Blasphemous: метроидвания, которая над вами издевается

Но это нормально, потому что вы – в мире победившего религиозного фанатизма

Главный герой в игре очень своеобразный. И в течение прохождения как личность себя не проявляет. Может только помолиться
Главный герой в игре очень своеобразный. И в течение прохождения как личность себя не проявляет. Может только помолиться

В последние годы появилась целая категория игр, которые принято называть «Dark Souls в 2D». Как правило, это инди-проекты с нехитрой графикой, заимствующие механики и атмосферу «соулса». Сюда же отнесли и Blasphemous – и совершенно напрасно. Это никакой не souls-like, а довольно «зубодробильная» метроидвания, сложность которой заключается даже не в боевке, а в самом строении мира и его загадках.

Так кому и почему стоит поиграть в Blasphemous? Об этом сейчас и поговорим.

Без веры – не играть

Если в Blasphemous и есть что-то от Dark Souls – так это мрачный и таинственный мир. Но и он реализован в своем стиле. Собственно, этот стиль, визуальный, музыкальный и «лорный» - и есть то, за что эту игру полюбили очень многие.

Начиная с самого старта игры нам практически ничего не объясняют. Играем мы за какого-то странного персонажа с конусом на голове, который приходит в себя среди горы трупов (привет, Dead Cells). Затем мы попадаем в какой-то город, который выглядит очень мирно и странно на фоне происходящей в этом месте дичи.

Выглядит игра великолепно - в этом ей не откажешь
Выглядит игра великолепно - в этом ей не откажешь

А как еще назвать происходящее? Практически каждый встречающийся тебе на пути персонаж - религиозный фанатик разной степени упоротости. Кто-то занимается самобичеванием, кто-то избрал путь паломника, а третьи нападают на тебя, потому что того требует их вера.

Но всех их объединяет одно – они говорят максимально пафосно, загадочно и витиевато (спасибо локализаторам, отлично постарались!). И, это, конечно, все очень сильно работает на атмосферу игры, однако продираться через этот религиозный бред довольно тяжело. Зачастую тянет просто пролистать очередное нагромождение слов и пойти дальше.

Пойди туда, не знаю куда…

С квестами также – поначалу нас просят сделать что-то вполне очевидное – принести трав, чтобы спасти раненых. Но очень быстро поручения становятся столь же путанными, как и речи NPC. А, учитывая огромный размер и сложность карты, часто долго не можешь понять, что именно за предмет ты нашел, и какому фрику должен был это отнести.

Как вам такие NPC?
Как вам такие NPC?

Кстати о предметах. Понять их назначение – самое сложное, что вообще есть в этой игре. Вас ждут целые манускрипты, написанные чуть ли не на старославянском языке. А о назначении самого артефакта – пара строчек в самом низу. Правда, и бонусы они зачастую дают не такие уж и важные – чуть дольше работает пэри, чуть больше защиты и так далее. Но есть и крайне ценные– например, тот, что позволяет дышать миазмами. Без него не получится пройти целые локации. А теперь о самом геймплее.

…принеси то, не знаю что

Карта Blasphemous – это многоуровневая сеть лабиринтов, которую придется прочесать «от и до» не один раз. Если, конечно, хотите найти все предметы. И, если поиск костей праведников – это, скорее, хобби (за которое, правда, потом дадут награду), то некоторые девайсы – просто must-have. Например, обязательно нужно найти штуку, позволяющую видеть кровавые платформы. По ним вы сможете добираться на ранее недосягаемые этажи. А такие есть в каждой части карты! Без этих платформ вы также не сможете собрать артефакты, необходимые для другой способности – выращивать корни. А без нее вообще далеко не уйдете.

Понять, зачем нужен тот или иной предмет - не так уж просто
Понять, зачем нужен тот или иной предмет - не так уж просто

НО. Именно это и делает Blasphemous очень крутой и сложной в освоении метроидванией. Если в этом жанре уместно говорить о каком-то пороге вхождения, то в Blasphemous он довольно высок. По крайней мере, в Hollow Knight разобраться мне было намного легче. В Blasphemous же сложнее убийства боссов только то, как понять, куда идти дальше. Кстати об антагонистах.

Прокачайся, если сможешь

Враги в игре выполнены довольно интересно – они разные и колоритные. Любители боли с плеткой, безумные заключенные, норовящие протаранить тебя лбом. Верзилы, пытающиеся огреть тебя колоколом. Все они прекрасно вписываются в этот мир победившего религиозного фанатизма, и дарят разные ощущения от сражения с ними.

Боссов в игре немного, и в основном они несложные
Боссов в игре немного, и в основном они несложные

Сама боевка, правда, далеко не так многообразна, как лор этой игры. Но столь же запутанна. В первое прохождение вы можете не сразу понять, что клинок прокачивается по одному разу у соответствующих монументов в разных частях карты. Что фляжки здоровья можно улучшить лишь сократив их количество. Что для того, чтобы увеличить число ячеек артефактов, нужно принести клубок ниток соответствующему NPC. Который, к тому же, запрятан в самой глубине глубин карты.

Blasphemous – это игра, геймплей которой как раз и заключается в том, чтобы понять, как именно она работает, и что вообще происходит. Потому что враги тут в целом убиваются довольно легко. Зубодродительных «прыгалок», как в том же Hollow Knight, тут нет. Даже боссы в целом довольно простые – на одном, правда, я потратил около десяти попыток, но остальные дались не так уж тяжело.

Привет, НГ+! А что это было?

Все это приводит к тому, что лишь к самому концу игры ты понимаешь, как, собственно, в это играть. И тут же захочешь пройти на НГ+ - потому что в целом игра впечатляет своей ни на что не похожей атмосферой.

Да, опытные любители метроидваний разберутся во всем намного быстрее, спорить не буду. И получать массу удовольствия уже от первого прохождения. Потому что для них геймплей а-ля «обыщи каждый уголок и разгадай каждую загадку» - то, что доктор прописал.

Менее опытным метроидванистам придется сложнее. Если вы относитесь к таковым – запускайте игру на свой страх и риск. И не ждите снисхождения. Ну или вооружитесь гуглом (но уже не труъ).

Оригинал материала - на моем канале в "Дзене":

1010
Начать дискуссию