Сквозь увеличительное стекло: Как «Фотоувеличение» показывает границы реального и имитационного мира

С 20 января в прокат выходит реставрация фильма «Фотоувеличение». Микеланджело Антониони всегда привлекали темы смысла жизни, отчужденности и мировоззрения. Начиная с «Трилогии отчуждения», заканчивая последним фильмом «За облаками» Антониони вновь и вновь пытался показать одновременно и красоту, и никчемность жизни. Но с «Фотоувеличением» Антониони поменял ракурс изображаемого, тем самым добавив вопрос о реальности, которую мы видим.

Кадр из фильма «Фотоувеличение» <a href="https://images.kinorium.com/movie/shot/56457/w1500_50336178.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Фотоувеличение» kinorium.com

Нельзя сказать, что Антониони стал новатором в этом деле, но в 50-х и 60-х годах XX века многие известные философы и профессоры гуманитарных наук задались вопросом о реальности и искажении картины в кинематографе. Еще больше эта тема увлекла всех любителей кино после нового триллера Альфреда Хичкока «Окно во двор». Зрителю показали совершенно иной образ события, через увеличительное стекло, которое оголяет детали, невидимые обычному взгляду. Но если Хичкок выстраивал свой фильм акцентируясь именно на деталях которые надо разгадать, то Антониони полностью ломает детективный жанр, показывая, что не все запечатленное – является истиной.

Как и в фильме Хичкока, где главный персонаж работает репортером, в «Фотоувеличении» мы наблюдаем за жизнью молодого и перспективного фотографа по имени Томас. На первый взгляд, в жизни фотографа, все кажется логичным. Постоянные разъезды, фотосессии, поиск великого кадра. Однажды, в одной из своих прогулок по парку, Томас фотографирует гуляющих влюбленных, надеясь заполучить достойные снимки, но при проявлении и увеличении фотографий он приходит к выводу, что запечатлел не влюблённую пару, а преступление.

«Сначала мне кажется, что это мазня, но через некоторое время я замечаю нечто, за что можно зацепиться» – говорит художник, сожительствующий с Томасом. Эта цитата больше всего характеризует ощущение после фильма, в котором есть сюжет и завязка, но при этом нет смысла и завершенности. Все повествование идет слишком медленно, а все образы настолько противоречивы, что определить конкретный смысл фильма почти не представляется возможным. Мы сначала толком не можем определить, кем является герой, после мы не можем понять его отношений, а еще дальше понимаем, что он просто, раз за разом убегает от себя.

Кадр из фильма «Фотоувеличение» / <a href="https://ru.kinorium.com/56457/gallery/?photo=239509" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Фотоувеличение» / kinorium.com

Томас постоянно в поиске, будь то бесконечные модели, пейзажи, декорации или картины, которые он покупает в студии. В этом смысле Антониони попадает в точку, стараясь быть у себя в голове красивой фотографией, Томас не принимает себя. Он обманывается своим выдуманным счастьем денег, ради которых он работает, чтобы потом уйти на покой. Он не может определиться в своих отношениях, одновременно грубо обращаясь с женщинами и в тот же момент, соблазняя их. За кадром остается момент с женой, которая якобы позвонила ему на студийный номер.

Несомненно, Антониони под микроскопом рассматривает новое поколение, которое в свою очередь столкнулось с еще большим непониманием друг друга. Оно больше заточено на своих личных внутренних желаниях, взглядах на мир и искусство, на желании уйти в свою иллюзию. Но оно все еще борется, как боролось и прошлое, несмотря на то, что на улицах становится все больше красивых и модных, но таких надоедливых и искусственных брюнеток и блондинок.

Кадр из фильма «Фотоувеличение» / <a href="https://images.kinorium.com/movie/shot/56457/w1500_50336177.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Фотоувеличение» / kinorium.com

Да, «Фотоувеличение», пожалуй, ни о чем и сразу, обо всем. Как было сказано выше, он о поиске, одиночестве и запечатленной реальности, где каждый увидит что-то свое. Но это и огромный пласт культуры, которому посвящена жизнь свингующего Лондона. Антониони делает фильм максимально эстетичным для глаз культурного зрителя, наполняя его известными образами, фотомоделями, свободной любовью, модной одеждой и в особенности музыкой, мировой музыкой. Ведь Лондон – столица Британского рока с Rolling Stones и Led Zeppelin, с поколением «модов» и первыми прото-панками The Who. Это поколение, опять же применительно к фильму, меняющее реальность, понятие этики и морали, выходящее из рамок кодекса Хэйса и делающее фильм предтечей «Нового Голливуда».

Своего рода – это «Игра в бисер», где нужно найти глубинную связь в предмете, в искусстве, в целой жизни. «Фотоувеличение» показывает процесс этого познания, все больше уходя от мазни художника, который сначала увидел ногу в своем рисунке, до того, как из размытых фрагментов пленки вырисовывается пистолет и труп. Но действительно ли нужно увеличивать эту жизнь, попытаться сыграть в невидимый теннис, уходя от имитации общества потребления? Антониони оставляет этот вопрос открытым, ведь Томас буквально испаряется в конце фильма, так и не дав нам ответа, стал ли он истинным «мастером игры» или остался «Посторонним».

Категория 18+.

194194 открытия
11 репост
Начать дискуссию