Красота по-итальянски: Соррентино о людях, которые находятся между Раем и Адом

«Великая красота» – трагикомедия о переосмыслении культуры, утраченном чуде и потерянной молодости, с сатирическим уклоном на современное общество.

Кадр из фильма «Великая красота» / <a href="https://images.kinorium.com/movie/shot/657059/w1500_41654226.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Великая красота» / kinorium.com

Не осталось сомнений, что в этом году «Оскара» за лучший иностранный фильм возьмет «Рука Бога». В ожидании этого события, вспоминаем прошлый триумф Паоло Соррентино.

Вечный город, со всеми его архитектурной и культурной жизнью вовлекает зрителя в необузданное воображение автора. Да, воображение, начиная от пролога из произведения «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, заканчивая последними кадрами, говорящими, что возможно это просто выдуманный роман.

Первые кадры, пестрящие своим эстетством, знакомят зрителя с так называемым культурным кодом страны. Мы можем насладиться старой синьорой читающей газету о футбольном «Императоре Рима» Франческо Тотти, возле памятника другой известной личности – генералу Джузеппе Авецана. Все это под католический хор юных монашек и любопытных азиатских путешественников, которые, следуя известной поговорке, созерцают Рим и падают замертво. Но пока, мы наслаждаемся великим наследием, бурлящим в одном из пентхаусов. Там проходит вечеринка в честь 65-летия журналиста, а в прошлом, подающего надежды писателя Джепа Гамбарделлы и его свиты – высшего слоя общества и любителей увеселительных веществ. Применяя яркий контраст современного и античного, скудного и зажиточного, дневного и ночного, Соррентино, вслед за прошлыми фильмами, продолжает высмеивать высшую ячейку общества.

Кадр из фильма «Великая красота» / <a href="https://ru.kinorium.com/657059/gallery/?photo=41654217" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Великая красота» / kinorium.com

Запах дома, где живут старики – занимают первую позицию в списке самых любимых ощущений главного героя, но вот все его друзья не разделяют чувств, мечтая о влажных кисках. Вся его беда в том, что он не потерял свои чувства, все еще хочет ловить моменты прекрасного, пока Рим продолжает пополняться никчемными болтунами, больше движимыми животными инстинктами и удовольствиями, нежели присущими человеку достоинствами.

Соррентино, как это часто бывает, вкладывает частичку себя в образ героя. Известный как синефил итальянского кино и ценитель мирового искусства, он использует уже классические образы и локации, будь то сатира Феллини или эротика Бертолуччи. Что касается других искусств, то прологом из произведения Селина ничего не заканчивается. Ведь после хорошо отмеченного дня рождения, герою предстоят новые внутренние соискания. Одним прекрасным днем к Джепу заявляется вдовец, и рассказывает о смерти его единственной возлюбленной, только с которой он и мог завести семью, но так и не сделал этого.

Одни понимают всю красоту и ценность жизни в довольно юном возрасте, кто-то видит ее, переступая экватор жизни, но зачастую все осознание приходит на закате наших дней. После смерти единственной любви, Джеп наконец-то понимает, что он не хочет всего того, что у него есть, жизнь прожита зря – она есть ничто. Подобно упоминаемому им же Флоберу, Джеп тоскует о семье, которая могла случиться, но которую он не представлял себе возможной. Разрушившиеся надежды проявляются и в новом мире, в котором нет ни идеи, ни смысла. Карикатурным подтверждение этому факту является бьющаяся об стену концептуальная художница, которая не может объяснить суть своего творчества, ведь она художник и так видит.

Трейлер фильма «Великая красота» / Melomankaz

Помимо современной культуры, фальшью оказывается и современная духовная жизнь, мечущаяся между своей красотой и желанием уйти от своих идеалов бездуховному светскому обществу. Монашки вкалывают ботокс и ходят в рестораны с кавалерами, священники оказываются на вечеринках, и больше делятся кулинарными рецептами, нежели наставлениями. Но где ж искать красоту, если не в божестве? Святость вкладывается с детства нравоучениями родителей, но мы все время отступаем от них, в конце концов, оставаясь со своими печалями, неудачами и несчастьем.

Хотел ли Соррентино обозначить увядание великой европейской культуры, пытался ли воплотить на экране экзистенциальные проблемы или сказать про силу любви – неважно. Сила фокуса, или экранного чуда обозначит зрителю свои образы Рая и Ада, красоты и уродства, прекрасного и ужасного. Как минимум одна из проблем точно способна задеть ваше чувство, которое тут же разломится пополам. Какая сторона займет в конце первую строчку – не отвечает и сам фильм. Мы все будем проживать жизнь Джепа, томно плыть по реке, то заходя под темный мост, то выходя на свет божий. Мы будем играть роль, влюбляться, строить карьеру, но сможем ли мы хоть раз понять смысл наших действий, сможем ли мы увидеть красоту, которая разрушит нашу имитацию жизни или уйдем в забвение, будем слепо танцевать и ни разу не задумаемся о чем-то более высоком?

Категория 18+.

123123 открытия
Начать дискуссию