О том, как Фандорина в Царь-Панк перенесли. "Фандорин. Азазель"

Никогда бы не подумал, что Акунина можно будет прочитать так. Он в Лондоне, скорей всего, тоже в шоке.

О том, как Фандорина в Царь-Панк перенесли. "Фандорин. Азазель"

Пока мои ровесники зачитывались книгами про Гарри Поттера и Властелином Колец, моей любимой серией романов лет с одиннадцати до тринадцати - четырнадцати, была серия о приключениях Эраста Фандорина.

Во-первых потому, что люблю детективы;

Во-вторых потому, что сам сеттинг середины и конца 19-го начала 20-го века был мне интересен;

В-третьих потому, что каждый новый роман удивлял именно тем, что являлся всегда разным детективом.

"Левиафан" - герметичный, ограниченный одной локацией корабля. "Турецкий Гамбит" - шпионский, детектив, разворачивающийся на фоне русскотурецкой войны. "Декоратор" - ужасы про русского Джека Потрошителя из Москвы, а "Статский Советник" и вовсе политический боевик. К тому же, далеко не во всех романах, повестях и рассказах Акунина, повествование велось от лица именно Фандорина. Очень часто автор давал наблюдать за героем через призму его помощников, женщин, а иногда и вовсе тех, кто ему противостоит. Потому каждая новая книга удивляла и темой, и главными героями: от провинциальной поэтессы, что приехала в Москву к возлюбленному в кружок символистов в начале двадцатого века, до бескомпромиссного и растчетливого террориста Грина, или молодого и не очень уверенного в себе помощника Анисия.

Серия о Фандорине насчитывает 16 книг, каждая из которых является либо полноценным романом, либо сборником рассказов или повестей.
Серия о Фандорине насчитывает 16 книг, каждая из которых является либо полноценным романом, либо сборником рассказов или повестей.

А с начала нулевых, самые главные книги в этой серии с переменным успехом наши кинематографисты пытались перенести на маленькие и большие экраны страны.

Первым экранизацию получил самый первый роман Акунина - "Азазель". Его производством занималась студия Три-Тэ Михалкова, а за режиссёрское кресло тогда сел Александр Адабашьян, который очень бережно упаковал первоисточник в четыре серии мини-сериала и снял его с только-только восходящими тогда молодыми звёздами, вроде Сергея Безрукова и Марины Александровой, и заслуженными артистами, в лицах Олега Басилашвили и Марии Нефёдовой. В общем-то после той экранизации в 2002-м году я первую книжку про Фандорина и открыл, но сейчас рекомендовать к просмотру этот всё же очень бюджетный сериал думаю не стоит, разве что на молодую Марину Александрову посмотреть, да поразиться тому, за какие операторские ухищрения тогда давали "Теффи".

Марина Александрова в своей роли была прекрасна.

Уже через три года после вышел многобюджетный фильм "Турецкий гамбит", являющийся прямым продолжением сериала, и, надо сказать, сценарная работа там уже была проделана намного значительней и лично Борисом Акуниным в соавторстве с режиссером, а потому из местами довольно скучного шпионского детектива, с одной батальной сценой где-то посередине книги, получился увлекательный приключенческий боевик, с баталиями, огромным количеством отечественных звезд на главных ролях, неожиданным финалом для тех, кто читал книгу, и, конечно, с компьютерной графикой, что используется в фильме режиссера Джаника Файзиева и к месту, и вообще непонятно зачем.

Впрочем, в отличии от его же Трансформеров в Грузии и Вратарей Галактики, Турецкий Гамбит получился у Файзиева хорошим фильмом, который я точно могу к просмотру порекомендовать, пусть и графика в нем уже значительно устарела.

Последним же большим фильмом про Фандорина стал "Статский Советник", вышедший в том же 2005-ом году в кинотеатрах, но который лучше смотреть именно в телевизионной версии и сериалом. Писал его лично Борис Акунин, продюсировал и художественно руководил всем процессом Никита Михалков, режиссировал Филипп Янковский, а звезд в ролях самой первой величины там было ещё больше. Михалков, Меньшиков, Хабенский, Бондарчук - такое ощущение, что все видные актеры, что не попали в Турецкий Гамбит, были вовлечены сюда и... Российские актеры видимо просто закончились, потому никто других более менее заметных фильмов про Фандорина больше и не снимал.

Но сама картина получилась, наверное, самой лучшей из всех трёх, и именно на ней серия фильмов и сериалов закончилась, уйдя на пике.

Монолог Михалкова из этого фильма сейчас играет удивительными красками, конечно.

Впрочем, не только поэтому. Михалков забесогонился, Акунин встал государственному режиму в оппозицию и свалил из страны, так что было много причин для того, чтобы к приключениям Эраста Петровича больше никогда не возвращаться. И так уж слишком популярным герой получился, чтобы его ещё больше популяризировать.

Арт из комикса по роману Азазель.
Арт из комикса по роману Азазель.

В общем-то так история с экранизациями Акунина и закончилась бы, если бы не КиноПоиск, студия Один плюс Один, и Лунапарк, которые неожиданно для меня, да и наверное для всех, сняли новый сериал с новым прочтением приключений этого известного сыщика. Об этом сериале сегодня я немного и расскажу.

Вы находитесь в Блоге Марвина. Сегодня я тут немного поведаю о том, чем удивил меня новый Фандорин, чем порадовал, а чем и огорчил, а так же отвечу на вопрос, стоит ли эту экранизацию вообще смотреть.

Очень громкое интро.

На дворе альтернативный 2023 год. За окном Российская Империя успешно подавившая массовые протесты 1917-го, с роботами-городовыми, патрулирующими улицы городов и сёл, социальными сетями, оформленными старыми шрифтами с давно неиспользуемыми буквами типа "i" и "ъ" при написании постов и статей, и, конечно, с процветающей конституционной монархией, царь во главе которой до сих пор играет ведущую роль в принятии какого-либо важного политического решения. Да, готовые решения выносят на обсуждение царю-батюшке ключевые представители двух правящих партий: Монархической и Демократической, а царю лишь нужно принять то, что ему кажется правильным в сложившихся обстоятельствах, но принимает всё же решения он.

У гримеров видимо была задача сделать третьего Николая максимально похожим на второго, и в целом, к этому есть вопросы.

Так как за основу взят самый первый роман, то Эраст Петрович Фандорин здесь ещё очень молодой писарь при полицейском управлении, который только хочет стать сыщиком, и так же, как и в первоисточнике, его первое дело полностью перенесено в сериал из книги, но очень существенно дополненно.

Всё так же почему-то застрелился на глазах у изумленной публики в многолюдном парке осиротевший сын богатейшего магната. Только теперь последний нажил своё состояние на продаже природных ресурсов, а ресурсы эти сыграют свою ключевую роль в сюжете.

Все так же за этим самоубийством стоит безответная любовь к безумно популярной певице. Но теперь за певицей ухаживает ещё и сам царь, который внезапно стал играть чуть ли не главную роль во всей истории, хотя в первоисточнике его, как действующего лица, не было вообще.

Ну и конечно, в целом, вся старая история претерпела очень значительные изменения. Нам раскроют не только мотивы террористической организации Азазель, но так же прошлое Фандорина, добавят дворцовые любовные конфликты и предательства, встроят в повествование сразу несколько футуристических гаджетов, типа системы для предсказания убийств, гугл-гласс 2.0, стиратель памяти сконструированный девочкой-вундеркиндом, ну и другие, более привычные нам технологии, вписанные в сеттинг эдакого альтернативного русского Царь-Панка.

Технологии в этой альтернативной реальности немного опережают наши. Почему-то...

Да, можно тут конечно и подушнить про будничные иномарки, и на костюмы и форму офицеров прямиком из начала двадцатого века, перенесенные сюда без особых изменений, и на довольно странное поведение элит, но в целом делать этого мне совершенно не хочется. Более того, идею показать альтернативную реальность без красных годов российской истории, где Ульянов(он же Ленин), захоронен по лору сериала где-то в Аргентине (видимо, чтобы рьяным коммунистам подорвать и без того раскаленные пердаки от осознания того факта, что в Аргентину и фашисты после поражения свалили), я лично считаю достаточно интересной и занимательной, даже не смотря на контекст, в который создатели его выпустили (нам ведь нужно очень стыдится имперскости и всеми силами её искоренять, не так ли?).

Но и тут создатели сериала делают сразу несколько значительных шагов по усовершенствованию первоисточника, как раз за счет линии царя, что является просто слабейшим её правителем. Слабейшим в то время, когда Российская Империя в сериале стоит на перепутье выбора: ввязываться ли в военный конфликт на территории Турции или нет(что плавно подводит нас и к Турецкому Гамбиту), а ввязавшись в него, независимые СМИ осуждают его деятельность и клеймят убийцей, в то время как желтуха вовсю обмусоливает интрижку с певицей при живой жене и ставит под удар его репутацию.

Которую, к слову, радикальнейше настроенные коммунисты тоже мочат своими акциями

В финале же история и вовсе выходит за рамки камерной шпионской истории, перетекая в масштабный политический заговор, потому я не могу данную художественную экранизацию даже ругать по мелочам, уж слишком хорошо она написана и заканчивается ровно так, как и должна. Финал вообще отличный и независимо от занимаемых позиций или убеждений зрителя, сериал именно из-за финала стоит посмотреть всем, независимо от его убеждений. И, если уж совсем честно, очень интересно будет узнать, как авторы продолжат эту историю, и продолжат ли её вообще.

После такого им её продолжить будем очень сложно.

К тому же радуют и актерские работы. Фандорин в исполнении Владислава Тирона будто бы сошел со страниц книжки и воплощён на экране актером просто идеально. Насколько умный, настолько же и наивный, он разматывает клубок неимоверно запутаннее, чем был для него сплетён Акуниным, а распутывая её, терпит не одну неудачу на своем пути. Бриллинг в исполнении Сергея Горошко хоть и не дотягивает харизмой до молодого Безрукова (да и времени ему уделили много меньше) всё же неплох, а то, как он рассказывает и ведёт себя все свои недолгие минуты экранного времени все равно заставляют героем проникнуться, а Мила Ершова достойно воплотила образ первой любви Фандорина.

О том, как Фандорина в Царь-Панк перенесли. "Фандорин. Азазель"

А вот образ Николая третьего, роль которого исполняет любитель мужчин в форме Максим Матвеев, стал для меня самым неоднозначным. Его герой по большей части всё экранное время бесит и своим характером, и своими поступками, и, скажем прямо, ублюдским гримом, где накладной лоб уж слишком выпирает. Но, хоть ни жалости, ни сочувствия к нему у меня не было на протяжении всего сериала, в финале все встает на свои места и к царю и его характеру у меня лично претензий после финала не возникает совершенно.

Да, тюфяк, конечно, тот ещё, но он таким быть и должен. Во многом из-за этого вся увлекательная история и закручивается.

Вывод.

По итогу, начавшаяся как какой-то странный троллинг всех без исключения смотрящих коммунистов, потому что их вычеркнули из истории, провластных, ведь "предатель" Акунин получил выплату по авторским от создателей сериала и рекламу книги, оголтелых либеральных личностей, что горят с прославления в картине имперскости и неуместности самой идеи альтернативной Российской Империи в нынешних реалиях - к концу сериал делает настолько крутой поворот, что в принципе может как снова наполнить праведной яростью, так и очень удивить практически всех, при чём по разным причинам.

Меня же лично весь этот эксперимент Кинопоиска скорее порадовал. Я получил расширенную версию хорошего детективного романа, с переносом действия в альтернативное настоящее, которая удивляла и моментами забавляла на протяжении всего просмотра. А так как теперь хочу второй сезон с экранизацией Турецкого Гамбита и с тем же актером в роли Фандорина - то настоятельно рекомендую с этим сериалом ознакомиться и вам, при чём желательно именно купив подписку Кинопоиска.

А то, знаете, как-то хочется уже чтобы все истории про Фандорина экранизировали, а не только опять то, что экранизировать смогли.

Вы читали Блог Марвина. Самого депрессивного робота на ДТФ, который, впрочем, иногда рекомендует к просмотру то, что было интересно посмотреть ему.

Саундтрек блога: Grandson - Blood//Water

4343
53 комментария

Пишешь интересно но со стороны сериал выглядит как несвязный бред

9

Он выглядит несвязным бредом серии до третьей) Но после паззлик за паззликом начинает складываться в единую и стройную картину, просто паззлов тут прям до хрена)

3

По касту: Все отлично... за исключением одного:
Бриллинг и правда не дотянул... хотя не то что не дотянул, вообще как то невзрачно показан, а хотя ключевой персонаж в становлении Фандорина, как частного сыщика.
Вот я до поста, о царе думал иначе, твоя позиция слегка перевернула картину и стало как то яснее, зачем и для чего. Финал и правда эпичный, хлопал стоя!
Лиза вообще супер вышла
Да и в целом, наверно удалось ребятам сделать сериал, хоть я и жестко хейтил порой пару моментов

3

Брилингу просто не дали раскрытся. В отличии от того же "Грома", здесь актëр выглядит в кадре более уверенно. Но ему ни диалогов, ни сцен нормальных не дали. Эта болячка перешла к Фандорину - у актëра на сериал 3 с половиной эмоции, хотя в Триггире и Детективном синдроме хорошо ведь сыграл.

1

Да, Бриллинга урезали очень сильно. Его манера излагать мысли, артистичность в перевоплощениях и характер раскрыли так себе, хотя для Фандорина именно он был примером поведенческой модели, да и в целом именно он на его характер самое большое влияние и оказал. Жаль, конечно, что порезали его роль в угоду царским интригам и поебушкам, но, как выяснилось в финале, это было оправданно(хотя я бы все равно линию царя урезал, особенно с депрессией за бутылкой и фифой))

1

Как же жаль, что Меньшиков больше не сыграл Эраста Петровича. Он буквально создан для этой роли.

3

Лучший Фандорин, согласен)

1