Культовое и непорочное?

В июне 1996 года Хидэаки Анно ответил американскому фанату, который потратил свои деньги на аниме вместо учебников, знаменитой фразой:

Ты дурак. Учись серьёзнее. Если бы я мог вернуться в прошлое и что-то сказать самому себе студенческого возраста, я бы тоже сказал ему учиться серьёзнее.

Анно Хидэаки — один из самых претенциозных режиссеров японского аниме. Создатель Евангелиона, он пережил множество депрессий, творческих кризисов, гонений со стороны спонсоров, аниме студий и общественности.

Он презирал современную аниме индустрию. Но именно благодаря таким, как он, изменения в ней стали возможными. Сегодня я расскажу вам историю борьбы за независимое и уникальное творчество, выступающее против диктатуры как со стороны зрителей, так и со стороны корпораций.

新世紀エヴァンゲリオン劇場版
新世紀エヴァンゲリオン劇場版

Создатель Евангелиона

Ева безусловно не единоличный проект Анно. В ходе создания оригинального сериала над ним работало 6 сценаристов, а также второй режиссер. Тем не менее именно личные переживания Анно Хидэаки отразились на характере главного героя — Синдзи. Именно по его воле сериал начал резко меняться с 16-ой серии и в итоге последние эпизоды посвящены Синдзи, его мир-системе.

Психология и христианство

Я писал о самом себе. Мой друг одолжил мне книгу по психическим расстройствам, и ее содержание шокировало меня, я наконец-то понял, о чем мне нужно сказать.

庵野秀明
庵野秀明

Авторы оригинального аниме неоднократно в различных интервью упоминали, что христианский символизм присутствует в произведении для придачи таинственности и загадочности, чтобы подогревать интерес зрителя к произведению.

日本共産党
日本共産党

В конечном счете эту функцию христианские мотивы выполнили безупречно. Настолько хорошо, что представить аниме без налета мистицизма и неразгадываемых посланий невозможно. Отчасти это связано с тем, что в смыслах этих загадок потерялись сами авторы.Христианство для Евангелиона и его персонажей стало базой многих характеров и веток, в которых интересно и необходимо разбираться. Тем не менее, в этой статье я не буду погружать вас в мир теорий, заблуждений и домыслов об Евангелионе.

Итак, психология

可愛い
可愛い

Анно Хидэаки находился в депрессии. Он начал пересматривать свои взгляды на культуру отаку, считая её разновидностью аутизма, и срочно требовал реформ всей аниме индустрии. Типичный представитель кризиса среднего возраста, в общем.

Конечно, не только кризис среднего возраста повлиял на подобное состояние автора. Например, в процессе создания Евангелиона произошел известнейший теракт в метро Токио — религиозная секта Аум Синрикё провела газовую атаку по поездам метрополитена столицы. По различным данным погибло от 10 до 27 человек, более 5000 человек понесли разной степени тяжести ожоги.

Евангелион стал отражением собственных расстройств и переживаний автора, в этом смысле он похож на культовые фрески Франсиско Гойя, написанные им на стенах собственного дома в период сумасшествия незадолго до смерти. Соответственно сюжетную оценку данного периода творчества Анно Хидэаки я считаю просто некорректным, поскольку искусство тогда выступало лишь как способ душевного успокоения, попытки разобраться в себе и в окружающих.

Как известно, публика категорично отреагировала на подобное душевное смятение автора. Он подвергся критике, в его адрес стало поступать множество угроз и пожеланий смерти. Ситуация была настолько критичной, что режиссеру даже потребовалась поддержка его наставника и коллеги— Хаяо Миядзаки.

Культовое и непорочное?

Опыт стал крайне травматичным для Анно, что отразилось в том числе и на последней каноничной части Евангелиона — «Конце Евангелиона». Хотя бы по анимации и рисовке данной части понятно душевное настроение его создателя. В этой части также присутствует сцены галлюцинаций Синдзи, в одной из которых он видит детские рисунки, а также те самые «записки смерти», которые получал режиссер.

美少女
美少女

После завершения Евангелиона Анно столкнулся с нежеланием студий с ним сотрудничать, а потому стал работать в Gainax над аниме «Kare Kano», но позже уволился из-за конфликта с коллегами и спонсором. Позже конфликты с Gainax будут происходить регулярно, в частности при крахе студии в нулевых.

Уйдя из Gainax, он начал работать на студии Ghibli над новым проектом Хаяо Миядзаки, а также основал свою студию Khara, которая позже, совместно с Gainax, займется производством новых Евангелионов, которыми режиссер все равно останется недоволен.

赤目
赤目

Евангелион стал легендарным произведением и переворотом в индустрии своего времени. Позже, благодаря открытым им дорогам, были созданы многие культовые аниме, в том числе и обсуждаемая нами ранее «Идеальная синева» (Perfect Blue). Евангелион смог преодолеть барьеры, которые ставили зрители и корпорации на «взрослые темы», стал новым психологическим витком в понимании человека в японском искусстве. Ничего бы этого не произошло, если бы режиссер Анно Хидэаки не выстоял под шквалом собственных переживаний, критики и гонений. Скажем спасибо ему и всем тем, кто его поддержал тогда.

А я надеюсь, что данная статья внесла хоть маленькую, но свою лепту в понимание того, какие психологические диссонансы и травмы создают шедевры, а также почему не стоит писать угрозы человеку, который создает искусство. Я благодарен всем дочитавшим до этого предложения людям, жду ваши критические и, возможно, одобрительные рецензии. Не прощаюсь.

よろしかったら、しばらく一人にして欲しいのですが。
よろしかったら、しばらく一人にして欲しいのですが。
8.1K8.1K открытий
55 репостов
54 комментария
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

«Я изучал Евангелион на протяжении многих лет. Пересмотрел каждый кадр, смотрел задом наперед, смотрел без звука, без видео, смотрел на двух экранах одновременно, смотрел с максимальным контрастом, смотрел в Японии, у знакомого японца, смотрел ночью, днем, утром, вечером.
На все ушло 2000 часов. Но я разобрался.
Евангелион - очередной меха-гаремник без сюжета.»

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

При этом толком без мех и без нормального гарема

Ответить

Шутка уровня боку но пико.

Ответить

Осталось дожить до 3.0+1.0 и потом можно спокойно комплементироваться

Ответить