Supertramp — «Breakfast In America» (1979)

Сегодня в рубрике #nostalgie — альбом Supertramp «Breakfast In America», который вышел в 1979 году и стал одним из самых успешных в истории рок-музыки. Это был шестой студийный альбом английской рок-группы, который они записали в 1978 году в студии The Village Recorder в Лос-Анджелесе.

Жанр: ClassicRock, PopRock; Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopen.qobuz.com%2Falbum%2F0060075330437&postId=1806504" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Qobuz</a>
Жанр: ClassicRock, PopRock; Источник: Qobuz

Альбом получился веселым и жизнерадостным, отражая мечты и фантазии музыкантов о жизни в Америке. На обложке альбома изображен вид на Манхэттен из окна самолета, но с забавными деталями: статуя Свободы держит в руке стакан с апельсиновым соком, а небоскребы сделаны из посуды и приборов.

44 года назад английская группа Supertramp вторглась в Соединенные Штаты с альбомом «Breakfast in America». Этот альбом стал для группы одновременно и вершиной, и началом конца. На протяжении всего существования группы рабочие отношения между циничным баритоном Риком Дэвисом и спиричуэл тенором Роджером Ходжсоном были противоречивыми. И все же этим двум непримиримым противоположностям удалось написать самый классический альбом в истории поп-музыки.

К 1973 году британцы уже завоевали Америку. The Beatles, The Rolling Stones, The Who и The Kinks наводнили чарты подобно цунами, а новая волна была на подходе с Queen, Genesis и Pink Floyd. В том же году Рик Дэвис и Роджер Ходжсон (которые тремя годами ранее анонимно выпустили свой дебютный альбом «Supertramp») решили обновить свою группу. Они наняли шотландского басиста Дуги Томсона, калифорнийского барабанщика Боба Сибенберга и английского духовика Джона Хелливелла (играл на саксофоне, кларнете, флейте и иногда на клавишных).

Новый формат привлек внимание лейбла A&M, и их отправили на ферму в сельской местности с Кеном Скоттом, который только что закончил запись альбомов «Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player» для Элтона Джона и «Ziggy Stardust» для Боуи. Год спустя альбом «Crime of the Century» произвёл впечатление как на критиков, так и на публику, отправив Supertramp в высший дивизион, особенно благодаря высокому голосу Роджера Ходжсона в хите «Dreamer», который в дальнейшем стал фирменным звуком группы.

Supertramp - Dreamer

Группа переехала в Калифорнию и сразу же записала продолжение — альбом «Crisis? What Crisis?», выпущенный в 1975 году. Для следующего альбома «Even in the Quietest Moments» (1977) Supertramp хотели нанять звукоинженера Джеффа Эмерика, который работал над «Revolver» и «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Поскольку Эмерик не был доступен, он прислал им своего ученика Питера Хендерсона. Рассел Поуп, их концертный звукооператор и шестой участник Supertramp, был удивлен, когда увидел молодого человека: «Этот парень вошел в дверь (на вид ему было около 14 лет) и мы сказали: «Что, вы, должно быть, шутите!». Но уже через два дня, когда мы услышали его подход к записи, мы поняли, что он идеален».

«Give a Little Bit» (еще одна песня Ходжсона) с гитарой, звучащей как у Джимми Пейджа на «Tangerine», имела огромный успех, и группа решила продолжить работу с Хендерсоном на следующей пластинке. На этот раз Рик и Роджер были согласны: следующий альбом должен был показать более легкую, веселую сторону группы, с более попсовыми элементами, чем предыдущие альбомы.

Supertramp - Give A Little Bit (Official 4K Video)

В апреле 1978 года Хендерсон прибыл в Лос-Анджелес, думая, что они сразу же приступят к записи. Однако группа все еще репетировала свои девять новых композиций. «Ничего не было готово, так что в итоге мы сделали очень, очень базовые восьмидорожечные демо-записи для всего альбома, — говорит он, — Как оказалось, это была хорошая возможность поработать над аранжировками».

Затем группа начала 8-месячный процесс записи в студии Village Recorder Studios, посвятив 7 из этих месяцев наложению звука, которое стало почти навязчивым. «Работая над альбомом так долго, у всех были разные идеи относительно того, каким должен быть готовый продукт. Некоторые участники группы хотели, чтобы он был немного более хай-файным и ультрачистым, в то время как другим нравилось то, как он звучал, то есть более насыщенный звук. В итоге мы ходили по кругу, и нам пришлось начинать все сначала», — вспоминает продюсер.

Рик Дэвис начал терять интерес: «Восемь месяцев — это смехотворно много времени, правда. Я много пропустил, когда мы записывали «Завтрак в Америке». Это просто становилось скучным, не приносящим никакого удовольствия. Ты входишь, а они играют определенную часть, и через пять часов они все еще продолжают... Но я, конечно, благодарен за результаты. Я бы только добавил путаницы, если бы болтался без дела».

В основном Ходжсон настаивал на более чистом звучании, желая сохранить репутацию группы за высокое качество звука. Но это было не без трудностей. «Близился конец февраля 79-го, и у нас оставалось всего три дня, чтобы свести альбом. Мы теряли объективность и терпение. В последний день мы буквально всю ночь работали над ремиксом четырех песен и практически сразу приступили к мастерингу. К счастью, в конце концов, мы поддались своим инстинктам», — сказал Питер Хендерсон, который думал, что его карьера закончена, когда увидел в студии мастеринга почесывание подбородка и обеспокоенное выражение лица инженера. В конце концов, он был вознагражден за свои усилия, получив Грэмми за «Лучшее сведение альбома».

29 марта 1979 года альбом «Breakfast in America» поступил в музыкальные магазины, и продажи первого сингла «The Logical Song», представлявшего собой смесь The Beatles и The Kinks с кастаньетами и соло на саксофоне, вселили уверенность в звукозаписывающую компанию. Композиция была написана на старом электропианино Wurlitzer Роджера Ходжсона и рассказывала о его детстве, когда его отправили в школу-интернат. Она поднялась на 6-е место в американском чарте лучших синглов и помогла альбому стать одним из самых продаваемых альбомов в истории.

Supertramp - The Logical Song (Official 4K Video)

Проданный тиражом 18 миллионов экземпляров в то время, когда панк был в самом разгаре, альбом стал хитом почти во всем мире (номер один в США, Канаде, Австралии и Франции) благодаря своим гладким, удобным для радиостанций песням и игривой обложке альбома, разработанной Майком Дудом (который также был автором альбома Led Zeppelin «Physical Graffiti») с актрисой Кейт Муртаг в костюме официантки, имитирующей статую Свободы. Хотя некоторые люди видели в ней сатиру на американское общество (не говоря уже о теоретиках заговора, которые связывали обложку с 11 сентября), никто из участников группы никогда не подтверждал это двоякое толкование.

С такими гимнами, поднимающими настроение, как «Breakfast in America», «Take the Long Way Home» (автор Ходжсон), «Goodbye Stranger» и «Oh Darling» (автор Дэвис), Supertramp снова сменили жанр, перейдя от прог-рока к поп-року, что всегда было частью группы, по словам Рика Дэвиса:

Я думаю, мы чувствовали, что сделали три довольно серьезных альбома и настало время показать более светлую сторону себя. Поп-музыка всегда была частью характера группы. Может быть, её немного приглушили сравнения с Genesis, но она всегда была там. В некотором смысле, легче написать минорный опус, чем действительно хорошую запоминающуюся поп-песню. Это совсем не просто. У Роджера их целая стопка высотой в милю, знаете ли.

Supertramp - Breakfast in America (Live In Paris '79)

С самого начала два альфа-самца не могли договориться о названии. Альбом был почти назван «Hello Stranger», что символизировало недостаток общения между двумя мозгами Supertramp. «Несколько песен на «Breakfast in America» были похожи на то, как два человека говорят друг с другом и друг на друга», — вспоминает Ходжсон. «Я мог опускать образ мышления Рика, а он мог оспаривать мой взгляд на жизнь. Мы думали сделать это темой... Мы не очень хорошо общались через этот альбом».

Хотя они нашли общий язык через музыку, у двух лидеров группы совершенно противоположные характеры. Роджер Ходжсон — человек духовный, практикующий йогу, он из тех, кто ратует за целительную силу музыки. Рик Дэвис — скорее логический мыслитель. Ему не особенно нравится жить в США, но именно там находится бизнес.

Supertramp - Goodbye Stranger (Official Music Video)

По словам Ходжсона, разрыв возник еще в 1972 году, когда Дэвис отказался принимать ЛСД вместе с ним. «Это создало барьер между нами, потому что мы не могли разделить опыт», — сказал Ходжсон. «В результате того, что я принимал трип, мой разум был открыт для всего того, чего не знал он».

Дэвис открыто критиковал такие песни, как «Babaji» (названная в честь легендарного индийского духовного мастера), «Even in the Quietest Moments» «Lord Is It Mine». «Лично я осуждаю это, — сказал он NME в 1979 году, — Я скорее останусь анонимным, чем стану религиозным. Я могу поссориться с Роджером на следующем альбоме по этому поводу... Это неправильно. У нас в группе есть люди, которым на это наплевать».

Babaji, Written and Composed by Roger Hodgson of Supertramp

«У нас странные отношения, — подтвердил Ходжсон, — Есть очень глубокая связь, но она определенно в основном на музыкальном уровне. Когда мы играем вдвоем, возникает невероятная эмпатия. Его приземленная манера писать, очень рок-н-ролльная, уравновешивает мой легкий, более мелодичный стиль». Но этот баланс, который был устойчив в студии, когда все могут разойтись по домам, взорвался на гастролях, где музыканты постоянно находятся друг с другом.

После «Завтрака в Америке» Supertramp ждал огромный тур «The Breakfast Tour», включавший 50 концертов в Северной Америке на площадках, заполненных 10 000 людьми, около 50 тонн оборудования и команду из 40 человек. В течение полутора лет группа давала концерты по всему миру, результатом чего стал двойной концертный альбом «Live in Paris in 1980», записанный в Pavillon de Paris.

Supertramp вышли с другой стороны измученными и разделенными. «Нам придется использовать это время более творчески, чем просто бесконечные туры, потому что это в конце концов убьет нас», — объяснял Дэвис в то время. «Пять песен, которые я написал на Breakfast — это единственное, что я сделал за три года. Я не могу мыслить здраво, когда мы в дороге. Я думаю только о том, куда мы едем дальше... Ты начинаешь думать: сможем ли мы выжить, не находясь так много рядом друг с другом? Сможем ли мы все существовать в своих собственных маленьких мирах, а потом снова собраться вместе как Supertramp?»

Ответ пришел в ноябре 1981 года, когда группа наконец вернулась в студию для записи «Famous Last Words», последнего альбома Supertramp с Роджером Ходжсоном, который объявил о своем уходе из группы в марте 1983 года. «Это было не очень счастливое время. Я был разочарован тем, как шел бизнес, меня смущал успех, который сделал все чрезмерным и жестоким. Я чувствовал, что пришло время уйти от этого безумия, и что я должен вернуться домой», — сказал он тридцать лет спустя.

Roger Hodgson - Lord Is It Mine [Live 2010]

Ходжсон решил позволить остальным участникам продолжать использовать название Supertramp при условии, что все будут играть только те песни, которые они сочинили, прекрасно зная, что он написал самые популярные из них. Дэвис не соблюдал моральный контракт, что привело к еще более глубокой пропасти между двумя бывшими партнерами, которая взорвалась в 2010 году во время тура «70-10», тура в честь 40-летия группы, которая медленно распадалась на протяжении многих лет.

Несмотря на попытки примирения, Ходжсон не принял участия в туре. Он отомстил, обвинив Дэвиса в предательстве: «На сцене его группа исполняла все мои песни и наняла певца, у которого был мой тембр! Некоторые зрители даже думали, что это я». Итак, в честь 40-летия «Завтрака в Америке» Ходжсон с лета 2018 года отправился в огромное сольное мировое турне.

by Smaël Bouaici, April 2, 2019

<p>Supertramp - Breakfast In America (Remastered) (1979)</p><p>© A&amp;M</p>

Supertramp - Breakfast In America (Remastered) (1979)

© A&M

Увидеть больше обзоров на те или иные альбомы можно на подсайте «О музыке», послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм можно на моем канале.

66
3 комментария

Узнал про них в лонгплее, почитал здесь, все хорошо

2

классный альбом ваще

1