Неискуственный интеллект. Рецензия на игру Horizon: Zero Dawn на PlayStation

Привет.

Сумбур в голове и сбивчивые ощущения. Десятки проведённых в игре часов так и не дали чёткого ответа — нравится мне игра или нет. Возможно, похожие противоречивые эмоции испытывала Элой, завершая своё приключение.

Похожие ощущения у меня возникали на всём протяжении игры Horizon: Zero Dawn. И пусть, пока я пишу эти строчки, игра ещё не пройдена полностью, итоговое впечатление составить уже можно.

Когда я описывал первое впечатление, я искренен восхищался игрой, говоря о подаче сюжета, интересном сеттинге и общей красивости происходящего на экране. Было это в январе месяце 2021 года. Тогда я ещё проходил CyberPunk 2077 и мне казалось, что после того, что я видел на улицах Найт-Сити, уже ничто не повлияет на впечатление от Horizon: Zero Dawn.

И вот уже Элой встретилась с племенем Банук, узнала о «Новом рассвете», взяла 52 уровень и пытается не провалиться в сугроб с полными карманами древестника. А я пытаюсь допройти дополнение The Frozen Wilds.

Всего лишь пятый уровень, но Элой уже ощущает масштабность этого мира, а мы — его красоту. Авторский скриншот
Всего лишь пятый уровень, но Элой уже ощущает масштабность этого мира, а мы — его красоту. Авторский скриншот

Тёмное далекое будущее

Первые несколько часов, когда узнаешь мир, знакомишься с Элой и пытаешься вникнуть в игровую механику, игра радует. Она радует и через третий десяток часов, но при выполнении нескольких условий. Например, отключения маркеров, отображающих кибер-животных на карте.

Игра с большим уклоном на охоту, выслеживание слабых мест у противников и взаимодействие с ловушками, но это не значит, что вся карта должна быть усеяна рыскарями и щелкозубами.

Те кто не играл, не удивляйтесь диковинным названиями. Так именуются представители местной фауна, состоящей из роботов, похожих на тех, которых когда-то строили древние люди. Впрочем, живая живность тоже есть. Кабаны, индюки, лисы, мыши и другие создания оказались настолько устойчивы к произошедшим переменам, что спокойно прогуливаются между берёзками и кустиками. Роботы их не трогают, а вот людей — запросто.

Первые несколько десятков часов Horizon: Zero Dawn пытается походить на симулятор выживания. Маленькую, а затем и подросшую Элой, учит охотится, выживать и понимать удивительный мир человеческих эмоций, суровый охотник Раст. Сейчас, при взгляде из будущего, понимаешь, что Раст знал всю сложность окружающего мира — ни один из уроков Раста не оказался лишним. Тем более, что за процессом обучения скрыт обычный туториал.

Один из самых запоминающихся моментов игры. Авторский скриншот
Один из самых запоминающихся моментов игры. Авторский скриншот

Впрочем, взаимодействие с Растом больше нужно сюжету, чем самой Элой. В одной из прогулок, любопытную девчонку, в буквальном смысле, занесло в одну из пещер. Конечно же, пещера на самом деле не пещера, но Элой этого ещё не знает, поэтому с интересом рассматривает каждый закоулок и в одном из них находит осколок, похожий на заколку.

Пусть за краями пещеры мир будущего, который в одночасье стало архаичным, женская натура всегда берёт своё. Элой берёт «заколочку» и она ей нравится настолько, что вдруг оживает и начинает показывать окружающий мир в фиолетовом цвете и свете. Заколка — ни что иное, как визор или сканер, позволяющий изучать мир. Благодаря ему Элой, а вместе с ней и мы ещё раз убеждаемся в том, что когда-то на Земле была привычная для нас жизнь.

Визор, зеркальце, скажи, да всю правду выложи. Авторский скриншот
Визор, зеркальце, скажи, да всю правду выложи. Авторский скриншот

Любопытство берёт верх, а стереотипы тянут вниз

С одной стороны, вместе с визором Элой получила доступ к большому количеству данных и способность видеть слабые стороны роботов, но с другой — приобрела немало проблем. Мало того, что девочка была рождена изгоем, так ещё и на визор в волосах все смотрят с недоверием. Мол, ведьма ты какая-то. Не наша.

А потом как-то незаметно наступает пара взросления и Элой понимает, что нет страшнее врага, чем человек.

Понимание происходит в перерывах между прятках в густой траве и охотой на рыскарей. Если роботы повинуются железной логике, загруженной в них кем-то, то люди не ведают что творят, в буквальном смысле этого слова — определённой части населения через визоры диктуется определённая линия партии, от которой лучше не отходить.

И здесь бы сюжету развернутся, показать накал страстей во всей красе, но этого не происходит. Элой узнает о существовании Озерам и Карха, ни на секунду не забывая о том, что сама она Нора. За экзотическими названиями племён прячется местные дворфы и подобие огненных магов, поклоняющихся свету.

Первые крупные победы. Авторский скриншот
Первые крупные победы. Авторский скриншот

Я пишу об этом с легкой иронией не просто так — к сожалею, по сюжету Элой не где познакомится с бытом и особенности всех племён. Даже с учётом того, что большая часть игры проходит в Меридиане, местной столице и штаб-квартире Карха, всё что там можно встретить, это несколько квестов, раскрывающих личность местного царя-императора.

Таким игрокам как, любящим находить записки, аудиофайлы и другие документы, будет чуть проще понять, что за мир вокруг. Без этого мир игры превращается в обрывки записей, сделанных в седле импровизированной лошади. Ситуация меняется в дополнении The Frozen Wilds, но до него ещё нужно дойти.

Охота следить за охотой

Одна из главный тайн человечества — заводы по производству роботов. Авторский скриншот
Одна из главный тайн человечества — заводы по производству роботов. Авторский скриншот

И пусть сюжет в игре похож на карту Священной Римской Империи времён своего заката — разбросанный фрагментами по всему миру игры и связанный неспешной скоростью повествования, следить за приключениями Элой увлекательно. Всё потому, что стандартная для многих игр с открытым миром, когда ты при желании можешь планомерно всё изучить и собрать, от точки до точки, здесь не работает.

Всё потому, что у каждой охоты есть своя стоимость и величина риска. К примеру, собрались вы поохотится на местных кибер-оленей, а они возьми и окажись сильнее вас. Просто потому, что их больше. И для того чтобы им эффективно противостояниям нужны ловушки, стрелы. А для их создания нужны компоненты, выпадающие с тех же оленей. Вот только падают они по воле случая, который задумали разработчики игры. Чем аккуратнее сбиваешь необходимые компоненты, тем лучше, но и опаснее ситуация для Элой.

Отсылки к прошлому всегда интересны. Авторский скриншот
Отсылки к прошлому всегда интересны. Авторский скриншот

Каждая охота — риск и дилемма. Или потратить время и «разобрать» каждого противника аккуратно, затратив большое количество времени. Или же просто меткими выстрелами подорвать ёмкости с Огнежаром, местной разновидностью напалма. Часто я выбирал именно второй вариант.

Также не стоит забывать, что для создания лечебных эликсиров, используется те же компоненты, что и для создания и улучшения оружия. При неудачной охоте есть большой риск того, что Элой потратит больше ресурсов, чем соберёт.

В результате, даже во второй половине игры, когда у Элой появляется замечательная экипировка, ей всё равно приходится делать выбор, между новыми бомбами, улучшением сумки для них или же эликсиром защиты от огня. В редкие моменты такая хозяйственность утомляет, но ничего не поделаешь — если бы ресурсы были в достатке, это бы противоречило и сюжету и атмосфере. А она тут замечательная.

День, когда всё остановилось

Останки прошлого находятся в самых живописных местах. Авторский скриншот
Останки прошлого находятся в самых живописных местах. Авторский скриншот

В играх уже давно были обыграны разные вариации заката человеческой цивилизации. Это и зомби и инопланетяне и «восстание машин из пепла ядерного огня». Но вот чтобы сюжет совершил петлю времени, в буквальном смысле этого слова, и всё, что было современным, за столетия стало прошлым, а прошлое вдруг стало реальностью — это нечто новое.

Конечно же, и в этом «новом» много привычных сюжетных решений, когда кто-то нажал не туда, забыл проверить код, не дочитал инструкцию по технике безопасности — и началось. Но всё это, вместе с детализацией разрушенных бункеров и прочих элементов прошлой жизни, создает незабываемое ощущение технологичности. В каждом подземном бункере хочется все изучить, посмотреть, ведь здесь стоят остовы серверов, голографические экраны, мерцающие притягательными, почти космическими, цветами. А информации мало! Здесь вообще всего мало.

И вот уже любой восклицательный знак на карте, воспринимается как потенциальная радость, в голове возникает надежда «А вдруг там интересный квест?». Увы, вместо него будет несколько реплик, которые ещё и повторяют друг друга. Например, говорит квестодатель «Тебе нужно пойти туда-то?» и Элой повторяет «Ты уверен, что мне нужно пойти туда-то?». Она в любом случае пойдёт, но осадок останется.

***

Horizon: Zero Dawn — необычная по игровой механике, своей атмосфере и запоминающейся музыке. Но вот спроси меня сейчас «Что тебе запомнилось в общем?» и будет очень трудно выцепить что-то конкретное. Разве что сцена с бумажными фонариками в первой половине игры. Или редкие шутки Элой. Или её период детства.

Увы, лично для меня, игре не хватило сюжетной точности и наполненности мира событиями. Сложно выделить запоминающийся квест или ситуацию в игре. Всё какое-то одинаковое, хоть и красивое. Возможно, когда я допройду The Frozen Wilds мнение будет иначе, а от Forbidden West я вообще буду в восторге. Но это будет потом. Сейчас же игра медленно, но верно стирается из памяти. Словно Аид набрал в терминале команду «Format c:\».

Важные сюжетные элементы иногда напоминают Mass Effect. Как и интерфейс диалогов. Авторский скриншот
Важные сюжетные элементы иногда напоминают Mass Effect. Как и интерфейс диалогов. Авторский скриншот
1.8K1.8K открытий
23 комментария

Такая дизмораль каждый раз, когда вижу использование аннотации как заголовка, который жирнее основного заголовка.

Ответить

Спасибо за замечания. У меня на экране, увы, всё как-то иначе выглядит. может вёрстка «поехала». Я вообще переписал этот подзаголовок.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Так он наоборот молодец, что мнение на не актуальную игру опубликовал в блог, а не в подсайт.

Ответить

Лучше поздно-чем никогда

Ответить

В смысле, что уже четыре года с момента релиза прошло, а у меня «рецензия»?
К сожалению, писать что-то на горячие новинки, нет ни времени ни возможности. Семья, работа и прочие домашние дела. Я это сейчас не отговорка, в стиле «Эх, было бы время». Его никогда не будет, разве что, на пенсии. :)

Просто покупаешь, составляешь мысленно план прохождения, в процессе прохождения придумываешь текст. Естественно, до того момента, как я начну писать физически его писать, мысли изменятся раз десять, да и времени пройдет больше. 

В общем, постараюсь писать более менее, по горячим следам. :)

Ответить

После этой игры я зарекся играть в говнецо от сони как бы его не хвалили сонибои, мне было так скучно, что ппц( 

и феминистическая повестка бесит 

Ответить