Произведения с антивоенным посылом

Небольшой список игр и аниме (скорее всего, большая часть и так известна), которые произвели на меня впечатление

Вместо предисловия

Изначально этот текст был написан к 9 мая 2022 года в качестве рефлексии по поводу текущих событий. Однако, не пропадать же добру

Spec Ops: The Line

Произведения с антивоенным посылом

Можно ли на войне остаться человеком? Именно на этот вопрос отвечает игра о злоключениях бравого капитана Уокера в засыпанном песком Дубае, столице ОАЭ (кто понял, тот понял).

Геймплейно — это обычный шутер от третьего лица с укрытиями, кои повалили огромной толпой после выхода Gears of War. С одной уникальной фишкой — песок. Можно простреливать стекла и грубый и жёсткий песок будет проникать повсюду. Интересно ли это? Так сказать, на троечку.

Сюжет же, с другой стороны, многими считается одним из лучших в игровой индустрии. Вдохновением явно послужил культовый «Апокалипсис сегодня»: та же история с мятежным полковником, окопавшимся в труднодоступной военной зоне, тот же отряд, посланный остановить злодея. А, впрочем, злодея ли? В таких ситуациях рамки морали всегда размыты, каждый мнит себя героев, а на поверку оказывается тем ещё сумасшедшим. Вот и капитану Уокеру, главному герою ("do you feel like a hero yet?") приходится столкнуться с безумием окружающих и своим собственным.

Безумные приказы, безумные решения, безумные люди вокруг, война в целом — сплошное безумие и это доказывает история этой игры. Один светлый лучик в этом царстве — от безумия и наваждения можно избавиться, пусть это и нелегко. Впрочем, это явно лучше, чем приветствовать новоприбывших в Дубай.

Что запомнилось больше всего?

Сцена с белым фосфором. Бессмысленность действия, отсутствие разведки и последствия, через которые отряд Уокера должен пройти. Это главная переломная точка игры.

Босоногий Гэн

Произведения с антивоенным посылом

Мальчик Гэн живёт вместе со своей многочисленной семьёй. На дворе стоит 1945й год, Япония проигрывает войну, а жители голодают. К этому ещё прибавляется другая напасть — мама Гэна беременна, а еды на всю семью не хватает. Ах да, есть ещё одна напасть. Сейчас август 45го года. А живёт семья в Хиросиме.

Наверное, одно из самых известных японских произведений на тему Второй Мировой. Если говорить про мангу — это гигантская рефлексия на тему поражения и ядерной бомбардировки. Аниме охватывает небольшой эпизод манги непосредственно вокруг войны и упрощает сюжет, не изменяя подтекст. Даже если привыкаешь к войне, от неё всё равно нельзя сбежать, а стоит привыкнуть — и она подкинет новые ситуации, от которых уже не сбежишь. Но даже в самые страшные часы, после самой тёмной ночи обязательно зацветёт новая жизнь.

Что запомнилось больше всего?

Вы знаете, или по описанию выше поняли, какая это сцена. Если вы смотрели — эта сцена будет преследовать вас в кошмарах очень долго. Если нет — вы были предупреждены.

Valiant Hearts

Произведения с антивоенным посылом

Когда-то Ubisoft могла не просто в продукты и игры, а в произведения. Это — одно из них. Действие происходит во времена Первой Мировой, которую также иногда называют «самой бессмысленной войной». Эмиль — простой, уже немолодой французский фермер, призванный на фронт. У него есть дочь и внук, вот только зять — немец, и Германская Империя забрала его в свои окопы. Всеми силами Эмиль пытается выжить, найти родственника и уберечь его от смерти.

По геймплею игра — достаточно простой квест с историческими справками и некоторой сказочной гиперболизацией. Вот только кто сказал, что это добрая сказка? Нет, игра пропитана меланхолией и грустью, и, хоть все ужасы войны нам не показывают в формате 18+, события всё равно отпечатываются в памяти: газовые атаки, стояние в окопах, штурмы пулеметных гнёзд, стоны раненых и умирающих. Несмотря на мультяшный стиль (игра выглядит правда шикарно) мораль у игры отнюдь не детская. Любая война — это в первую очередь искалеченные судьбы.

Однако, и в таком ужасе можно найти в себе силы остаться человеком и спасти других, пусть для этого иногда нужно переступить через эту самую человечность и пожертвовать собственной жизнью.

Что запомнилось больше всего?

Из более светлых моментов — погони на автомобилях. Когда до тебя почти сразу доходит, что они идут под ритм — на лице непроизвольно возникает улыбка.

Из более же подходящих теме — концовка как квинтэссенция всей игры. Щемяще грустная, трагичная, но всё же дающая надежду на светлое будущее, пусть и не все его увидят.

Metal Gear Solid

Произведения с антивоенным посылом

В Интернете есть несколько непреложных фактов. Один из них, Кодзима — гений.

С этим можно спорить столько же, сколько и доказывать — бесконечно. И главный его монументальный 30-летний эпос самый жаркий предмет для подобных споров. Вот только нельзя отрицать, что Кодзима и его сотрудники всегда умели предсказывать будущее. Только задумайтесь, в 2001м году выходит игра, где объясняется, как можно управлять мнением людей через Интернет, заваливая их тонной мусора, среди которого можно будет только выгодную информацию.

Однако, помимо предсказания будущего (или уже настоящего?) MGS отлично раскрывал другую тему: война — это ужас для пешек, которых отправляют на заклание ради высших целей. Если можно поставить мат, пожертвовав ферзя — это хороших ход. Мысли и чувства ферзя при этом игрока не заботят. При этом нет никаких «преступных приказов", никаких "злодеев и героев». Есть только старые убийцы, которые прекрасно понимают, для чего они были созданы. И в этом есть некий экзистенциальный ужас — сам механизм войны порождает убийц, которые готовы жить по правилам этой системы. А тех, кто хочет эту систему сломать (пусть и тоже жестокими способами) легко можно окрестить террористами и послать других убийц на их устранение.

Радует только то, что в конечном итоге система была сломана, пусть и силами таких же палачей.

Что запомнилось больше всего?

Буду оригинальным и скажу, что предыстории боссов из четвёртой части. Да, подают их очень тупо (мужик буквально по рации говорит тебе, как эти девушки дошли до жизни такой) и сводятся к формуле «жила себе спокойно, а потом пришла война и сломала её», однако они прекрасно работают на общую тему — так ли нужна нам эта самая «война нового поколения»?

Gundam Seed

Произведения с антивоенным посылом

Далёкое будущее. Человечество раскололось на две ветви — «чистые» люди и генетически модифицированные. Естественно, подобный раскол и наращивание вооружения не могли не привести к эскалации конфликта. А в водоворот уже давно идущего конфликта оказываются втянуты подростки, казалось бы — те самые люди, ради будущего которых надо избегать подобных ситуаций. Однако за типичным аниме жанра «меха» скрывается гуманистический посыл, пусть и поданный достаточно в лоб. Один из главных героев, Кира Ямато, долго доходит до того, что убийствами ничего не решить: сперва сражается ради спасения своей жизни и жизней друзей, потом — потому что больше нет вариантов. Его психика потихоньку шатается (чему способствуют некоторые люди из его окружения) , а за душой копится всё больше грехов. И в один момент, оказавшись на грани жизни и смерти он понимает, что насилие не выход.

Правда, тут как раз есть то самое, немного лицемерное, «в лоб» — у героя есть возможность продолжать сражаться без новых убийств на совести, ведь он не просто генетически улучшен, а супер-мега улучшен и может просто уничтожать оптику вражеским мехам, не убивая пилотов. Однако, несмотря на это, мораль вечная и читается хорошо, да и произведение хорошо даёт понять мотивацию всех сторон, включая самых отбитых представителей.

Что запомнилось больше всего?

Финал спэшла второго сезона (сцена встречи у мемориала) . Это был первый момент в данном аниме, когда противостоящие друг другу герои смогли не только поговорить (это было и в первом) , но и простить друг друга, а главное — самих себя. Без этого эпилога второй сезон казался незавершённым, а герой этого сезона — не сделавшим выводов.

This War of Mine

Произведения с антивоенным посылом

Кто первым пострадает на любой войне? Гражданские. Особенно если город в осаде, а конца войне не видно.

Небольшая игра от польских разработчиков, вдохновлённая (плохое слово, лучше — отрефлексированная) осадой Сараево, показывает быт обычных гражданских, которые оказались в центре конфликта. Не надо никого спасать, надо просто выжить. Я хотел написать, что «не надо геройствовать и превозмогать», но вот здесь как раз становится интересно и неоднозначно — игра заставляет задать самому себе вопрос «готов ли я остаться человеком?»

В этом доме живёт пожилая пара, у которой хватает запасов, но воровать у стариков? А что, если у тебя в доме лежит больной ребёнок, а обменять на столь нужные лекарства нечего? Каждый решает сам для себя. Вот только каждое решение имеет последствие для психики ваших персонажей. Как я уже сказал, главное — выжить, вот только никто не сказал, что после того, как стихнет последний выстрел, подконтрольные вам люди смогут вернуться к нормальной жизни.

Что запомнилось больше всего?

Одна из возможных сцен в супермаркете, а именно — изнасилование солдатом девушки. Геймплейно — это большая удача для игрока, ведь можно без последствий и морального выбора добыть оружие на раннем этапе игры. А вот эмоционально меня каждый раз выворачивает от ситуации в целом.

Attack on Titan

Произведения с антивоенным посылом

Да, с первого взгляда может показаться, что этому произведению тут не место. Казалось бы, противостояние человечества против страшных уродливых монстров — это больше борьба за выживание против силы природы, а также восхваление силы духа людей, которые не сдаются. Где же тут взяться антивоенному посылу? На это есть два ответа. Первый неочевидный — до момента с подвалом нам потихоньку разными способами закладывают мысль, что любой конфликт ведёт только к новым жертвам, особенно в тех ситуациях, когда на кону стоит выживание. А вот после подвала на нас пикирующим дирижаблем падает второй ответ, уже более очевидный. Даже не столько очевидный, сколько проводящий параллели — вражда по расовому признаку, гетто и их жители, вынужденные носить повязки на руках… Думаю, аналогия очевидно. И тут как раз активно начинает проступать тема того, что все конфликты идут из-за того, что люди не могут, да и не хотят примиряться друг с другом и для того, чтобы продолжить войну, люди найдут любой повод. И даже угроза всему миру и общий враг этого не изменят — люди переведут дух и начнут ненавидеть друг друга по новой.

Что запомнилось больше всего?

Если придерживаться заданной темы, то сцена смерти Марко. А точнее, его последние слова — «мы даже не поговорили». Почему-то (понятно почему) эта фраза преследует меня последние несколько месяцев. А ещё интересный факт — я сел и перечитал всю мангу за один день. Этим днём было 23е февраля 2022 года.

3636
45 комментариев

Комментарий недоступен

11
Ответить

Можно просто читать через одну)

Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Yo, buddy! Still alive?

2
Ответить

Не играл в серию, записал восполнить пробел

Ответить

Еще есть хорошая игра 11-11 Memories Retold. Могу советовать к ознакомлению. Трейлер прилагается

5
Ответить

Визуальный стиль странный, но на заметку взял, спасибо)

Ответить