🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Ваш Марио теперь жрпг.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Примечание: я играл с недавно вышедшим патчем «Reworked Text v1.1», который вроде как исправляет ошибки перевода с японского на английский оригинальной игры. Не припомню в оригинале, который проходил много-много лет назад, значительные ошибки, но, наверное, раз такой патч существует, значит, потребность в нём была. В официальном нинтендовском руководстве по игре на 128 страниц встречал расхождения в именах и названиях — видимо, их патч затронул.

Однажды «Нинтендо» захотела пополнить жанры игр, в которых появляется всем известный водопроводчик, жутко популярным тогда жанром японских ролевых игр. Это сейчас есть серии Paper Mario и Mario & Luigi, но тогда потребовалось обратиться к специалистам, и для разработки была выбрана Square. Сегодня в это сложно поверить, но в то далёкое время они были гарантией качества. Но чтобы уж точно не получилось, как с зельдами на Philips CD-i, Миямото стал приглядывать за процессом разработки.

Многие элементы получившейся игры прижились и до сих пор используются собственными нинтендовскими студиями. Бои не рандомные, а врагов видно на уровне, и можно избежать драки. Зачастую это даже предпочтительная стратегия, и враги расставлены как препятствия, которые нужно перепрыгивать или избегать другими способами, чтобы не тратить лишнее время. Странно, что на закате жизни SNES Square поняла, что случайные бои каждые несколько метров всем надоели, но на PS1 в финалках к ним вернулась. Нужды в сражениях здесь нет, гриндить никогда не надо, из врагов не выпадает ничего важного, а прокачка всё равно идёт медленно. В конце игры у меня персонажи дошли до 24 уровня. Деньги набивать тоже не нужно. Тратить их особо и не на что, и очень быстро вы упрётесь в лимит 999 монеток. Кроме обычных денег есть особые зелёные монетки, которых мало, но за них не предлагают купить что-нибудь такое, что сильно повлияло бы на игровой процесс.

Прокачай своего Марио.
Прокачай своего Марио.

После получения персонажем нового уровня все его характеристики немного повышаются, и вдобавок вам предлагают улучшить что-нибудь на выбор — физическую атаку-защиту, магическую или количество здоровья.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Марио не только прыгает на головы, но и лупит противников киянкой. Есть и другие виды оружия, не связанные с молотками. В том числе и у союзников Марио. Если в определённый момент во время атаки или защиты успеть нажать на кнопку действия, ваш удар станет сильнее, а вражеский — слабее. Сделать это несложно, нужно лишь понять, когда именно следует нажимать для каждого оружия.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Помимо стандартной атаки, есть специальные умения, появляющиеся с получением новых уровней. На них расходуется местная мана, которая называется цветочными очками. Необычно, что хранилище очков общее у отряда, а не как в других играх, где у каждого своя полоска маны. Максимальное количество увеличивается специальными предметами, количество которых строго ограничено. У Марио есть приёмы прыжка на голову, при которых своевременным нажатием кнопки можно отскочить от противника и напрыгнуть на него ещё раз, и ещё, пока не ошибётесь. Примерно на 16-ом отскоке интервал между прыжками меняется, и тут-то вы и выбьетесь из ритма. Но не нужно рассчитывать, что 16 прыжков увеличат силу удара в 16 раз — к базовому урону от одного прыжка последующие добавляют по чуть-чуть. Часто проще ударить молотком.

Оружие у каждого игрового персонажа своё, одежда есть как уникальная, так и общая для всех или нескольких, дополнительный аксессуар — тоже.

Дом Марио.
Дом Марио.

Предметы в инвентаре не группируются. Каждый грибочек занимает отдельный слот, которых немного. Приходится то и дело выкидывать то, что нужно меньше всего. А что понадобится дальше — вы же не знаете! Например, воскрешалки стоят копейки, и игра достаточно лёгкая, чтобы ими почти не приходилось пользоваться, но в некоторых сложных местах могут резко понадобиться, и вы обнаруживаете, что инвентарь забит хорошими редкими грибами, а воскрешалки закончились. Или есть предмет, моментально убивающий любую нежить. Полезный, чтобы быстро расправиться с особо сильным привидением, а также это единственный способ убить скелет. И вот вы прошли локацию, где много таких врагов, и больше их вроде как и нет, но изредка попадаются и дальше. Хранить ли эти предметы на всякий случай, и сколько? В том же инвентаре вместе с расходниками находятся и квестовые предметы — необязательные для прохождения игры, но где-то их можно как-то использовать, кому-то отдать и получить что-нибудь полезное. По ясности побочных заданий Super Mario RPG находится примерно на одном уровне с Elden Ring.

Для оружия и шмота — свой инвентарь, тоже ограниченный, но там это не такая проблема. Старое и слабое оружие и одежду нет смысла держать. Аксессуары лучше хранить все — в какой-то момент может понадобиться защита от превращения, например.

Тут что-то на японском.
Тут что-то на японском.

В боях действия атака/защита/предмет/магия выбираются не в меню, а отдельными кнопками. Вполне удобно и быстро, только приходится назначить кнопки на иксбоксовском геймпаде по их расположению, а не соответствию буквам.

Данки Конг, идентичный натуральному.
Данки Конг, идентичный натуральному.

Иногда в ходе сражения нужно не просто бить всех пока не умрут, а есть какое-то дополнительный нюанс. Скажем, какой-то вид противников не двигается, пока его не ударить, и лучше его оставить напоследок. Или за убийство дают какой-то бонус вроде увеличения силы или повторного хода. А вот босс, который может отключить одну из кнопок:

Кодзима переигран и уничтожен.
Кодзима переигран и уничтожен.

Иногда после боя предлагают сыграть в напёрстки и удвоить количество полученных денег или очков опыта.

Глупая игра и не подозревает, что у меня есть быстрые сохранения.
Глупая игра и не подозревает, что у меня есть быстрые сохранения.

Если кто-то умер, после сражения оживает с 1 хп. Все плохие эффекты вроде отравления тоже автоматически исчезают. Часто после сюжетных сценок здоровье персонажей и цветочные очки восполняются до максимума. Точек сохранений много.

Помимо боёв, разговоров и побочных квестов в Super Mario RPG немало разнообразных мини-игр. Вот ипподром с динозаврами, где можно просто сделать ставку, а можно оседлать Ёши самому:

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Поездка на вагонетке:

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

И многое-многое другое. Мини-игры можно повторять и выигрывать дополнительные монетки — и обычные, и лягушачьи. В плане разнообразия игра хороша и не надоедает. Так как у нас тут игра про самого Марио, а не шаблонное аниме, то встречается и платформинг. Правда, неудобно заниматься им в изометрической перспективе. Мне никогда не нравился стандартный для жрпг вид, когда всё одновременно показывается и сверху, и прямо, но изометрия, пусть и выглядит лучше, не подходит для прыжков. Сложно определить, на каком расстоянии от Марио и на какой высоте находится следующий квадратик, на который надо прыгнуть. Интересно, можно ли сделать ролевую игру про Марио с видом сбоку, как в платформерах с ним?

А вот что в Super Mario RPG однозначно плохо — это графика. Слабенько, некрасиво, и не дотягивает не то что до стандартов Square, а даже до среднего уровня. Маленькие уровни висят в воздухе на синем фоне с переходами между ними, иногда неочевидными. Земля под ногами — просто сплошной зелёный цвет. Повсюду какие-то грязные пятна. Спрайты зачастую плохо стыкуются. У объектов вроде кустов по бокам торчат чёрные пиксели. Нет контрастности, всё какое-то смазанное, в том числе и персонажи, у которых даже лица не различить — просто мешанина из пикселей. Выглядит так, будто всю графику нарисовали на бумаге — возможно, качественно, — но потом отсканировали и по-быстрому огрубили до уровня, который потянет SNES. Если посмотреть на другие игры Square того времени, то очевидно, что они в состоянии сделать суперкрасиво, да ещё и анимировать половину объектов на экране. Может, Миямото подгонял разработчиков? У нас тут уже 1996 год, люди выносят SNES на свалки, выпускайте игру быстрее, пока есть шанс продать хоть что-то! Другого объяснения у меня нет.

Особенно всё печально становится ближе к концу игры в финальных локациях. Вы видите здесь платформы, по которым нужно пропрыгать? А они есть!

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Но не всё так плохо. Анимированы персонажи куда лучше, чем нарисованы, в катсценах много чего происходит, а диалоги — это не просто стоят человечки на фоне текста. Вот Марио рассказывает завязку сюжета:

Начинается всё как всегда в играх про Марио. Принцесса Поганка сидит и думает о государственных делах.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Прилетает Баузер и утаскивает её в свой замок.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Марио спешит на помощь.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Завязывается бой.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Но вдруг! Прилетает какой-то меч и отжимает замок.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Тут-то всё и начинается по-настоящему.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Заодно меч ломает кольцо Элдена или что-то в таком роде на семь звёзд, и нам предстоит найти их все.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Игровые миры разбиты на уровни, между ними переходим по карте, как и в платформерах про Марио.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Ходим-бродим, разговариваем со всеми. Наслаждаемся популярностью — все персонажи выражают респект, когда понимают, что перед ними стоит тот самый Марио.

Похищениям принцессы никто уже не удивляется.
Похищениям принцессы никто уже не удивляется.

Находим звезду.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Попадаем на болота — неядовитые — дом нашего первого союзника. Малой (Mallow) — облачко, воспитанное лягушками. Крепкий середнячок в плане баланса, есть в нём что-то для каждого, умеет всё, но средне — и просто бить, и лечить, и атаковать магией. Может узнать состояние здоровье противника, полезно. Вполне годится, чтобы держать его в отряде. Забегая вперёд, скажу, что всего игровых персонажей 5, в отряд влезает трое. Марио в нём есть всегда, остальных в любое время можно выбрать.

Серьёзно, что с графикой? Вы только посмотрите на эти спрайты и их сочетания.
Серьёзно, что с графикой? Вы только посмотрите на эти спрайты и их сочетания.

На болотах есть мини-игра, где нужно сыграть мелодию по нотам и впечатлить местного композитора Жабовского. Мелодий в игре несколько.

Дорожка в синюю пустоту — это такие здесь переходы между локациями.
Дорожка в синюю пустоту — это такие здесь переходы между локациями.

Жутко неудобно, что используется сразу две октавы.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

В лесу находим ещё одного персонажа в партию — Гену (Geno), который как-то связан с этими звёздами. Атакует он вполне неплохо, может также усиливать союзников, но лечить не может, и без лекаря в отряде грибы в вашем инвентаре быстро закончатся.

На самом деле он не Гена.
На самом деле он не Гена.

Затем встречаем Баузера, и он присоединяется к Марио, чтобы вернуть свой замок. Бьёт сильно, и наверняка вы заходите держать его в отряде всегда. Магия у него так себе, зато может всех отравить на несколько ходов.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Ну и принцессу Поганку в скором времени спасаем и пополняем ей отряд. Атакует она совсем уж никак, зато хорошо лечит, да ещё и снимая при этом вредные статусы, и может воскрешать. При обычной игре её наличие означает, что в каждом раунде ваши персонажи будут делать два удара, а не три, и бои будут затягиваться. Зато в драках с боссами, особенно в конце, становится незаменимой — иначе лечебные предметы в вашем крохотном инвентаре быстро закончатся, и вы будете обречены. Удар за Марио, удар за Баузера, лечение всех или воскрешение Поганкой, повторять до победы, при необходимости пополнять цветочные очки.

В какой ещё игре можно собрать такую команду?
В какой ещё игре можно собрать такую команду?

В поисках звёзд предстоит побывать в разнообразных мирах. Полянка с упавшими звёздами, на которые загадывают желания:

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Забраться высоко в небесное королевство, где обнаруживается, что Малой — его принц, и его родителей нужно спасти от злодеев, захвативших королевство.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

И обзавестись золотыми статуями в вашу честь.

Растрата бюджетных средств.
Растрата бюджетных средств.

Повстречать местных Могучих Рейджеров.

Найдите среди них Шерифа.
Найдите среди них Шерифа.

После шестой звезды пора возвращаться в замок Баузера и через него попасть в финальную локацию к главному злодею. В замке перед нами 6 дверей. Объяснять нужно?

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Всё же нужно? Требуется пройти через 4 их них, а что за ними — не узнаем, пока не зайдём. А за ними — череда испытаний. За двумя — сплошные сражения. Их много, но они простые, ведь в замке, в основном, встречаются всё те же противники, что и в начале игры.

Тем более что от вида Баузера многие сразу убегают.
Тем более что от вида Баузера многие сразу убегают.

Ещё за двумя дверьми находятся полосы препятствий и несколько попыток на их прохождение. В изометрической перспективе заниматься продвинутым платформерством сложновато.

И ещё за двумя внезапно встречаются испытания для ума. Викторины на знание самой игры, логические загадки. Например, посчитать количество бочек на экране.

Ну кто так стыкует тайлы?
Ну кто так стыкует тайлы?

Пройти вообще всё нельзя, после четырёх дверей нас кидают дальше. В конце концов попадаем к финальному боссу. Им оказывается кузнец Кузя, который куёт живое оружие.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Нужно бить и его самого, и его средства производства. Так как игра японская, то после драки финальный босс показывает нам свою Истинную Форму.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Вторая часть боя сложнее и дольше. Босс перековывает себе голову и получает новые виды атак.

Истинная форма.
Истинная форма.

Если сможете победить босса, получите последнюю звезду.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Все захватчики будут изгнаны.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Баузер останется отстраивать замок.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

А все остальные пойдут тусить.

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)

Super Mario RPG — вполне удачное совмещение мира Супер Марио и JRPG. Ограниченный инвентарь, QTE в боях, общие очки магии и прыжки привносят что-то нестандартное в жанр. С другой стороны, любителям Марио и лора Грибного Королевства (он ведь есть?) может не понравится, что игра, кроме тройки знакомых персонажей, не очень-то и использует знакомые элементы игр про Марио. Замени Марио на Соника, упоминание прыжков в тексте на бег, перерисуй некоторых противников — и получится Super Sonic RPG, и все подумают, что так и было. Зачем браться за игру по готовой вселенной, чтобы в результате нагородить отсебятину? Это как в Kingdom Hearts от тех же Square. Начали с диснеевских персонажей и переносу игрока в знакомые мультфильмы, пришли к аниме-сюжету про Тьму и Сердца, в котором персонажи «Диснея» смотрятся лишними и просто зачем-то болтаются на заднем плане.

Ничего, в общем-то, не потеряете, если пропустите Super Mario RPG и перейдёте сразу к Paper Mario на Nintendo 64. Играется примерно так же, но повсюду знакомые тоады и боб-омбы в привычном окружении.

С другой стороны, где ещё вы поиграете за Баузера?

🎮 Обзор игры Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars (SNES, 1996)
4343 показа
932932 открытия
1 комментарий

Но чтобы уж точно не получилось, как с зельдами на Philips CD-i, Миямото стал приглядывать за процессом разработки.марио рпг тогда бы стал мемным шедевром, если бы не приглядывал?

Ответить