Beastie Boys — «Licensed To Ill» (1986)
«Licensed To Ill» — дебютный студийный альбом американской хип-хоп-группы Beastie Boys. Он был выпущен 15 ноября 1986 года лейблами Def Jam и Columbia Records. Это первый рэп-альбом, возглавивший чарт Billboard 200, и второй рэп-альбом, получивший платиновый статус.
Возможно, появление «Licensed to Ill» было неизбежно — белая группа, смешавшая рок и рэп, стала первым альбомом номер один в истории хип-хопа. Но такое прочтение истории альбома ставит крест на Beastie Boys, продюсере Рике Рубине, его лейбле Def Jam и этой замечательной пластинке, поскольку смешать металл и хип-хоп не так-то просто.
Простое сэмплирование и скретчирование Sabbath и Zeppelin под хип-хоп биты не делает запись автоматически хорошей, хотя есть некий висцеральный кайф в том, чтобы услышать эти мускулистые риффы, перегруженные скретчем.
Но во многом это заслуга продюсерских навыков Рика Рубина, металхэда, который вместе с Расселом Симмонсом основал Def Jam Records и ранее флиртовал с этим звучанием на альбоме Run-D.M.C. «Raising Hell», не говоря уже о нескольких синглах и разовых работах с Beasties до этой пластинки.
Он создал рэп-рок, но если отдать ему должное за «Licensed to Ill» (как это сделали некоторые), то это вводит в заблуждение, поскольку это же самое сочетание не было бы таким мощным и не выдержало бы столько лет — не стало бы классикой рока — если бы не Beastie Boys, которые подпитывали эту запись своей страстью к субкультурам, поп-культуре, шуткам и опьяняющей силе игры слов.
В то время не сразу стало ясно, что их несносная скороговорка — это часть личности (судьба, которая позже постигнет Эминема), но годы прояснили, что это была шутка — хотя, слушая весёлые рифмы, наполненные явными пародиями и абсурдами, трудно представить, как обиделись некоторые в то время.
Что, естественно, является заслугой не только музыки — не зря её называют музыкой дьявола — но и буйного воображения Beasties, чьи рифмы проникают в сознание благодаря гонзо-юмору и ликующей подаче.
В поп-музыке ещё не было более смешной и заразительной пластинки, чем эта, и это не потому, что группа издевается над рэперами (по правде говоря, по-настоящему извращенные колкости адресованы мальчикам из студенческих братств и пивных), а потому, что они уже создали свою собственную вселенную и точки отсчёта, где выплевывать абсурдистские рифмы и выстукивать «Fight for Your Right (To Party)» так же смешно, как посылать ду-воп с «Girls» на углу улицы.
Кроме того, пластинка отличается всепоглощающей громкостью — работая на оси, где встречаются металл, панк и рэп, никогда ещё не было такой тяжёлой и энергичной записи, опьянённой собственной мощью и в то же время головокружительной от того, что им удаётся.
Чувство подлинного открытия, создания новой музыки осталось и спустя годы, после бесчисленных прослушиваний, бесчисленных неверных интерпретаций, бесчисленных подражаний, даже бесчисленных извинений со стороны Beasties, которые казались виноватыми в том, насколько пьянящим является их звучание, как оно заставляет пропитанный пивом гедонизм звучать как апогей человеческого опыта. И может быть, так оно и есть, а может быть, и нет, но в любом случае «Licensed to Ill» занимает место среди величайших альбомов своего времени.
© Stephen Thomas Erlewine /TiVo
Beastie Boys - Licensed To Ill (1986)
© Def Jam Recordings