🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Больше известной как King's Field 1.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Суть игры не изменилась с первой части — бегаем по узким разветвлённым коридорам, ищем предметы, чтобы пройти дальше, по ходу дела качаемся и находим шмот. Но видны улучшения во всём, и это уже можно назвать полноценной игрой.

Мир состоит не из отдельных локаций с телепортами между ними, а цельный и проходится пешком от старта до финиша. Более того — новые локации подгружаются незаметно на фоне, пока вы идёте через предназначенные для этого длинные коридоры и медленно открывающиеся двери в их начале и конце. И это в 1995 году! Всё-таки не всегда консоли тормозят индустрию — на ПК фоновая загрузка стала нормой лишь с появлением Unreal Engine 3, и даже на таких передовых движках как id Tech 3 и Source игроку то и дело приходилось смотреть на статичную картинку со словом «загрузка».

Огнедышащая двухголовая улитка.
Огнедышащая двухголовая улитка.

Содержимое посещённых локаций после загрузки новой не обнуляется. Если не взяли что-то выпавшее из противника, можете вернуться позже, оно не исчезнет. В самом начале игры золотая монетка из убитой стрекозы осталась висеть в воздухе, и даже в конце там и продолжила находиться.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Заметно улучшилась графика. Коридоры всё такие же квадратные, но появилось много мелких деталей вроде бочек и фонарей. Текстуры легко позволяют отличить каменную поверхность от деревянной, кирпичной или просто земли. Хотя между повторяющимися текстурами часто явно видны стыки, особенно на камнях. В домиках местных жителей есть мебель, камины, картины.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Персонажи всё такие же безлицые, но это компенсируется причёсками, бородами и проработанной одеждой для каждого. Анимация стала достаточно хорошей и уже не напоминает «мой первый урок скелетной анимации в Blender».

Хотя кое-где возникают вопросы.

Изменилась музыка. В первой части она хоть и подходила игре и навевала нужную атмосферу, но начинала сильно задалбывать, когда слышишь одно и то же целый час, блуждая по этажу. Здесь музыка более спокойная и разнообразная и не надоедает. Много запоминающихся мелодий.

Ах, какая в King's Field 2 вода! Водопад — это стена, сквозь него не пройти.
Ах, какая в King's Field 2 вода! Водопад — это стена, сквозь него не пройти.

Но есть кое-что, что не просто не улучшили, а даже сделали хуже. Хитбоксы! Если в первой части я кое-как приноровился попадать по врагам, да и оружие с большой зоной попадания под конец находится, то во второй так и не смог понять — достану ли я мечом. Ситуация усугубляется тем, что здесь много мелких, быстрых и летающих противников, которые перемещаются быстрее, чем вы поворачиваетесь и замахиваетесь. Требуется постоянно крутить камерой вверх-вниз, а не только вбок. Ткнуть мечом во вражескую лужу на полу зачастую удаётся лишь после того, как вы в неё вляпались и получили отравление.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

У игры большие проблемы с производительностью, и в менее тесных локациях, чем обычно, она сильно тормозит. По давней японской традиции FromSoftware многое завязали на частоту кадров, включая анимацию ваших ударов. То есть, становится совсем невозможно рассчитать, когда замах меча достигнет цель. К счастью, можно сделать то, что не работало в King's Field 1 — выставить в эмуляторе разгон плейстейшновского процессора (я поставил 200%) и более-менее выровнять частоту кадров. Хак на широкую картинку работает хуже, чем в первой части, и по бокам часто пропадают текстуры и объекты.

Умер от кривых хитбоксов.
Умер от кривых хитбоксов.

Ещё есть неудобства с ориентированием. Даже в первой части, при всех её одноцветных коридорах, было легче понять, куда идти, не смотря на карту на каждом повороте. Напомню, как выглядела типичная карта уровня KF1:

Уровни поделены на зоны, к которым ведут дороги от центрального коридора. В одной части уровня — кривые развилки, в другой — набор маленьких прямоугольных комнат, или большой зал где проходу мешают стены, или не стены, а ямы. Запомнил направление — и вперёд, по компасу. А вот одна из карт KF2:

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Сплошные квадраты. И пару шагов нельзя сделать, чтобы не пришлось повернуть. К тому же, теперь активно используется трёхмерность игры, и на каждом уровне есть второй этаж или подземелье. Разработчикам настолько понравилась идея с двумя картами из прошлой игры, что они решили: зачем делать две карты, если можно сделать три! Причём новая найденная карта не делает ненужной старую, понадобятся все три. Вторая карта показывает все подземелья, но верхние уровни изображает плохо. На третьей хорошо показаны почти все места (кроме подземелий), причём нередко даже секретные комнаты, но нет кое-чего, что есть на первой карте. Ну вот зачем так делать?

«Но дыра».
«Но дыра».

Карты ещё и добыть надо. Я и первую нашёл далеко не сразу, хотя она близко от самого начала игры — но там, куда я не пошёл в первую очередь. А уж другие без подглядывания в прохождения и вовсе не найти. Да и с руководствами по игре в интернете негусто — лишь несколько карт без особых подробностей и одно худо-бедно вменяемое текстовое прохождение на английском. Неудобно ими пользоваться при большой нелинейности игры, и я искал там что-то, только если потерялся и не знал, где искать ключ от запертой двери или сундука, или, наоборот, если нашёл ключ и хотел сразу узнать, от чего он. Что, впрочем, случалось часто.

Дерево.
Дерево.

Но всё же заметно, что над проработкой уровней старались. Иллюзорных стен нет — есть секретные двери, отъезжающие по нажатию кнопки действия. С обратной стороны они даже видны. Иногда можно заметить их по выделяющимся плейстейшновским полигонам при повороте камеры. Обычно есть подсказки, что рядом что-то такое есть. Или звук монстра откуда-то, или окошко, через которое видна комната, куда нет прохода на карте. Или можно провалиться сквозь пол.

Пример такого намёка.
Пример такого намёка.

При всей квадратности и одинаковости локаций они имеют смысл. Где-то стоят домики с местными жителями, где-то — казармы со стражниками, где-то — ледяные пещеры с соответствующими противниками. NPC дают поручения — чаще всего типа «мой <вставьте родственника> пошёл вот туда и потерялся, верни его». Находите ­— возвращаете его в семью и получаете награду.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

На каждом домике написаны имена владельцев, хоть в половине случаев дома и пустуют. Кое-кто занимается торговлей или крафтом.

Игрожур из верхнего интернета в нижний с нами не спустится.
Игрожур из верхнего интернета в нижний с нами не спустится.

Торговцы отличаются не только ассортиментом, но и ценами. Чем дальше — тем они выше, причём не только на покупку, но и на продажу ненужного. Впрочем, как и в первой части, нет особой нужды что-то покупать, кроме лечебной травы на первых порах. Всё оружие и броню можно найти и без трат.

Есть NPC, который продаёт ключи или даже делает копии ключей, которые должны оставаться вставленными в дверь, чтобы она могла открываться. Ключ волшебника покупать не надо — его можно найти — а вот серебряный и золотой стоит купить, чтобы открывать сундуки, содержимое которых окупит вложения. Золотой — дорогой, а на серебряный должно хватить денег, когда вы впервые встречаете этого ключника. Если всё же не хватает, есть смысл поднатужиться и накопить на него сразу.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Но не любой сундук этими ключами открывается. Понадобится найти ещё два, и это произойдёт почти в конце игры. Так что запоминайте, где стоят запертые сундуки, чтобы не упустить какой-нибудь хороший шлем.

Из некоторых сундуков выпрыгивают скелеты. Эдакие прототипы мимиков.
Из некоторых сундуков выпрыгивают скелеты. Эдакие прототипы мимиков.

В казармах есть двери, для открытия которых в них нужно вставлять специальный ключ-ромбик. Его можно вытащить и использовать на другой двери. Причём вставляется он с двух сторон. Дверь за вами закрылась, а такие ключи закончились? Поздравляю, вы застряли! Предполагается, что игрок будет постоянно вставлять-убирать эти ключи, но я решил не париться и сделать штук 15 дубликатов у ключника, они недорогие. Ещё у него можно сделать копию ключа от склепа эльфов почти в конце игры, где нужно два ключа, но стоит он столько, что никаких денег не хватит. Лучше искать самому.

Бюджет игры вырос, и теперь фрукты дерева драконов растут на деревьях драконов, а не на потолке.
Бюджет игры вырос, и теперь фрукты дерева драконов растут на деревьях драконов, а не на потолке.

Враги появляются вновь не бесконечно. Какие-то — всего раз или несколько, какие-то имеют большую задержку перед повторным появлением. Сорванная трава тоже может вырасти со временем. Драконьи фрукты сначала появляются на ветке дерева, потом падают. Есть кальмары, у которых сначала уничтожается большая голова (за это тоже дают опыт), а потом остаток. Коричневые лужи отравляют, если на них наступить, а зелёные, наоборот, от отравления лечат. Но немного здоровья отнимут. Изредка из врагов выпадает что-то ценное, а не только пара монет.

А фонтан восстанавливает здоровье.
А фонтан восстанавливает здоровье.

Есть боссы, хотя только в двух случаях они явно выглядят как боссы. В остальном — просто увеличенные версии обычных врагов.

Этот босс простой, но мешают выползающие термиты.
Этот босс простой, но мешают выползающие термиты.

Интересно устроена магия. Она делится на несколько типов — вода, огонь и т. д. Чтобы получить новое заклинание, защитное или атакующее, нужно найти кристалл соответствующего типа магии. Применяете его, и готово. Кристаллы можно собирать в любом порядке, уровни магии всё равно будут повышаться одинаково. Не нужна магия — кристаллы можно продать задорого. Обычно кристаллы хорошенько запрятаны.

Кристалл света.<br />
Кристалл света.

Можно бегать! Теперь бродить по избеганным вдоль и поперёк уровням не так уныло. Но бег моментально убирает полоски выносливости у оружия и магии, и после остановки нужно ждать восполнение. Причём скорость восстановления зависит от выбранного оружия и последнего применённого заклинания. Использовали что-то мощное — ждите долго, не имея возможность полечиться, например. Потому я всю игру пользовался самой слабой начальной магией — фаерболом и каким-то вылетающим диском. Магия огня не работает, когда у вас в руках ледяной меч, а диск пробивает врагов насквозь, и поэтому я чаще выпускал его. Попасть им сложнее, но с такими кривыми хитбоксами я и большим фаерболом часто промахивался в упор.

Есть вот такие препятствия. Их можно отключить.
Есть вот такие препятствия. Их можно отключить.

Бег нужен не только для ускорения передвижения. Иногда можно, разбежавшись, прыгнуть со скалы и попасть в недоступное иначе место. Иногда с секретным предметом, а иногда и обязательное. Не представляю, как об этом додуматься самостоятельно. В первый раз я заглянул в прохождение как раз тогда, когда всё обошёл, и дальше идти некуда. Оказалось, нужно вот так прыгнуть.

Таким образом можно добраться до вот этой катаны.
Таким образом можно добраться до вот этой катаны.

У некоторого оружия есть магическая атака. Даже две. Как и в первой части, сначала нужно поднять параметры атаки и магии до 60/60. Делается это точно так же, как и там.

А лампы можно зажигать фаерболом.
А лампы можно зажигать фаерболом.

Помимо мечей, появился лук! Но пользоваться им неудобно. Стреляет непонятно куда, нужно постоянно выбирать его в инвентаре… Есть ещё арбалет, но я его не нашёл. И если вы думаете, что стрелы можно просто взять и купить — сильно ошибаетесь.

А вот вражеские лучники бьют без промаха.
А вот вражеские лучники бьют без промаха.

У станций сохранения есть возможность телепорта между ними. Но, опять же, вы слишком хорошего мнения о FromSoftware, если рассчитываете перемещаться куда угодно по желанию. В игре есть три пары предметов ключ-замок, которые на дороге не валяются. Ключ вставляете в камень на месте сохранения, а замок используете из инвентаря для возвращения именно на это место, на что потратится 10 очков маны. Ключ можно вытащить и применить где-то ещё.

Комната сохранения.
Комната сохранения.

Таким образом, игра предлагает возиться с этими ключами и запоминать, куда вы их вставили. С учётом того, что сразу никогда не понятно, в каком направлении потребуется идти дальше, это жутко неудобно. Что мешало сделать свободное перемещение? Хорошо, конечно, что хоть такое есть — в миядзаковскую эпоху FromSoftware только в Dark Souls 2 вспомнили, что могут дать игроку телепортироваться между кострами. А ведь в игре есть места, откуда без возврата не выбраться никак. Скажем, падаешь в колодец, находишь кристалл магии, а вылезти не можешь. Потому обязательно нужно, во-первых, вставить первый найденный ключ хоть куда-нибудь, а во-вторых, иметь запас маны, которую очень долго будет негде и нечем пополнить.

На мой взгляд, оптимальное использование ключей такое: один вставляете у самого большого фонтана в центре игры, второй носите с собой, а если нужно ненадолго вернуться к фонтану и потом обратно — добежать до ближайшего сохранения, вставить второй ключ туда, телепортироваться к фонтану, затем обратно, после чего не забыть ключ вытащить.

Можно покататься в вагонетке.
Можно покататься в вагонетке.

Фонтаны нужны немного для других целей, нежели в первой части. Да, фонтан с водой, а также маленькие фонтанчики у ручьёв восполняют здоровье до максимума. Но только здоровье — не ману. В зале с центральным фонтаном можно, вставив специальные штуки, запустить потоки какой-то особой воды, которая восстанавливает ману (розовый) или лечит плохие статусы (зелёный). Я сначала запустил поток обычной воды и совершил ошибку — лучше бы начал с маны. Пришлось долго искать вторую такую штуку прежде, чем иметь возможность начать наконец-то пользоваться магией. Хотя не уверен, что так можно было, а не заставляют начать с воды. А вот когда запускаешь все ручейки в фонтан, жидкость в нём становится золотой и оказывает все три эффекта сразу.

Но главное предназначение фонтанов — не питьё из них. Совсем как в дарк соулсах с их эстусом, здесь есть фляги, куда можно набрать воду, решая самому, какой водой сколько наполнить. Но в отличие от нубских душ, где все фляги заполняются автоматически после отдыха, в King's Field 2 всё по-хардкору. Изначально фляг нет вообще, ищите, где хотите. Можно поискать специальные кристаллы, и один NPC скрафтит из двух кристаллов одну флягу. Заполняются фляги только у фонтанов, по одной, вручную, когда вы выбираете пустую в инвентаре. Но это ещё не всё — фляги можно не только приобрести, но и потерять! Один NPC предлагает всякие ништяки вроде самой полной карты взамен на фляги — по три штуки за предмет. Впрочем, фляг можно собрать достаточно много, чтобы хватало. Но улучшать их нельзя, прибавляют они фиксированное количество здоровья и маны, и придётся пить из них литрами в последних локациях игры с сильными противниками. Такие вот игры для суровых тру-геймеров делали FromSoftware когда-то. А потом пришёл Миядзаки и всё оказуалил.

Нужно по много раз говорить с болтливыми персонажами, прежде чем они соизволят сказать что-то важное.
Нужно по много раз говорить с болтливыми персонажами, прежде чем они соизволят сказать что-то важное.

У предметов в инвентаре даже описания нет. Разбирайтесь сами, что для чего нужно. Зеркало истины из KF1 есть и здесь, но показывает только название локации, где вы находитесь. Где-то далеко стоит персонаж, который всё же говорит о предназначении любого предмета, который вы ему покажете. Я натолкнулся на него всего раз, а потом то ли он куда-то делся, то ли изначально находился в труднодоступном месте не по пути основной беготни.

Действие игры происходит в том же королевстве, что и в прошлой игре. Потомки героя той игры умудрились потерять меч лунного света, и принц Александр (не горшок) решил его найти.

King's Field 2 заметно сложнее первой игры. По большей части, из-за уворотливых врагов, по которым сложно попасть, и опасных мест вроде ям и ловушек. Когда вы только начинаете игру и делаете неосторожный шаг в сторону, то падаете в воду и тонете. Даже жалкая стрекоза, которую вы встречаете первым делом, наносит вам 20 урона каждым укусом (а у вас пока что 50 хп), указывая вам на ваше место.

На этом месте вы выключите игру и пойдёте отдыхать в какую-нибудь расслабляющую вроде «три в ряд» или элден ринга.
На этом месте вы выключите игру и пойдёте отдыхать в какую-нибудь расслабляющую вроде «три в ряд» или элден ринга.

Пещеру неподалёку охраняет первый босс — гигантский кальмар. В пещере находится ключ, который понадобится вам очень и очень нескоро, потому нет смысла возиться с боссом на начальных этапах игры. Лучше разберитесь с ним, когда заимеете доступ к фонтану с маной и несколько фляг. Разве что он будет до этого момента мешать вам пробегать мимо, хватая вас тентаклями, но часто это делать не придётся.

🎮 Обзор игры King's Field 2 (PS1, 1995)

Этот ключ — один из двух, нужных для открытия того эльфийского склепа. Но только ключей недостаточно, придётся покрутить круги для правильной комбинации символов. Выставите не ту — упадёте на нижний этаж. Кто-то где-то упоминал верную комбинацию, но вот кто? Обходить всю игру и заново со всеми говорить? Хорошо, что есть GameFAQs.

Вот так правильно.
Вот так правильно.

В склепе есть хороший меч. Не лучший, но сильно поможет бить ближайшего босса. Я попал к боссу раньше и едва победил. А в одной из могил эльфов есть полезный элемент брони. Игра здесь строит подлянку, раскидав повсюду десятки могил, среди который лишь единицы что-то хранят. Привыкаешь, что нет смысла в них тыкаться, но оказывается, что кое-где всё же надо.

Этим мечом можно защищаться. Только вот для этого требуется нажать аж три кнопки с правильным рассчётом времени.
Этим мечом можно защищаться. Только вот для этого требуется нажать аж три кнопки с правильным рассчётом времени.

Перед боссом нужно победить несколько мини-боссов. Если уйти для пополнения фляг, они воскреснут. Убиваются мощной магией они быстро, и их можно использовать, чтобы прокачать парочку уровней. Когда босс мёртв, они перестают появляться.

Босс. Пускает волны, от которых не увернуться, и нужно брать его измором. Бейте, лечитесь, надейтесь, что фляг достаточно.
Босс. Пускает волны, от которых не увернуться, и нужно брать его измором. Бейте, лечитесь, надейтесь, что фляг достаточно.

А ещё в игре есть…

Внимание.

Приготовьтесь.

Держитесь крепче.

Ядовитые болота!

Ну ладно, не совсем болота, а пещеры, но суть та же.

Ядовитые болота. Сага. Начало.
Ядовитые болота. Сага. Начало.

Прыгаете в яму, и пока ходите внизу, получаете отравление. Ну или не получаете, если у вас есть браслет скорпиона, который даёт прибавку к защите от яда. Он лежит неподалёку, но я ещё в начале игры нашёл такой же. Можно сразу оба надеть, чтобы наверняка. Пока всякие демон соулсы и элден ринги зачем-то не разрешают надеть два одинаковых кольца или талисмана сразу, King's Field 2 игрока не ограничивает.

Прыгай в яму, получи полный фром софтвер экспириенс.
Прыгай в яму, получи полный фром софтвер экспириенс.

Но к финальному боссу нужно подготовиться как следует. После череды спасения персонажей и поиска ключевых предметов один NPC предложит сковать супермеч, а вам придётся подождать. Сколько ждать? Ну, для начала вставьте ключ в ближайший камень для телепортации.

Приходите вы позже, и он снова отправляет вас ждать. Стоит и нагло поливает цветы. Он приступал к работе вообще?

Да сколько времени тебе нужно?
Да сколько времени тебе нужно?

Нужно вернуться, когда повысите один уровень. Непись продолжит поливать цветочки, но скажет, что меч готов. Заходите в его дом — и правда, лежит на столе! Только вот если зайти перед разговором, то меча там не будет. А поговорите — появляется. Такая фромовская логика, пора бы уже привыкнуть.

Когда меч у вас, открываются двери, у которых ранее появлялось сообщение «sealed». Вы же запомнили, где их встречали? За нами находится лучший шмот. Но не весь комплект. Сапоги продаёт один дед по грабительской цене.

Видишь эти сапоги? А не получишь!
Видишь эти сапоги? А не получишь!

Есть хитрость: если зайти сбоку и начать его бить, то он будет понемногу смещаться в сторону, и через некоторое время вы сможете протиснуться. Но тут можно обнаружить, что персонажи умирают, когда долго их рубишь. Не знаю, что будет, если убить сюжетно важного персонажа. Или это невозможно? В общем, если вам жалко дедушку, возьмите меч послабее. Когда ограбите его, то обнаружите, что эти сапоги он больше не продаёт.

Путь к финальному боссу проходит через лабиринт, состоящий из нескольких локаций с развилками, заканчивающимися телепортами.

Напоминает фильм «Трон».
Напоминает фильм «Трон».

Последний босс куда легче предыдущего. Стреляете в него магической атакой меча, пока не умрёт. Немного мешают шарики, которые летают вокруг него и принимают ваши удары. Полезно применить предмет, позволяющий временно не тратить ману, но я про него забыл.

Местный зверь Элдена.
Местный зверь Элдена.

За ним находится тот самый меч лунного света, который так нужен главгерою.

Думаете: ух, сейчас я этим мечом всем покажу, где раки зимуют! Но…
Думаете: ух, сейчас я этим мечом всем покажу, где раки зимуют! Но…

Берёте его ­— и игра заканчивается.

Конец. А кто всё прочитал — молодец.
Конец. А кто всё прочитал — молодец.

Несмотря на технический прогресс в сравнении с KF1, игра всё так же останавливается на финальном экране и не переходит в главное меню.

Игра понравилась мне куда больше первой части, и я могу осторожно её рекомендовать. Если вас не пугают неудобства с управлением, боем, излишне усложнённой системой телепортов, пополнения фляг, квестов от NPC и всего вообще, то вполне можно поиграть. Пока фанбои любой хорошей игры годами требуют её ремейк, я говорю: ремейки нужны не хорошим играм, а вот таким, где есть интересные задумки, но они похоронены под ограничениями платформы и странными геймдизайнерскими решениями. Сюда бы карту с автопометками, журнал заданий, свободную телепортацию между сохранялками, и чтобы фляги сами наливались — отличная была бы игра. Даже не припомню какую-нибудь современную игру, где был бы упор на исследование открытого, но не очень большого мира, а не на сражения и прокачку.

Кое в чём разработчики постарались сделать игровой процесс удобнее. Предметы можно продавать и покупать сразу по несколько штук, а не по одному. На кнопку Select назначается любое дополнительное действие вроде поедания травы, выпивания фляги или применения второго заклинания — кроме открытия карты почему-то. Но лучше всё же не упарываться по погружению в игру, а не стесняться добавлять игровые условности, чтобы избавить игрока от скучных рутинных действия. Конечно, есть логика в том, что нужно руками вставлять ключи для телепорта и наливать воду во фляги. Но стала бы игра хуже, если делала это за игрока сама? Найдутся люди, которые скажут, что да. В конце концов, существуют люди, которые всерьёз говорят, что Far Cry 2 — хорошая игра, а не коричневое уныние. Но для меня есть разница между «в игре МОЖНО такое-то делать» и «в игре НУЖНО это делать», и второе я не одобряю. История показывает, что даже до FromSoftware эта истина доходит, хоть и медленно, и в каждом последующем проекте они по чайной ложке убирают рутину. Есть ли качественные улучшения в King's Field 3? Оставайтесь на связи.

3030 показов
556556 открытий
2 комментария

Неплохо

Ответить

Хотелось бы подробней про сюжет, конечно, но и без этого хорошо.

Ответить