Дивный старый мир: почему "Игра в кальмара" не антиутопия

Текст содержит спойлеры!

Дивный старый мир: почему "Игра в кальмара" не антиутопия

Южнокорейское кино славится визуальной эстетикой и богатством смыслов, скрытых под сочностью картинки. Важнейшая и отличительная черта современного корейского кинематографа – отсутствие строгой жанровой рамки. "Игра в кальмара" балансирует на грани драмы и триллера, что сближает ее с боевиком гораздо больше, чем с антиутопией. Ниже разберемся в этом подробнее, а так же выясним, какие актуальные проблемы сценарист и режиссер Хван Дон Хёк спрятал в своем сериале.

Какой это жанр?

Одно из излюбленных занятий человеческого духа – представлять себе, как когда-нибудь в далеком будущем будет выглядеть мир и человечество, какие чудеса техники воплотятся в жизнь, какие социальные проблемы будут решены, как далеко шагнет наука, организация общества и так далее.

Карел Чапек, "Война с саламандрами"

У антиутопии как жанрового явления массовой культуры есть несколько ярких и отличительных черт. Во-первых, антиутопия это вымышленная модель мира будущего. При этом мира негативного.

Во-вторых, к становлению антиутопической модели общества часто приводят социально-политические изменения, при которых главой государства становится тоталитарный лидер, так называемый Большой Брат, а иногда и тайное правительство. Мы уже сталкивались со схожими идеями у Замятина и Ефремова, Оруэлла, Брэдбери, Хаксли и других авторов.

В "Рассказе служанки", например, политические дрязги привели к тому, что в США установилась военная диктатура с элементами религиозного фундаментализма.
В "Рассказе служанки", например, политические дрязги привели к тому, что в США установилась военная диктатура с элементами религиозного фундаментализма.

В-четвертых, антиутопическая модель общества может быть совершенно не связана с техническим и научным прогрессом, что порождает дискуссию о взаимосвязи антиутопии с научной фантастикой в целом. За исключеним конкретных случаев, где к точке изменений в виде Апокалипсиса привел научный прогресс или оплошность ученых. Здесь уместно вспомнить "Сквозь снег" По Джун Хо и оригинальный комикс.

Из вышесказанного следует важный вывод. Что же является главным объектом критики в антиутопии? Прежде всего государственное устройство, родившееся на базе прежнего мира. Новая идеология, как ни странно, несущая старые конфликты: расслоение общества, усиление центральной власти и ее милитаризация, перевоспитание человека, общее благо ценой жизни, возврат к ценностям патриархата и многое другое.

Дивный старый мир: почему "Игра в кальмара" не антиутопия

В "Игре в кальмара" всех этих факторов нет. Общество, которое мы видим, не сильно отличается от того, с которым мы имеем дело каждый день. Проблемы игроков нам тоже знакомы, как минимум из средств массовой информации. Например, Сон Ки Хун №456 лишился работы, страдает лудоманией, не может выстроить нормальные отношения с собственным ребенком, задолжал денег очень мутным кредиторам. Чхо Сан Ву №218 не смотря на образование и экономический гений воровал деньги у собственных клиентов. Кан Сэ Бёк №067 потеряла отца при побеге из КНДР, мать вывезти не удалось, а ее младший брат оказался в приюте. Она так же ищет средства, чтобы нелегально переправить мать в более благополучную Южную Корею.

Марки автомобилей, техническое оснащение корабля, гаджеты, стиль в одежде героев вне игры, банкоматы, вооружение персонала – ни намека на будущее. Наоборот, мир который зритель видит в сериале идентичен нашей собственной реальности, будь то неприглядного вида завод, где работает Али №199. Или квартира Сон Ки Хуна №456.

Дивный старый мир: почему "Игра в кальмара" не антиутопия

Фокус авторской критики фиксируется на человеке сегодняшнем, сформированном во всем нам знакомой культуре ценностей. Детские игры, язык условно понятный большинству, независимо от этнических или национальных особенностей.

По жанру "Игра в кальмара" скорее социальный survival боевик с элементами драмы, детектива и триллера. Благодаря такой смене фокуса, конфликты героев вызывают у зрителя сочувствие, даже если мы сами никогда не оказывались в подобной ситуации.

"Игра на выживание" как отдельный жанр.

Исторически survival и survival horror как жанр зародился в сфере компьютерных игр, и там же, к слову, достиг своего пика. Предпосылки к "выживалкам" в мире литературы можно найти еще у Голдинга в "Повелителе мух" (1954) и в "Долгой прогулке" Стивена Кинга (1979). В мире кино выживание стало обретать черты жанра во многом благодаря как "Чужому" Ридли Скота, так и "Прогулке" Кинга.

Книга Стивена Кинга стала основой для теперь уже классики фантастического кино 80-х "Бегущий человек".
Книга Стивена Кинга стала основой для теперь уже классики фантастического кино 80-х "Бегущий человек".

У Кинга в романе, кстати, речь идет непосредственно об игре "Прогулка", которую даже транслировали по телевидению. Позже книга претерпела изменения в экранизации – участниками телешоу "Бегущий человек" становятся заключенные тюрем, а события развиваются в условиях постапокалипсиса.

В Японии "игра на выживание" кристаллизовалась благодаря роману-антиутопии "Королевская Битва" в 1999 году. По сюжету государство Народная Республика Дальневосточная Азия находится под руководством Великого Диктатора. Ежегодно пятьдесят школьников отбираются для сражения между собой до тех пор, пока не останется только один. Битва проходит в рамках государственной программы, как способ нейтрализации протестно настроенной молодежи (Привет Сойке-Пересмешнице).

Я честно признаю, что на протяжении многих лет меня вдохновляли японские комиксы и анимация. Когда я только начинал, я испытывал финансовые трудности и проводил много времени в кафе, читая и "Королевскую Битву", и "Игру Лжецов". Мне стало любопытно, как бы я сам себя чувствовал, если бы оказался в такой игре.

Хван Дон Хёк, Режиссер и сценарист

Человек человеку волк.

Секрет популярности "Игры в кальмара" кроется не только в оригинальном визуальном стиле, свежести актеров и жонглировании жанрами. Сериал копает глубже.

После Второй Мировой, когда Корея официально деколонизировалась из-под влияния Японии, новое правительство Южной Кореи решило возвратить некоторые формы японской культурной политики, частично обращаясь к колониальному опыту прошлого. Это была вынужденная необходимость. Япония оказалась ближайшим соседом, с которым можно было наладить экономические связи и устроить внешнюю политику. С другой стороны такой ход был обусловлен опасениями оказаться под давлением коммунистических идей Северной Кореи. Путь капиталистических ценностей оказался неизбежен...

Я хотел написать историю, которая была бы аллегорией или басней о современном капиталистическом обществе. Историю об экстремальной конкуренции, очень похожей на ту, в который мы живем. Но при этом я хотел использовать персонажей, которых мы все встречали в реальной жизни.

Хван Дон Хёк, Режиссер и сценарист

Корея с севера ограничена железным занавесом КНДР. С юга, запада и востока она омывается морями, практически превращаясь в остров. Эти рамки во многом влияют на современный культурный опыт страны, которая ощущает себя и одиноко, и ограниченно. Это побуждает культуру рефлексировать на тему актуальной политической повестки, где активный рост экономики расширяет пропасть между бедными и богатыми, вызывает приток мигрантов из менее благополучных стран-соседей, а монетизировать можно даже человеческие органы.

Миром правят деньги.

Если подключить фантазию и Гугл, то в акценте зрителей Игры и в их масках можно считать намеки на национальную принадлежность каждого. К тому же они сами говорят, что Корея не единственная страна, где проходит "Игра в кальмара".
Если подключить фантазию и Гугл, то в акценте зрителей Игры и в их масках можно считать намеки на национальную принадлежность каждого. К тому же они сами говорят, что Корея не единственная страна, где проходит "Игра в кальмара".

Настоящая власть, как мы увидели в "Игре в кальмара" сосредоточена в руках элиты, тех кто правит капиталистическим миром – миром денег. За деньги можно купить что угодно, а тот кто в них нуждается пойдет на все ради обогащения. Эти же деньги сдирают с человека кожу социальных условностей, возвращая его в мир Дарвинистских теорий естественного отбора.

Сериал Хван Дон Хёка не ударяется в идеи о будущем. Картина лишена фантастического подтекста. Для современной Кореи бедность проблема номер один и никакая антиутопия не сравнится с той реальностью, в которой живут люди уже сегодня. "Игра в кальмара" заставляет задуматься – на что ты готов ради безумного количества нулей на собственном счету. Не смотря на ужасы игры Дон Хёк верит, что человеческое побеждает. Правда за тем исключением что не победив себя, из игры не выйти.

1111
6 комментариев

Неплохой текст но сериал довольно слаб

Ответить

Спасибо. Согласна - сериал даже простоват. Но точно это не проходное кино. Плюс мы все знакомы с Зойкой-Пересмешницей и Бегущим в Лабиринте слишком хорошо. 

Ответить

Я честно признаю, что на протяжении многих лет меня вдохновляли японские комиксы и анимация.

Фигасе у японцев помимо манги ещё и комиксы есть. А что посоветуете почитать? А то мне манга уже надоела.

Ответить

Какое интервью - такой и перевод. 

Ответить

И в чем же принципиальная разница между комиксами и мангой?

Ответить