История жанра Стратегия

Сидя в очередной раз у камина попивая кофе. Я задумался а какая история у стратегии? Нам известны в лучшем случае истории выхода последних десяти лет. Но что же было до этого? Именно это мы сейчас и узнаем.

70е и 80е

Стратегии как жанр берут своё начало от настольных игр перенесённых на виртуальные машины. Вследствие чего первым поджанром стали пошаговые стратегии или TBS(Turn Based Strategy).

В этом поджанре игроку даётся неограниченное время продумывание своих действий из-за чего в геймплее не так много экшена, но он более размеренный и требующий от игрока более глобального мышления ведь ошибки ведут к более фатальным последствиям чем в других поджанрах поэтому свои действия желательно продумывать на много ходов вперёд.

И первой пошаговой стратегией стала Invasion выпущенная на консоль Magnavox Odyssey, игра представляла из себя адаптацию настольной игры ''Риск''. Строго говоря для жанра это была лишь проба пера, так как игроки делают ходы на отдельной игровой доске, а картина боя размещается на экран.

Чисто 70-e без прикрас.
Чисто 70-e без прикрас.

По настоящему полноценной компьютерной стратегией стала Computer Bismarck. Сюжет игры берет своё начало в Атлантическом океане 1941 года, линкор Бисмарк и крейсер Принц Ойген потопили в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер Худ и нанесли серьёзные повреждения линкору Принц Уэльский. С этого момента британский флот начинает охоту за Бисмарком.

За британский флот играет игрок, за флот германии либо ИИ либо второй игрок. Геймплей пошаговы, в нашем распоряжений несколько кораблей каждый со своими характеристиками они расположены на карте и обозначены буквами.

В течении фазы мы может запросить данные разведки и походит, это необходимо для нахождения кораблей противника их уничтожение даёт нам очки. Игра заканчивается по истечению лимита ходов или потоплением Бисмарка, у кого больше очков тот и победил.

Многие игры 80-х выглядели именно так, зачастую состоя исключительно из текста ,особенно это было распространенно среди жанра РПГ.
Многие игры 80-х выглядели именно так, зачастую состоя исключительно из текста ,особенно это было распространенно среди жанра РПГ.

Далее рассмотрим Eastern Front (1941) и Reach for the Stars обе по своему уникальны. В первой игроку необходимо будучи командиром немецкого корпуса захватить советские города. Для этого ему придется серьёзно попотеть так как управлять нужно огромным числом солдат, учитывать их моральное состояние, рельеф и погоду. Геймплей всё так же пошаговый.

Начальный экран
Начальный экран

Во второй игроку предстоит построить свою галактическую империю тут уже игроку нужно построить сильную экономику и изучать технологий чтобы успешно колонизировать и покорять новые территории с точки зрения геймплея самая проработанная стратегия 80-х годов. Однако всё также пошаговая.

В графическом плане игра также выше конкурентов

90x

Теперь начинается самое интересное. В 80х несколько игр называли стратегиями в реальном времени RTS(real-time strategy). в этом поджанре все события происходят в режиме реального времени, действовать и продумывать свои действия нужно быстро.

Геймплей естественно выигрывает в зрелищности и наплыву эмоций и так же более дружелюбен к новичкам так как ошибки не критичны и всегда есть возможность победить даже потеряв половину армии,

Хоть пару игр и удостоились звания RTS они были скорее пошаговыми играми с элементами РТС. Настоящая полноценная стратегия в реальном времени вышла в 1992 году и имя ей Dune II.

Игра стала по меньшей мере эталоном поджанра, начинаем игру с главным зданием и рабочим-добытчиком и начинаем добывать ресурсы, тратить их на строительство новых здании, а уже в них производить свою армию. что характерно игра поделена на миссии и каждая не похожа на другую, другой рельеф, поля ресурсов в разных местах, как и база(ы) противников.

Вид сверху стал неотъемлемой частью стратегии
Вид сверху стал неотъемлемой частью стратегии

Dune II по сути является успешным соединением уже существующих механик это привело к тому что игра стала своеобразным шаблоном игр поджанра RTS.

Продолжая свой рассказ, хотелось бы вспомнить об игре которая как и 'Дюна' создала несколько механик ставших характерными для жанра RTS. Warcraft: Orcs & Humans вышла 23 ноября 1994, именно в ней среди стратегии появился многопользовательский режим что резко подняло популярность стратегий среди игроков.

Так же по сравнению с 'Дюной' были доработаны экономика и боевая система и добавлена новая возможность, теперь с помощью мышки можно выделять огромное числов юнитов на карте и отдавать приказы им всем.

Здесь можно заметить что в игре уже 2 вида ресурсов , а не 1 как в Dune II
Здесь можно заметить что в игре уже 2 вида ресурсов , а не 1 как в Dune II

В противовес Warcraft создатели Dune II запускают серию C&C или Command & Conquer. Первой игрой в серии стала Command & Conquer(Tiberian Dawn) которая выделялась среди стратегии одной вещь катсцены в игре были записаны с использованием реальных актеров что выглядело очень круто.

Однако никаких кардинальных новшеств в игре не было, но она завоевала огромную популярность, что привлекло больше внимания к жанру стратегии.

Схожесть с Dune II видна не вооруженным глазом
Схожесть с Dune II видна не вооруженным глазом

Собственно именно эти две серии и сделали стратегии популярными и начался их рассвет. В Warcraft II: Tides of Darkness появилась возможность заранее задавать своим юнитам маршрут перемещения,

а так же был улучшен туман войны теперь юниты имеют свой радиус обзора и при этом на него влияет ландшафт(юниты видят противника с возвышенности, а он их нет).

В серии C&C появляется ответвление про Вторую мировую в альтернативной реальности. Игра должна была стать приквелом к основной серии,

но студию разработчиков распустили и ответвление стало самостоятельной вселенной не имеющей отношения к 'Тибериумной вселенной'.

Так же параллейно с RTS, поджанр TBS тоже стал набирать популярность благодаря серии Civilization и серии X-COM: UFO Defense и конечно легендарной Heroes of Might and Magic.

В сентябре 1997 года вышла Dark Reign. Она стала первой попыткой сделать стратегии трёхмерными.

Но первой полностью трёхмерной стратегией стала вышедшая чуть позже Total Annihilation помимого этого в игре так же была доработана система строительства здании(можно поставить очередь на постройку) и улучшен ИИ.

Так же стоит сказать что по масштабности боёв игра превосходила все вышедшие.
Так же стоит сказать что по масштабности боёв игра превосходила все вышедшие.

А уже через год от создателей Warcraft выходит стратегия Starcraft. Главных отличия была два. Первое: фракции в игре отличаются друг от друга координально,

но при этом они полностью сбалансированы между собой. Второе: игра ориентирована на многопользовательский режим(для это фракции и были сбалансированы).

Итогом стал успех, игра быстро стала популярна как среди игроков так и в киберспортивной среде.

Больше всего Starcraft любят в Южной Корее.Это обусловлено любовью корейцев к киберспорту.
Больше всего Starcraft любят в Южной Корее.Это обусловлено любовью корейцев к киберспорту.

00х

Ну вот мы и добрались до двухтысячных и они встречают нас двумя интересными играми. Age of Wonders и Shogun: Total War, обе игры являться так называемыми глобальными стратегиями в таких игра игрок управляет государством и вершит судьбу мира.

Но что важно в обоих игра делится на глобальную карту где действия происходят пошагово и тактических сражения,

то есть по сути на карте игрок управляет государством строит армии города, а сами сражения происходят уже на поле битвы и тут главное различие между этими играми.

В Age of Wonders сражения происходят в пошаговом варианте, а в Shogun: Total War в реальном времени.

Так же в связи с ростом популярности стратегии, игры в этом жанре начинают выходить всё чаще и среди них появляются новые серии.

Например, серия игр Тропико представляющая собой экономический симулятор в котором игрок должен привести островное государство к величию.

Первой игрой в этом поджанре была SimCity вышедшая в 1989 году. В этом поджанре военные действия либо отсутствуют полностью либо призваны мешать игроку.

Как правило главная цель состоит в экономическом развитии своего города, страны и лишь игрок решает когда игра закончиться.

В 1999 году выходит продолжение первой части под названием Command & Conquer: Tiberian Sun в целом из-за финансовых проблем не особо отличается от первой в основном только футуристическим сеттингом.

В этом же году выходит Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia. Самая популярная в серии по сей день. А в 2002 в свет выходит Command & Conquer: Generals которая стала последнем ответвлением в серии C&C.

Старые добрые Астрологи
Старые добрые Астрологи

в 2005 году выходит Earth 2160 которая отличилась большими различиями между фракциями и возможностью кастомизировать свои войска меняя им броню и оружие.

А через год выходит Company of Heroes. Она вобрала в себя все механики прошлой игра разработчика Dawn of War. А именно базу мы строем и на ней войска, но ресурсы мы добываем не работниками, а захватывая специальные точки.

Также из DOW перекачивала возможность вооружать отряд специальным оружием(огнемёт, пулемёт и т.д). В игре есть проработанная система разрушений здании и физики машин.

История жанра Стратегия

2007 год отличился выходом продолжения тибериумной саги. а Command & Conquer 3: Tiberium Wars одна из самых популярных стратегий тех лет, однако и она мало чем отличалась от предшественниц, что отмечали многие игровые критики.

В старом добром 2008 году нас ожидал Warhammer 40,000: Dawn of War — Soulstorm в котором 9! рас которые схожи разве что только в строительстве базы. И то с определёнными различиями.

в следующем году выходит 5 часть серии Total War. Empire: Total War которая резко меняет сеттинг с античности и средневековья на викторианскую эпоху.

И последняя часть отечественной серии Disciples. Disciples III: Renaissance вышла довольной сырой и имела целый багаж проблем и на старте была оценена крайне негативно. Только спустя первое DLC оценки игры стали выше.

Если не играли попробуйте все же сейчас это похоже на игру).
Если не играли попробуйте все же сейчас это похоже на игру).

2010

Новое десятилетие встречает нас сиквелом легенды. StarCraft II: Wings of Liberty все также делает ставку на киберспортивную среду, но при этом сюжет не отстаёт и все также затягивает на многие часы.

Также к нам подкралась пятая часть Sid Meier’s Civilization. И главное её нововведение вместо квадратов у нас теперь дексы и карта теперь шестиугольная.

Ещё стоит упомянуть Victoria II все же интересно ощутить себя императором и по подавлять парочку бунтов и восстании). Да и разработчики хорошо потрудились избежав рутины первой части.

жалко что всё это будет в огне из-за проклятых бунтовщиков.
жалко что всё это будет в огне из-за проклятых бунтовщиков.

В 2012 году выходит XCOM: Enemy Unknown перезапуск серии спустя 14 лет. И тут же становится хитом несмотря на спорные моменты с системой попадании игру тепло встречают как игроки так и критики.

Ещё в этом году выходит Company of Heroes 2. И сразу попадает в череду скандалов связанных с сюжетом. Игре занижали оценки и т.д. Но вообщем продажи оказались успешными за счёт мультиплеера.

Relic Entertainment всегда могли в качественную графику и физику
Relic Entertainment всегда могли в качественную графику и физику

Перенесемся в 2014 год выходит Тропико 5. Впервые появляется кооп и мультиплеер, улучшена графика и прочее.

И выходит последняя на данный момент часть серии Wargame. Игра Wargame: Red Dragon она относится к «варгеймам» стратегиям где игроку не приходится строить базу, а просто воевать получая подкрепления.

Однако особой популярности серия не получила из-за нагруженного геймплея.

И ещё в этом же году выходит Age of Wonders 3 спустя 11 лет после прошлой части. В целом отличий от предшественниц нету. Сделали всё трёхмерным и готово.

Через нам торжественно представляют Grey Goo игру сделанную ребятами стоявшими за разработкой Dune 2 и C&C. И в целом мы и получили Dune 2 и C&C вроде всем понравилось, а вроде ничего и нового.

 Помните Earth 2160? есть у меня подозрения что фракции из Grey Goo несколько похожи на ребят из Earth 2160.
 Помните Earth 2160? есть у меня подозрения что фракции из Grey Goo несколько похожи на ребят из Earth 2160.

Самым богатым на стратегии стал 2016 год. Сначала XCOM 2 который в целом во всём лучше прошлой части. Кроме системы попаданий полна дичь вызывающая одни страдания.

Далее Stellaris глобальная 4X стратегия. 4X означает 4 X: eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate или «изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай».

Мы управляем космической цивилизацией и вольны делать всё что угодно. Игра по сей день пользуется популярностью. И к ней выходят новые DLC.

Ребята из Creative Assembly пошли на эксперимент и забабахали Total War: Warhammer. Теперь появилась магия и новый вид юнитов чудовища. Эксперимент вышел чудовищно удачным.

Но не всем понравилось что новый Total War вышел несколько проще чем исторические.

И напоследок Sid Meier’s Civilization VI с нововведением в виде системой городских районов. Улучшенная дипломатия и ИИ.

Дальше всё уже идёт скуднее. В 2017 мы получаем Endless Space 2 похожую на Stellaris, только геймплей пошаговый. Критикам понравилось игрокам тоже.

В 2020 году выходит Crusader Kings 3 от старых добрых Paradox Interactive. Теперь можно съесть Папу римского это всё что нужно знать о игре перед тем как поиграть в неё(эту возможность удалили:().

И Iron Harvest игра по настолки «Серп» сделанная в традициях Company of Heroes. Но за счёт уникального сеттинга стала популярной и можно ждать продолжение.

История жанра Стратегия

Также следуя моде выпуска remastered старых игр. В этом же году выходит remastered первой части C&C. И успех подсказывает что мы можем ждать улучшение остальных частей.

На данный момент к выходу готовится Total War: Warhammer III и Company of Heroes 3.

Вообщем вот такая вот история у Стратегии. Надеюсь вам тоже было интересно узнать это всё как и мне, а ещё лучше узнать что то новое.

Ну я пойду готовить материал на следующий рассказ. А вам всем счастья и пусть всегда буду выходить только хорошие игры. До встречи.

22 показа
947947 открытий
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

А как же Lords of Realm, которые в 90-ых были? 

Ответить

Действительно пропустил, приношу извинения. Как то даже старанно что про неё нигде не слышал. Надо будет попробовать сыграть.

Ответить

За наводку на Invasion спасибо, надо будет изучить.

Ответить