
Как там в геншине и рельсе, не знаю.

Только сейчас случайно наткнулся на ваш пост. Спасибо за сюжетный разбор Elysian Realm, который мне очень понравился в игре ^_^

1