Анализ фильма "Неоновый демон"

Визуальное повествование, внимание к деталям и вдохновение "Идеальной грустью".

Анализ фильма "Неоновый демон"

Вступление.

Всем привет, хочу поделиться своими мыслями и впечатлениями, насчёт одного из своих самых любимых фильмов. Впервые я его посмотрел в ноябре, и вот в марте я совершил 2 повторных просмотра, после которых понял, что если и начну писать статью, то она точно будет про "Неонового демона".

Что он мне напоминает ?

Когда я посмотрел его в первый раз, то и не сразу осознал то, что я вообще смотрел что-то похожее. И только спустя несколько месяцев я стал понимать, что же он мне напоминает. Я вспомнил про аниме "Идеальная грусть", и дело не только в схожести структуры сюжета, где главные героини меняются в связи со своими проблемами в индустриальной сфере, но и в том, что режиссёры даже используют одинаковые методы для игры с вниманием зрителя.

Например, всё начинается с кадра, где Джесси в крови, и первое, о чём думает зритель, так это о том, что она мёртвая, а не о том, что всё это иллюзия. Мне это сразу напоминает то, как играл с вниманием зрителя Сатоси Кон, когда он преподносил сцену под видом реальности, а потом делал так , что это оказывалось лишь частью какой-то съёмки или что-то в этом роде. Это создавало эффект того, что ты сам сближаешься с главными героями, начиная тяжелее отличать реальность от фальши вместе с ним. Также в "Неоновом демоне" этот приём использовался в сцене, где Киану приходит к Джесси во сне. Там перед сценой в самой комнате следует проход от первого лица самого Ривза, что растягивает момент и придаёт ему нужную сглаженность, чтобы зритель вообще не ожидал того, что его просто обманут.

Анализ фильма "Неоновый демон"

Да и Рефн по-моему и сам делает отсылку к этому аниме, когда называет самую близкую подругу Джесси именем Руби, ведь точно так же звали и напарницу главной героини в "Идеальной грусти". И отсылка тут не случайна, ведь их персонажи имеют сходства, например, в том, что они не те за кого себя выдают и их спутницы узнают об этом только лишь в самом конце.
Помимо картины Сатоси Кона, я увидел явное сходство с "Суспирией". Оно выражается в том, какое внимание уделяют постановки света Рефн и Ардженто. Оба фильма достигают апогея визуальной эстетики, почти полное отсечение деталей и акцент лишь на главном с помощью ярких контрастных решений.

Но схожи они не только картинкой, но и музыкой. Эти фильмы сливаются с ней в одно целое, а она строится таким образом, что больше не может выйти из головы и сразу начинает вырисовываться в голове, когда думаешь об одном из этих фильмов и их атмосфере. Когда я слушаю "The Demon Dance" Джулиана Виндинга, то она мне сразу же напоминает "Суспирию" Гоблина. Если честно, то мне тяжело объяснить, чем же именно они так похожи, но скорее всего связь прослеживается в ярком повторении одних и тех же звуков, которые постепенно выливаются в полноценный инструментал и как-будто бы заполняют то пространство, внутри которого они играют.

Анализ фильма "Неоновый демон"

Диалоги.

Я где-то видел, как кто-то написал, что фильмы Рефна хороши, пока в них не начинают говорить, но я так совершенно не считаю. Он делает их порой крайне неловкими и приземлёнными, но так получается не из-за его неумения писать диалоги, а специально, чтобы добиться естественности, либо показать грубость и просто неприятность момента, чтобы мы испытывали те же чувства, что и сама Джесси. Например, это особенно заметно в сцене в туалете. Она позволяет понять и ознакомиться с характерами будущих конкуренток Джесси, которые ни с кем не церемонятся, и говорят всё самым прямым текстом, чтобы для вопросов не оставалось и места. Но не вся эта сцена построена из грязных реплик, ведь тут впервые озвучивается проблема соотношения естественной красоты и искуственной. Пока Джиджи рассказывает о том, что делать ежегодные пластические операции это простой уход за собой, как чистка зубов, тут слышится одна из самых интересных фраз в фильме: "-Он зовёт меня бионической женщиной! -Это комплимент ?".

"-Ты еда или же ты секс ? -Она десерт."
"-Ты еда или же ты секс ? -Она десерт."

Отказывание от банальностей, структура сюжета.

Мы видим, что сюжет фильма построен так, что в нём почти невозможно предсказать то, что будет тебя ждать через несколько минут, ведь он довольно непредсказуем. Продумывать ответы персонажей в диалогах наперёд ещё вполне возможно, но вот если рассматривать структуру и сам визуальный ряд, то тут уже и не знаешь на что же способен Рефн. Отказ от самых очевидных решений прослеживается уже после начала фильма. Чуть ли не в первой сцене нам становится известно о смерти родителей Джесси, можно представить, что возможно, это будет одна из основных причин переживаний главной героини, что нас будет ждать драма и слёзы на эту тему на протяжении всего сюжета, но только после того, как мы узнаём об этом в первый раз, и то, лишь для того, чтобы закрыть возможные вопросы, насчёт того, почему же она одна в этом городе, во второй мы услышим это только лишь в туалетном диалоге, да и то, упоминание там этого акцента не играет никакой роли, кроме той, чтобы просто прекратить возможную неловкую паузу в диалоге, а после этого момента эта деталь больше и никогда не упоминается.

Анализ фильма "Неоновый демон"

Мне очень нравится, как построен сюжет, в нём нету ничего лишнего, повествование идёт просто идеально размеренно. Рад тому, как обернулась сюжетная линия с Глусманом, она не скатывается до каких-то любовных отношений, а остаётся основательно введённой в контекст происходящего. В фильме почти нету сцен, которые были бы добавлены просто так, здесь всё взаимосвязано и лишь дополняет друг друга. Ещё мне невероятно доставляет то, как был поставлен конфликт, между Джесси и соперницами, сначала мы видим их всех вместе, а после они будут появляться уже по очереди, показывая то, что у каждой из героинь свои личные счёты с восходящй звездой.

Ну и верхом мастерства становится конец картины, который раставляет все точки по местам, давая каждому то, что он по-настоящему заслужил. Это самый наилучший финал, что я вообще видел в своей жизни, ведь лучше получившегося по-моему ничего и нельзя было придумать. Он настолько яркий и непредсказуемый, что врезается в память навсегда.

Анализ фильма "Неоновый демон"

Повествование истории через картинку.

Как по мне, так это самая главная и клёвая фишка этого фильма. Думаю, что про само неоновое освещение уже и не стоит ничего говорить, тут и так понятно, что его используют в сценах, которые передают какой-то сексуальный или опасный подтекст. На эту тему выходило отличное видео у Луцая, к нему и добавить толком нечего. Поэтому я не стану затрагивать сам цвет и освещение, хочу рассказать про то, как история рассказывается через другие детали (это чисто то, как я это трактую, не думаю, что в них вкладывался именно этот подтекст, либо вообще хоть что-то).

  • Мэйкап.
    Мне очень нравится сцена, где Джесси встречается с Джиджи в гримёрке. Тут крайне крутая постановка сцены, монтаж и работа оператора. И отдельно хочется отметить музыку, которая прям идеально передаёт настроение подиума и какой-то модной презентации. Если честно, то этот момент мне даже напоминают сцену в лифте из "Драйва", здесь тоже используется множество деталей, которые можно не уловить при 1-м просмотре. Итак, камера и свет поставлены так, что половину сцены мы чётко не видим макияж Джиджи, а видим его только вместе с ней же, когда она поворачивается к зеркалу и камера делает фокус на её лице. То есть сама деталь в виде макияжа достаточно неожиданна, ведь до акцента ты не заостряешь внимание на нём, да его особо и не видно. Если же начать его анализировать, то он просто идеально символизирует героиню. Красный рот отсылает к крови жертвы на пасте хищника. В то время, как глаза окрашены в голубой, в довольно ясный и светлый цвет. Тут создаётся контраст. То есть рот можно заморать в чей-то крови, его можно использовать, как оружие, в отличии от глаз, которыми ты никому не можешь навредить, они всегда чисты и невиновны. Да и Джиджи с этим мэйкапом правда напоминает "бионическую" женщину, думаю, что не случайно здесь и заходит вновь разговор про её искуственную внешность.
Анализ фильма "Неоновый демон"
  • Треугольник.

После встречи с ним наяву Джесси уже не будет прежний. Он напоминает мистический знак, да и три угла ассоциируются с 3-мя соперницами главной героини. А если брать в расчёт, что Рефн правда вдохновлялся "Суспирией", то всё это и вовсе напоминают ведьм и какой-то их обряд.

Большой треугольник из 4-х маленьких.
По-моему это символизирует ситуацию в которой находится джесси, она к ней приближается всё ближе и ближе, а когда наступает точка невозврата, то меняется освещение, а вместе с ним и сам внутренний мир героини. Три крайних закрытых треугольника, как её соперницы, а она 4-й треугольник, который ими окружён, но он отличается от других, ведь он сам и сформирован с помощью остальных и не имеет закрытой формы в отличии от других, то есть он ещё не сформиловался до конца.

Анализ фильма "Неоновый демон"

Маленькие детали, которые тоже хочется отметить.

  • По-моему сцена, где Джесси расписывается на контракте для модельного агенства символизирует сделку с дьяволом.
  • Если обратить внимание на фон в сцене, где пума проникает в номер Джесси, то создаётся ощущение, что свет падает на шторы так, как-будто это стволы деревьев. Всё происходящее в фильме очень напоминает дикую природу, где ты либо хищник, либо жертва.
  • Я думаю, что золотая краска в сцене на фотосессии с Джеком символизирует ценность, которой обмазывается её тело. Люди относятся к ней так, словно она драгоценность, но интерес для них представляет лишь её оболочка.

Заключение.

Подводя итог, я хочу сказать, что у Рефна в этом фильме получилось добиться идеальной картинки, которая превосходно выполняет свою работу, как в эстетическом, так и в повествовательном плане. После него я стал специально искать что-то похожее и понял, что существует целая категория фильмов ужасов о фэшн-индустрии. Помимо, например, той же "Идеальной грусти", недавно вышел "Прошлой ночью в Сохо", который имеет явное внешнее сходство с "Неоновым демоном", да и он уделяет не меньшее внимание к проработке образов (одежде, макияжу).

В любом случае, это один из лучших фильмов о том, как люди готовы поменяться, чтобы прийти к успеху. И определённо лучший фильм(из тех, что я смотрел), который так искренно рассказывает о роли красоты в нашем мире.

Если честно, то мне кажется, что всё, написанное мной, выглядит так, словно у меня синдром глубинного смысла :) В любом случае, это лишь моё субъективное видение, возможно, что Рефн вкладывал во всё совершенно другой подтекст, либо где-то его и не было вовсе. Пишите в комментариях о том, чем вам понравился фильм, а чем нет, будет интересно почитать !

Waving Goodbye
Waving Goodbye
2020
11 комментариев

Я смотрю очень много кино. И Неоновый демон - это один из тех фильмов, которые сильно запоминаются. Визуал, музыка и подача формирует ни на что не похожую атмосферу. Эмоционально подобных фильмов много, но именно повествование и атмосфера делает его особенным. Будто на панели характеристик фильма все выключили оставив только маниакальность и эстетику, которые выкрутили на 200%.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

ещё не чекал сериал, только собираюсь

Ответить

так в итоге что?

Ответить

Да в том-то и дело, что ничего. Фильм-пустышка рассказал про такую же пустую индустрию. Вроде так и задумано, а вроде, опять же, всё и ни о чем.

Ответить

в итоге получился фильм о роли красоты

Ответить