Самый большой сюрприз фестиваля. Что пишут критики про фильм «Капитан Волконогов бежал»

В Венеции показали фильм «Капитан Волконогов бежал», который очаровал не только отечественных критиков, но и зарубежных. Это сюрреалистический фильм о капитане НКВД Федоре Волконогове, который должен добиться прощения у какой-нибудь из своих жертв, чтобы не попасть в ад. «Волконогов» – самый большой сюрприз и одно из сильнейших впечатлений фестиваля.

Самый большой сюрприз фестиваля. Что пишут критики про фильм «Капитан Волконогов бежал»

Сами авторы описали свой фильм как экзистенциальную драму про палача:

«Этот фильм – постмодернистская притча с элементами мистического триллера. История – темная сказка про палача, который неожиданно узнает, что у него есть душа. И она нуждается в спасении, но у него осталось мало времени для этого. Начинается отчаянная погоня за духовным искуплением. Авторам фильма очень тяжело жить с идеей, что пытки еще существуют в современном мире и что некоторые люди до сих пор продолжают пытать других каждый день. Каждый потенциально может стать палачом, если так решит система. Возможно ли найти прощение за это? И есть ли рай для палачей?»

Критики фильм практически не ругают. Только Зинаиде Пронченко не очень понравились диалоги:

«Помимо стиля, к сожалению, есть диалоги. Тоже из 90-х. Про правду, силу, Россию, в которой первого нет, а второго с избытком. Про нашу особую диалектику, что из поколения в поколение учат не по Гегелю, а по разнарядке. Горькие сермяжные истины озвучивают талантливые артисты типа Яценко или Трибунцева, Кузнецова и Кукушкина, Толстогановой и Кудряшовой. Мы видим их последние годы так часто и при таких дурацких обстоятельствах (под названием российское кино), что даже и не особо им рады. Вроде бы наконец-то они говорят, что-то дельное, честное, правильное, необходимое — но, может, им стоит говорить это в фейсбуке или в прессе».

В остальном картину хвалят. Но, возможно, некоторые ее плюсы, в зависимости от ваших политических взглядов, покажутся вам минусами.

Та же Зинаида Пронченко отмечает актуальность картины:

«Главный и единственный вопрос в разговоре о «Капитане Волконогове» — насколько это своевременное кино? Наверное, очень. Наверное, населению РФ недостаточно Дудя с его «Колымой» и кухонными откровениями разных либерально настроенных респондентов. 100 миллионов, так и не знающих про доносы и допросы, нуждаются отчаянно в наглядном разъяснении, в плакатном утверждении: Сталин — тиран, а не отец народов, органы — зло, а не Россию берегут. Если бы не Путин, если бы не закон об иноагентах, если бы не Беларусь, если бы не Чечня, если бы не Навальный, никому бы не пришло в голову проводить спекулятивные параллели с 1937 годом и упиваться толстыми намеками и бесплотными надеждами — на хеппи-энд, на свободу, демократию и гласность».

Антон Долин среди всех плюсов фильма, решил подробно остановиться на классно подобранных костюмах.

«Костюмы — сильная находка режиссерского дуэта, Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, во всех своих фильмах ходивших по краю и заглядывавших за край. Они эти костюмы придумали, Надежда Васильева воплотила. Эти капитаны, майоры, полковники в фирменных багровых тонах — то ли красные опричники из «Ивана Грозного» Эйзенштейна, то ли пацанчики в «адидасе», то ли те самые «красной-армии-герои», о которых они поют хором в кружке самодеятельности. Или попросту черти, легендарные красные дьяволята».

Многие критики отметили, что фильм умело играет с жанрами. Анна Смит из «Deadline» пишет, что несмотря на драму, в фильме присутствует и черный юмор:

«В некоторых «специальных методах» присутствует садистский фетишизм – например, заставлять товарища петь русскую народную песню с надетым на лицо противогазом, ограничивающим кислород. Когда один из офицером небрежно просит одолжить ему маску, появляется немного черного юмора, который часто присутствует в этом смешивающим жанры фильме».

Самый большой сюрприз фестиваля. Что пишут критики про фильм «Капитан Волконогов бежал»

Егор Москвитин считает, что не провалиться картине в прокате может помочь выбор жанра фильма-погони:

«Независимо от того, что зритель думает о современном мире и судьбах России, его увлечет сама механика истории: один мужчина в красных штанах убегает, а десятки – преследуют его по всей стране. Благодаря американскому жанровому движку, эстонскому оператору Марту Тэниэлу и французскому монтажеру Франсуа Гедижье российский фильм захватывает дух не меньше, чем «Эквилибриум» или «Матрица». Сюжетное допущение, что капитан Волконогов должен не просто сбежать, а извиниться перед родственниками своих жертв и получить прощение хотя бы от одного человека, чтобы попасть в рай, позволяет фильму создать галерею страшных и пронзительных ситуаций».

Подробнее про эти страшные и пронзительные ситуации написали западные критики. Хан Брукс из «Guardian» рассказал про сцену, которая показывает жестокость методов советских офицеров:

«В одной из жутких сцен советский офицер с ухмылкой утверждает, что люди, на которых они нацелены, не настоящие шпионы и террористы. Проблема в том, что они ненадежны и им нельзя доверять в кризисной ситуации. «Сейчас они невиновны, – заключает офицер, - но они будут виновны позже».

Еще более страшная сцена описана в тексте Анны Смит:

«Некоторые моменты тяжело смотреть. Например, казни, во время которых эксперт показывает, как лучше застрелить человека, чтобы сэкономить время и патроны. Показывает он это на реальных заключенных, приглашая офицеров принять участие в этом пугающем деле».

Немного удивительно, но связь фильма с русской классикой первыми заметили западные критики. Джонатан Ромни из «Screen daily» нашел в «Капитане» отзвуки прозы Достоевского:

«В некоторых культурах эта идея, возможно, могла бы сойти за вымышленное тщеславие, но только не в России с ее традициями страха Достоевского и абсурда Гоголя, которые обеспечивают правдоподобную основу для «Бегства капитана Волкногова» - мощной и тревожной драмы про сталинскую эру.

В отчаянной миссии по поиску искупления и с безжалостным преследователем – майором Головня – Волконогов ищет родственников тех людей, которых он убил, чтобы рассказать, как их близких заставили признаться в сфабрикованных делах. Он надеется, что кто-то из них дарует ему прощение. Но у каждого из них есть разные причины отказать ему. Встреча с разумным и пугающе лишенном иллюзий ребенком кажется, последним шагом в путешествии Волконогова, но на его личном пути к Голгофе есть еще одна станция, на которой фильм принимает полностью религиозный поворот, на 100% в духе Достоевского».

Про шансы «Капитана Волконогова» на награды поразмышлял Брукс:

«Капитан Волконогов» - самый сильный претендент в среднем весе на награды в соревновательном лайн-апе этого года. Его линия атаки безжалостна, как непрекращающийся поток ударов молотком. И все же он никогда не ощущается особенно мрачным или тяжелым. Во всяком случае, Чупов и Меркулова обращаются с материалом почти игриво, изображая сталинскую Россию как кошмарную, невозмутимую комедию. Есть намек на фарс в сцене, когда Волконогов в наручниках пытается стряхнуть своих похитителей, и на комедию абсурда в изображении агентов национальной безопасности с их блестящими, как пуля, головами и рубиново-красными трико».

Егор Беликов сразу после просмотра был краток в своем телеграм-канале, но его отзыв интригует не меньше, чем рецензии коллег:

«Капитан Волконогов бежал» сокрушительное кино, точнейшая притча о смерти без причины, не без фальши, но выбивает почву из-под ног навсегда. Такого на русском языке не снимали ещё».

Пока есть ощущение, что «Капитан Волконогов» вполне себе может перехватить у «Петровых в гриппе» звание главного российского фильма года. Ждем его в прокате после Кинотавра. Или чуть попозже, если его решат выдвинуть на премию Оскар.

44
Начать дискуссию