Choose your painter — Дарьяльское ущелье

Об ущелье в искусстве и истории

Дальяльское ущелье (Кавказские ворота, Аланские ворота, Сарматские ворота) — ущелье в месте пересечения Бокового хребта Большого Кавказа к востоку от горы Казбек.

Автор фото: Вячеслав Аргенберг
Автор фото: Вячеслав Аргенберг

Издревле ущелье представляло собой важную стратегическую точку, являясь ключевым путем с Закавказья на север, вследствие чего здесь строили защитные сооружения вплоть до буквально преграждающих ущелье ворот. Сейчас тут проходит граница между Россией и Грузией, а в 30 км. от Дарьяльского ущелья располагается основанный в 1784 году город Владикавказ — его название происходит от "владей Кавказом".

Самое известное  название, связанное с укреплениями у Дальяльского ущелья — замок царицы <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_(%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Тамары</a>
Самое известное  название, связанное с укреплениями у Дальяльского ущелья — замок царицы Тамары

Одна из главных достопримечательностей Дарьяльского ущелья — Ермоловский камень, названный в честь генерала Алексей Ермолова, который был одним из важнейших главнокомандующих в Кавказскую войну и по легенде любил сидеть на нем. В Великую Отчественную войну на камне был устроен ДОТ, а в наше время до 2004 года располагался пост наблюдения пограничной заставы России.

Ермоловский камень
Ермоловский камень

По сюжету «12 стульев» Ильфа и Петрова в Дарьяльском ущелье происходит одна из встреч главных героев с Отцом Федором. В экранизации Леонида Гайдая здесь было отснято сразу несколько сцен: попрошайничество Остапа и Кисы, битва за колбасу, а также обрамление эпизода с видением царицы Тамары, в котором как раз упоминается ее замок.

И над вершинами Кавказа

Изгнанник рая пролетал:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел…

М. Ю. Лермонтов. «Демон» (1839)
1K1K показов
6363 открытия
1 комментарий

Как же Айвазовский рендерил, до сих пор не представляю насколько феноменальной визуальной памятью нужно обладать, чтобы так так детально писать цвет и свет на материалах "из головы"!

Ответить