Первый и последний контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo

Когда дело доходит до контроллеров, ориентированных на людей с ограниченными возможностями, в последние несколько лет большое внимание, по понятным причинам, уделялось таким компаниям, как Microsoft и PlayStation. Xbox Adaptive Controller — это модульный контроллер массового производства, который позволяет игрокам подключать ряд периферийных устройств, а PlayStation Access Controller — это новый контроллер, который выйдет совсем скоро. Сегодня мы погрузимся в прошлое и взглянем на один из самых ранних контроллеров от Nintendo, для на людей с ограниченными возможностями.

Первый и последний  контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo

Итак, на дворе 80 годы, и NES доступна в США уже несколько лет.

Nintendo Entertainment System
Nintendo Entertainment System

И совершенно неожиданно для всех весной в 1986 Nintendo создала первый адаптивный контроллер под названием Hands Free, совместимый с NES, в который можно было играть, как можно догадаться, без помощи рук. Цель заключалась в том, чтобы люди могли играть в видеоигры, используя только рот в качестве основного средства. Звучит безумно? Да, но это была гениальная идея.

Первый и последний  контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo

Но каким образом это работает?

Крестовина управлялась с помощью длинной «палки», которая перемещалась ртом, языком или подбородкам игрока, в то время как кнопки A и B изобретательно нажимались с помощью «вдувания» и «выдувания» через маленькую трубку. Игроки также могли регулировать силу, необходимую для регистрации ввода.

У контроллера было несколько ограничений: например, нельзя было одновременно нажимать кнопки A и B или играть в игры с пистолетом. Согласно некоторым утверждениям, этот контроллер не имеет доступной кнопки «Старт», поэтому инвалиду требовалась, чтобы кто-то другой каждый раз нажимал «Старт» за него. Подтвердить или опровергнуть данную информацию, я не могу, но в целом он работал нормально.

NES Zapper
NES Zapper

История контроллера Nintendo Hands Free содержит некоторые параллели с подходом Microsoft к разработке контроллера Xbox Adaptive. В то время как Microsoft сотрудничала с благотворительными организациями, такими как например AbleGamers, и разными геймерами с инвалидностью для разработки адаптивного контроллера и обеспечения того, чтобы он отвечал потребностям игроков с ограниченными возможностями.

Nintendo же разработала контроллер Hands Free совместно с Детской больницей Сиэтла(Seattle Children’s Hospital) , где прототип контроллера был протестирован и разработан с помощью нескольких детей с ограниченными возможностями и их физиотерапевтами.

Seattle Children’s Hospital
Seattle Children’s Hospital

Реклама контроллера была сосредоточена на истории молодой девушки, которая любила игры Nintendo. Но попав в автомобильную аварию и потеряла возможность пользоваться руками. История гласит, что ее мать связалась с Nintendo и спросила, есть ли у них какие-либо устройства, которые могли бы помочь ей продолжать играть. И Nintendo начала разработку контроллера Hands Free.

Первый и последний  контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo

К большому сожалению, мало кто знал об этом устройстве, так как его можно было купить только через службу поддержки Nintendo и стоил он очень недешево. Вместе с Nintendo NES за 179 долларов (что с учетом инфляции эквивалентно сегодняшним примерно 250 долларам) или только Hands Free за 120 долларов в 1987-89.И стоит сказать, что Nintendo также продавала контроллер по себестоимости, указав, что это некоммерческий товар.

Реклама  (на французском языке) для контроллера Nintendo Hands Free, который никогда не будет  продаваться в магазинах<br />
Реклама (на французском языке) для контроллера Nintendo Hands Free, который никогда не будет продаваться в магазинах

Что действительно интересно, так это то, что Nintendo никогда больше не создавала ни одного контроллера, ориентированного на людей с ограниченными возможностями, после контроллера NES Hands Free Controller. Nintendo была на дороге, к которой придут другие компании спустя десятки лет: они работали с игроками с ограниченными возможностями, чтобы создать контроллер, соответствующий их потребностям, и продавали его по себестоимости, потому что знали, что помощь для геймеров с ограниченными возможностями важна сама по себе, а не как средство получения прибыли. Так почему же одна из первых игровых компаний, создавшая доступный контроллер остановилась и перестала развиваться в этом направлении? Мы не знаем наверняка, но я попытаюсь найти ответ.

Первый и последний  контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo

Важно отметить, что Hands Free был разработан для NES американской компанией Nintendo, а не японским подразделением. Nintendo в Японии не имела никакого отношения к созданию Hands Free, и, учитывая, насколько близко он был выпущен к запуску SNES, весьма вероятно, что контроллер доступности не был учтён при разработке их следующей системы.

Super Nintendo Entertainment System
Super Nintendo Entertainment System

Когда мы сравниваем базовые контроллеры NES и SNES, ключевое различие заключается в дополнительных кнопках. SNES имеет четыре дополнительные кнопки. Проще говоря, было невозможно настроить дополнительные кнопки с прежним контроллером в стиле «вдувания» и «выдувания».

Контроллер  SNES
Контроллер  SNES

Контроллеру Hands Free потребовалась бы фундаментальная переработка, чтобы он работал на SNES, и похоже, что Nintendo просто не справилась с этой задачей или не захотела попробовать.

С годами схемы управления Nintendo стали только более сложными, как и у их конкурентов. Nintendo, похоже, проигнорировала эту конкретную часть своего прошлого, отдав приоритет инновациям, а не доступности. Но точно можно сказать, что Nintendo предоставила для сообщества инвалидов своё видение доступного аппаратного обеспечения и опередило всех на десятилетия вперёд. Мне бы очень хотелось, чтобы в Nintendo вспомнили свою собственную историю и, возможно, когда-нибудь в будущем вернулись к созданию контроллеров, которые позволят более широкому кругу людей играть в их игры.

4242
4 комментария

Потом они начали делать консоль целую

Извините за вброс, не удержался

1

Погоди, но это же сони сделала консоль где нужно просто фильмы смотреть.

4

Хорошая статья, надеюсь в следующем поколении консолей Нинтендо будет представлен контроллер направленный на доступность от самой Нинтендо.

2

Комментарий недоступен

1