Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Почему японский киберпанк такой…?

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Какие ассоциации может вызвать слово "киберпанк"? У среднестатистического современного человека, бесспорно, это свежая игра от всеми любимых (или уже не совсем любимых) CD Project Red.

Знатоки литературы моментально вспомнят работы Уильяма Гибсона, Филипа К. Дика, Айзека Азимова и Брюса Стерлинга.

"Стойте, стойте!" - скажут киноманы. "А как же дилогия "Blade runner", трилогия "Matrix", "Johnny Mnemonic" и великий "Tron"!

"Akira", "Ghost in the Shell", "Blame!”и "Ergo Proxy"! Вообще-то, сами братья (сёстры) Вачовски вдохновлялись "Призраком в доспехах"!" - слышно из за стола любителей аниме и манги.

"Пс, вы забыли упомянуть "Megazone", "Dominion: Tank Police" и "Appleseed" - шёпотом подсказывает самый возрастной и опытный ценитель японской анимации.

Киберпанк как жанр зародился в 1980-х годах, и его отцом справедливо считается вышеупомянутый Уильям Гибсон, опубликовавший в 1984 году свой роман "Нейромант". Некоторое время жанр развивался исключительно на Западе. Однако данное направление литературы и кино неизбежно, спустя какое-то время, добралось бы и до восточных зрителей. Проводя краткий сравнительный анализ двух ветвей развития киберпанка как жанра, можно сказать, что киберпанк Востока отличается куда более выраженным страхом перед неизбежно надвигающимися технологиями и их замещением в человеке человека. Данные опасения станут куда более понятными, если принять во внимание исторический контекст развития Японии того времени. Начиная с 80-х годов Япония развивалась крайне быстро, финансовое состояние большого количества корпораций росло, как и благосостояние населения. В какой-то момент всё, о чём повествовалось в актуальных на тот момент фантастических романах, фильмах, манге и аниме перестало выглядеть столь фантастическим. Казалось, что до всего этого осталось совсем немного, только протяни руку, что, собственно, и вызывало некоторые опасения, пока «мыльный пузырь» не лопнул. Я говорю о финансовом кризисе 90-х годов, привёдший экономику Японии к краху.

Неудивительно, что в японском киберпанке поднимаются такие вопросы, как "Где проходит грань между "ещё не машиной" и "уже не человеком", и «Насколько глубоко человек может утонуть в стремлении преодолеть собственную несовершенность путём разнообразных модификаций перед тем, как потеряет самого себя?».

Дочитав до этого момента, Вы задаётесь вопросом: «Зачем я всё это только что прочитал?». Я отвечу. Для того, чтобы погрузиться в мрачный, утонувший в ржавом железе и бесконечно длинной проволоке мир, походящем скорее на техно-ад. Мир кино-авангарда «Тэцуо, железный человек», созданный режиссёром Синъя Цукамото.

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Когда я думаю об этом происшествии… у меня возникает странное ощущение…

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Буду честен, крайне сложно писать и рассуждать о сюжете фильма, который практически полностью игнорирует сюжетную составляющую, в большей степени опираясь на зубодробительные образы. Однако, попробуем не опускаться в пучины абстракционизма индустриального кино и начнём с того, что лежит на поверхности.

Главный герой картины, на вид, обычный офисный клерк, по сути – некий бизнесмен, чья жизнь начинает идти под откос после крайне неприятного происшествия: он сбивает некоего человека. Человека, который незадолго до того самого судьбоносного столкновения решился на в высшей степени необычный, однако заведомо провальный эксперимент по внедрению стального прута в собственную ногу (технофетишисты, что с них взять).

Главный герой в исполнении Томорово Тагути
Главный герой в исполнении Томорово Тагути

В дальнейшем, зрителю, прорывающемуся через крайне неинформативные диалоги между немногочисленными персонажами и сдавливающий мозг дискомфорт от неизбежного чувства приближающегося кошмара, даётся шанс узнать, так ли прост наш бизнесмен, что стало с технофетишистом после той аварии и каким будет НОВЫЙ МИР.

Позволь показать тебе кое-что по-настоящему удивительное.

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Техническая составляющая картины не оставит Вас равнодушным! Вам и шанса на нейтральную реакцию не дадут! Фильм снят исключительно на 16 mm чёрно-белую плёнку, что позволило получить очень атмосферную картинку с практически идеальным сочетанием оттенков серого. Временами изображение становится кристально чистым, что позволяет Вашим рецепторам «перевести дух». Однако это ощущение длится не так долго, потому что это всего лишь затишье перед настоящей визуальной бурей «шумов»! В фильме используется специфический приём монтажа, напоминающий stop motion видео. В основном, он применяется исключительно для демонстрации движения метала и передачи ощущения скорости. Время от времени всё то, что демонстрируется зрителю, становится столь неразборчивым и, на первый взгляд, абстрактным, что либо катапультируется из вашей памяти на полной скорости, либо просто смешивается с уже воспринятыми образами, которые, возможно, получат какую-то интерпретацию в будущем.

Отдельная составляющая фильма, которая, безусловно, заслуживает отдельного упоминания и места на пьедестале – это грим.

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Демонстрация постепенного, беспрерывного, неизбежного изменения человеческого тела реализована даже слишком реалистично, особенно если принимать во внимание крайне низкие бюджеты и маленькую съёмочную группу. Все те, с биологической точки зрения, уродства, воспаления, рвущий плоть металл, обволакивающая и окручивающая конечности проволока, симбиоз органики и неорганики вызывает неизгладимый трепет в душе зрителя.

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»

Скоро даже твой мозг…превратится в металл.

Тю Исикава (1966-2017)
Тю Исикава (1966-2017)

Тю Исикава сделал невероятное! Композиции, которые он сочинил для «Тэцуо», врезаются в голову, как арматура в мягкую землю. Удары металла о металл, звуки, напоминающие шипение вырывающегося пара, мелодичные, но в то же время сдавленные звоны, по-хорошему жуткие клавишные рисуют перед слушателем и зрителем картины грязного, пропахшего потом и дымом, индустриального гетто, которое на всех парах мчится куда-то в ещё более бездушное, неорганическое будущее. Тю Исикава принимал участи в создании саундтреков к большому количеству фильмов Синъя Цукамото, с которым и познакомился в процессе работы над «Тэцуо…».

NEW WORLD

Безусловно, данная картина придётся по вкусу далеко не каждому зрителю. Важно — не питать себя ложными ожиданиями и не предвосхищать лицезрение шедевра кинематографа.

Однако, те образы, мысли, опасения и страхи, которые хотели передать нам создатели «Тэцуо…», неизбежно оставят свой след, если не в сознании зрителя, так в памяти определённо.

Заражение обычного (а может быть и не совсем обычного) человека вирусом «металла», паника от осознания происходящих с его телом метаморфозов, постепенная потеря собственного сознания, превращение в дикого механистического зверя, безумного монстра, а затем и в полностью аморфное нечто, абсолютно оторванное от живого мира.

НОВЫЙ МИР?
НОВЫЙ МИР?

Надеюсь, не ошибусь, если предположу, что наряду с образом видоизменения живого организма, наиболее запоминающейся сценой будет являться демонстрация так называемого «НОВОГО МИРА». Однако, с вашего позволения, я не буду приводить свои субъективные интерпретации данной сцены. Для вас, как для потенциальных зрителей, думаю, было бы интереснее провести собственный анализ фильма и сделать собственные выводы, а не верить мне на слово.

«Итак, наша любовь может положить конец этому грёбаному миру! Идём, прикончим их!!!»

Авангард японского трэш-киберпанка: «Тэцуо - железный человек»
5555
27 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Советую Rubber lover.
ну и работы Сого Исии: Burst City и Crazy thunder Road. (Это вообще истоки японского киберпанка в кино. ) И там не столько кибер, сколько панк. Ну оно и ясно - Исии, частично и был музыкантом, что тащил своих коллег по музыкальному цеху в свои фильмы. Оба фильма вполне культовые. Особенно "взрывающейся город".

2
Ответить

Crazy thunder road тоже вполне себе культовый, недавно выпустили на блюрее, кстати впервые за пределами Японии

1
Ответить

Мне запомнилось, правда из западного: Класс 1999, Киборг-охотник, киборг, Немезида, сейчас конечно смотреть это немного трешово, но в детстве прям хорошо заходило. А японские я не смотрел.

2
Ответить