Led Zeppelin: 50 лет рока

В 2018 году Led Zeppelin отметили 50-летие, но единственным «подарком» для них стала красивая книга, которая поступила в продажу осенью. Вписав свой след в историю рока всего за 12 лет, Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Пол Джонс часто воссоединялись на сцене и в студии после смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году, с разной степенью успеха. Давайте вспомним различные возвращения Led Zep, которые, как мы надеемся, могут натолкнуть на несколько хороших идей для действительно хорошего праздничного концерта...

Жанр: ClassicRock; Источник: <a href="https://open.qobuz.com/story/IN2DMME5M5MUJI3OMYI5OQRKN4" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Qobuz</a>
Жанр: ClassicRock; Источник: Qobuz

В 1988 году, когда Роберта Планта спросили, что вдохновляет его на 20-летие Led Zeppelin, он счел эту идею нелепой. Он отмахнулся от идеи, что только потому, что Led Zeppelin создавали музыку, их должны чествовать так, как будто они герои войны. После внезапной смерти Джона Бонэма 25 сентября 1980 года три других участника группы согласились окончательно прекратить существование Led Zeppelin: казалось немыслимым продолжать деятельность без их культового и незаменимого барабанщика. Затем последовало несколько редких выступлений, например, на Live Aid 13 июля 1985 года на стадионе JFK в Филадельфии или в Madison Square Garden 14 мая 1988 года, чтобы почтить память человека, который рискнул подписать контракт с Led Zeppelin на своем лейбле Atlantic за двадцать лет до этого — Ахмета Эртегюна.

Led Zeppelin - Atlantic 40th Anniversary (Full Concert, 1988)

Но прошло еще 20 лет до их первого настоящего воссоединения 10 декабря 2007 года на лондонской O2 Arena (Celebration Day) с Джейсоном Бонэмом, сыном Джона, за барабанами. Пока мы ждали, было много интересного: более 200 концертов и два альбома Джимми Пейджа и Роберта Планта («No Quarter», в 1994 году, и «Walking into Clarksdale», в 1998 году), а также два тура удивительного Джимми Пейджа с The Black Crowes (Live at the Greek), величайшая дань уважения знаменитому дирижаблю.

Led Zeppelin Celebration Day

Как и Битлз, эти трое мужчин часто получали предложения с умопомрачительными суммами в качестве соблазна для нового воссоединения, но их не переубедили. Джон Пол Джонс предпочел создать другую супергруппу, Them Crooked Vultures, с Дэйвом Гролом (Nirvana, Foo Fighters...) и Джошем Хомме (Queens Of The Stone Age...); Джимми Пейдж в основном занимался тем, что стирал пыль со старых записей группы, а Роберт Плант чередовал сольную карьеру с различными группами и проектами (Priory of Brion, Strange Sensation, Robert Plant/Alison Krauss, Band Of Joy, The Sensational Space Shifters...).

Плант по-прежнему наиболее сдержанно относится к идее возвращения Led Zeppelin. Через три года после концерта Live Aid у них было довольно разочаровывающее живое выступление, и певец прямо сказал: «Работать с Джимми снова, особенно возвращаться на сцену... Это все равно, что оказаться в постели с бывшей женой и не иметь возможности заняться любовью. Вы не можете воссоздать старые отношения в том виде, в котором они были в лучшие времена. Это просто невозможно».

Но Роберт Плант, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс всё же собрались вместе 2 декабря 2012 года после чествования Led Zeppelin на 36-й церемонии Kennedy Center Honors в Вашингтоне, округ Колумбия. Но, несмотря на присутствие Барака Обамы, они не сыграли ни ноты, оставив сцену свободной для Дэйва Грола и Foo Fighters, Ленни Кравица, Джека Блэка, Энн и Нэнси Уилсон (Heart, The Lovemongers...) и Кида Рока, чтобы исполнить подборку культовых песен. Но церемония глубоко тронула их. Плант был на грани слез во время «Stairway to Heaven», песни, которую он терпеть не мог еще во времена Led Zeppelin.

Heart - Stairway to Heaven Led Zeppelin - Kennedy Center Honors HD

Джимми Пейдж подтвердил это:

Мы не знали, что нас ждет, и поэтому наши эмоции были так заметны. Я только что видел Дэйва Грола в отеле и не думал, что он собирается что-то играть. Даже тот факт, что Джейсон Бонэм (часто игравший на барабанах во время воссоединений в 1980-х) был там, стал сюрпризом для всех нас троих. Кид Рок великолепно сыграл «Babe I'm Gonna Leave You». Очень жаль, что это событие не транслировалось. Гитарные аранжировки были превосходны, включая «Ramble On». А финал с Heart на «Stairway to Heaven» был просто потрясающим. Я всегда с большим уважением относился к сестрам Уилсон, и их выступление с хором, который появился в конце, было великолепным. Это было похоже на госпел-адаптацию, и я подумал: «Ух ты, какая хорошая идея!». Я никогда не ожидал услышать нашу музыку в таком исполнении. Это было действительно волшебство. Это было так трогательно, потому что мы могли сказать, что это было сыграно с такой любовью и уважением. У меня не было причин играть что-либо; я просто был там, чтобы слушать. Правда, я бы хотел послушать еще немного...

Это сильный намек на то, что концерт в том же духе был бы отличным способом отпраздновать 50-летие Led Zeppelin...

Пейдж держит ключи от архивов Led Zep уже около двадцати лет, контролируя все переиздания, и это в основном потому, что группа — его творение. В 1968 году он решил создать New Yardbirds с несколькими отобранными музыкантами. Первую попытку он предпринял с Китом Муном, который придумал название Led Zeppelin, и Джоном Энтвистлом. Барабанщик и басист из группы The Who, прежде чем передумать, рассматривал вариант с Питом Тауншендом и Роджером Долтри. Джон Пол Джонс, который посетит те же студийные сессии, что и Пейдж, будет первым, кто подпишет контракт, но двое мужчин надеялись дополнить группу своим первым выбором певца, Терри Ридом. Рид, который не был доступен, настоятельно рекомендовал Роберта Планта, который, в свою очередь, предложил Джона Бонэма (они оба были участниками Crawling King Snakes и Band Of Joy).

Led Zeppelin "Dazed and confused" (live) - Archive vidéo INA

Первая репетиция состоялась 12 августа 1968 года, и, согласно легенде, волшебство произошло мгновенно. Пейдж вспоминает об этом с нежностью:

Я написал несколько композиций первого альбома, таких как «Babe I'm Gonna Leave You», «Dazed and Confused» и «Communication Breakdown», задолго до образования Led Zeppelin. Фактически, еще до того, как я познакомился с Робертом Плантом. С самой первой репетиции мы играли естественно и свободно, не нуждаясь ни в каких авторитетах. И с этого момента все встало на свои места. Каждый чувствовал, что с самого начала должен выкладываться по полной. Клянусь, Джон Бонэм никогда в жизни так не играл до прихода в Led Zeppelin. Он мог это делать, но никогда не позволял себе этого. То же самое можно сказать и о Джоне Поле Джонсе. Он никогда не мог играть так свободно. Что касается меня, то я был неплох, когда был с Yardbirds, но я никогда не приближался к тем вещам, которые я мог исследовать с Led Zeppelin.

С самого начала состав был идеальным, как подтвердил Джон Пол Джонс:

В Led Zeppelin мы не так много говорили о музыке. Мы играли, не задавая лишних вопросов. По большому счету, каждый привносил свой собственный опыт, и это помогало нам справляться без проблем.

Хотя Пейдж был маэстро в самом начале, никто не стремился быть лидером.

Не так много групп, в которых все участники так равны, как мы были в Led Zeppelin. Никто не хотел навалиться на другого. Даже я, хотя я тщательно планировал нашу музыку.

Led Zeppelin в студийных альбомах

Сколько групп пережили свой момент славы, прежде чем канули в безвестность? Led Zeppelin пережили все мимолетные причуды, нуждаясь лишь в том, чтобы время от времени подправлять некоторые из своих альбомов. По словам Пейджа, такое долголетие связано не только с химией между членами группы, но и с исключительной тщательностью, с которой они подходили к созданию альбомов:

Мы никогда не относились к записи альбомов легкомысленно. Мы всегда подходили к этому настолько профессионально, насколько это возможно. Мы нанимали лучших инженеров, использовали лучшее оборудование... Я уделял много внимания всему, что связано с hi-fi, который развивался в то время. Это было похоже на открытие совершенно нового измерения звука. Но прежде всего вам нужна была группа, которая бы отлично звучала, когда вы собирали всё вместе. Вы никогда не должны перекрывать партии музыкантов в финальном миксе; вы должны максимально раскрыть каждого из них. То, что делал Джон Бонэм, было таким же сложным и точным, как и то, что Джон Пол Джонс играл на басу или клавишных, и это позволило гитаре идеально развить весь звук, прежде чем Роберт ввёл свой грозный голос...

За двенадцать лет Led Zeppelin записали одни из самых ярких альбомов в истории рока, но Джимми Пейдж чувствовал, что ему необходимо снова и снова возвращаться к внушительной дискографии группы, первые переиздания которой не соответствовали его требовательным стандартам:

Я чувствовал, что очень важно, чтобы эти переиздания были идеальными, и чтобы люди получали соотношение цены и качества. Вот почему я потратил так много времени на то, чтобы прослушать всё заново. Я хотел быть уверенным, что ничего не забыл из всех этих старых записей. Как археолог, я перевернул каждый камень, чтобы увидеть, что под ним находится.

Led Zeppelin live Альбомы и сборники

Каким бы невероятным ни казалось новое воссоединение, даже с Робертом Плантом в хорошем настроении, Led Zeppelin таковы, что в них никогда не будет необходимости в ярком шоу. Трое оставшихся в живых могут принимать решения от одного дня к другому. Кто посмеет сказать им: «Это невозможно?». Известно, что Пейдж больше всех готов к этому: «Я бы с удовольствием снова взялся за свою роль; я уже делал это несколько раз и мне очень понравилось. Я бы даже хотел опробовать несколько новых композиций Led Zeppelin, которые у меня есть в рукаве. Но, как ни странно, мы вообще не говорили о воссоединении».

Джон Пол Джонс, еще во времена Crooked Vultures, говорил, что готов вернуться в свой старый состав даже без Планта: «Когда Роберт сказал нам, что не хочет продолжать после концерта в O2, мы с Джимми попытались создать новую группу. Люди говорили, что мы просто пытаемся сделать Led Zeppelin без Роберта Планта, но это было неправдой. Мы просто хотели создать новую группу, совершенно другую, с новыми составами. Мы проводили дни за репетициями в студии, но мы с Джимми не сошлись в выборе вокалиста».

На данный момент, после выпуска виниловой коллекции с неизданными миксами «Рок-н-ролл и друзья» ко Дню музыкального магазина 21 апреля 2019 года, они договорились провести «дискуссионную» встречу и выпустить огромную книгу в 368 страниц, сравнимую с массивной «Антологией Битлз». Она называется «Led Zeppelin by Led Zeppelin», и вышла в октябре 2020 года в издательстве Reel Art Press.

Led Zeppelin — 50-я годовщина

Больше обзоров на альбомы можно найти на подсайте «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, перейдите на мой канал.

2.9K2.9K показов
189189 открытий
Начать дискуссию