Задать вопрос важнее: Как «Седьмая печать» философствует о смысле жизни

С 3 февраля в прокат выходит фильм Ингмара Бергмана «Седьмая печать» – первый крупный шедевр шведского мастера, остающийся актуальным и в наши дни.

Кадр из фильма «Седьмая печать» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fpicture%2F3773441%2F&postId=1059902" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinopoisk.ru</a><br />
Кадр из фильма «Седьмая печать» / kinopoisk.ru

Все мы приходим к моменту переосмысления наших дней, каких-то важных решений, наконец, думаем о своем назначении. Ингмар Бергман, несмотря на свой безграничный талант, тоже не раз находился в творческом тупике, возможно, отсюда и появилась идея переписать свою короткую пьесу «Роспись по дереву», предназначенную для обучения студентов в «Седьмую печать». На тот момент Бергман уже был известным театральным и кинорежиссером Швеции, но в разряд «мировых» он еще не попал, к тому же, прошлый фильм «Улыбки летней ночи» критикам пришелся не по вкусу.

В «Седьмой печати» Бергман наконец-то смог выверено показать сильные переживания героя-искателя не превращая фильм в бесконечную депрессивность, но и не перебивая постоянными шутками. Здесь Бергман решает поиграть с ненастоящей серьёзностью, которая ничего не значит, ведь все его герои сомневаются в выборе и решениях, в Боге, в смысле жизни.

Бергман выстраивает повествование с помощью религиозных вставок. Так, вначале приводятся строки из «Откровений Иоанна Богослова», а именно день гнева, по всей видимости, в фильме Бергман меняет землетрясение на эпидемию чумы. В это время рыцарь Антониус Блок возвращается в Данию из Крестового похода, где десять лет бессмысленно проливал чью-то кровь. На одном из привалов, около пустынного берега, Рыцарю является Смерть. Не желая уходить из жизни бессмысленно – Антониус предлагает Смерти сыграть в шахматы, попутно выигрывая время для поиска важного поступка.

Кадр из фильма «Седьмая печать» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fpicture%2F3773440%2F&postId=1059902" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinopoisk.ru</a><br />
Кадр из фильма «Седьмая печать» / kinopoisk.ru

Шахматы – основной двигатель сюжета, остающийся незаметным. Так, первым актом служит «дебют» – начало шахматной партии со смертью, которую словно срывая седьмую печать, начинает Рыцарь, тем самым отдаляя время своего конца. В отведенное время, Антониус вместе со своим богохульником-оруженосцем отправляются на поиск смысла, надеясь переиграть Смерть. По пути Антониус заходит исповедоваться в храм, рассказывая исповеднику о своих переживаниях, о растерянности, и о том, что хочет познать Бога, но не может. На все вопросы Антониуса у исповедника не находится ответов. Рыцарь не хочет верить, что все бессмысленно, и рассказывает свою стратегию, как победить в шахматной дуэли, не обратив внимания, что в роли исповедника была Смерть.

Стечение обстоятельств бросает героев в выкошенные чумой деревни. По дороге оруженосец Йонс спасает крестьянку от насильника Равала (в прошлом богослужителя), а Антониус знакомится с семьей странствующих артистов – Юфа, Мию и их сына. Позже к ним присоединяется, как это правильно сейчас говорить, маскулинный и глуповатый кузнец Плуг, разыскивающий свою жену, которая сбежала с другом Юфа, актером Йонасом Скатом.

Смерть продолжает идти по пятам, карая Йонаса Ската и забирая больного чумой Равала. Время приходит до основного действия «миттельшпиля» – шахматная кульминация, когда уже несколько первых фигур пало и началось сражение. В этот момент Юф говорит Мии, что видит, как Антониус играет в шахматы со Смертью и предлагает ей бежать. Антониус отвлекает внимание Смерти, якобы нечаянно сбивая плащом шахматные фигуры.

Кадр из фильма «Седьмая печать» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fpicture%2F3773442%2F&postId=1059902" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinopoisk.ru</a><br />
Кадр из фильма «Седьмая печать» / kinopoisk.ru

Спасая друзей, Рыцарь теряет внимание на шахматной партии, а Смерть приближает игру к «эндшпилю», в конце концов, ставя мат. К слову, Антониус уже не расстроен, ведь он успел совершить поступок, который хоть и не ответил на вопросы, но придал смысл его жизни. Теперь он мчится в свой замок, в котором его десять лет ждала жена. Собравшись всей компанией за столом, герои готовы принять смерть.

Бергман в этом фильме делает нереальное – задает вопросы от лица рыцаря, которые мучают людей по сегодняшний день. Как в XIII веке, так и в XXI люди будут спрашивать о смысле своей жизни, быте и назначении. Их будут все также не устраивать те ответы, которые раньше давала религия, потом государственная система, а теперь выстроенный мир потребления, который пытается закрыть нам рот тысячной безделушкой. Коронавирус только добавляет антуража фильму, в котором бушует чума и правит Смерть. Но есть ли из этого выход? Будет ли тот ответ, который раз и навсегда прояснит наше назначение? Конечно же нет, мы как и Антониус, несмотря на поиски и поступки отправимся во тьму. Но Бергман оставляет надежду, последним кадром танца со Смертью, где можно заметить не всех попутчиков рыцаря. Так, в живых остается спасшаяся семья актеров, непосредственно благочестивая жена Антониуса и милостивая крестьянка, которую спас от насильника оруженосец Йонс.

Категория 16+

88
Начать дискуссию