Есть ли смысл бояться спойлеров?

Немного выскажусь о вечной дискуссии

Есть ли смысл бояться спойлеров?

Давно ничего в блог не писал, надо навёрстывать. А тут как раз @Kilyari Azure снова горит, на этот раз по поводу "спойлерофобии". Вот, задумался.

Раньше у меня было мнение примерно такое же, как и у него: спойлерами хорошее произведение не испортишь. Да я и, признаться, люблю спойлеры. Во-первых, меньше волнуюсь по поводу того, чем всё закончится (мне противопоказано сильно волноваться). Во-вторых, мне всегда интересен скорее не результат, а процесс, и когда я слышу спойлер о чём-либо, мне сразу становится интересно, а как авторы придут из одной повествовательной точки в другую.

Но, как это со мной бывает, когда кто-то высказывает, пусть даже и полностью адекватное, мнение - мне всегда хочется с этим поспорить... Ну вот и подумал, а как можно возразить.

Ну, начнём с того, для каких жанров спойлеры наиболее критичны? Для детективов, это всем известно. Весь сюжет строится на одной конкретной загадке, которую предстоит решить и главному герою - детективу, и читателю, который следует за детективом по пятам. И если уж заранее рассказать читателю, чем всё закончится, то он по сути лишится этого процесса разгадывания.

Давайте возьмём более простую аналогию: у вас в руках пазл, такая коробочка, которая непонятно как открывается, и на ней куча рычажков. Как бы искуссно она не была сделана - если вы уже знаете, как она открывается, вам будет не очень интересно открывать её ещё раз.

И я даже замахнусь заявить обратное: чем качественнее загадка, чем искусснее она проработана, тем сильнее удовольствие от её решения, тем сильнее неудовольствие по поводу того, что тебя этого потенциального удовольствия лишили.

Но конечно, детектив - это не просто загадка. В хорошем детективе хорошо всё: и дизайн персонажей, и их взаимотношения, и атмосфера сеттинга, поэтому даже если вас лишили главной загадки, вы всегда найдёте, чем насладиться в произведении. И наоборот, если всё внимание отдано загадке, то спойлер может лишить любого удовольствия от соприкоснования с произведением.

Другое дело, если спойлер касается не решения загадки, а сюжетных обстоятельств, например чья-то смерть, внезапно найденная вещь, нахождение родства или его отсутствия. Задумаемся, почему это может быть плохо?

Подобного рода сюжетные ходы добавляют в произведение не просто так, а специально подводят к ним так, чтобы вызвать у зрителя определённые чувства. Например, мало показать в кадре смерть персонажа, надо повысить его значимость, чтобы зритель от этой смерти что-то почувствовал (грусть, отчаяние или радость, облегчение). Для этого сюжет наполняется определёнными сценами, которые заранее раскрывают персонажа.

Но если вы узнали об обстоятельстве заранее, до того, как с вами как зрителем были произведены необходимые действия, то всё ваше восприятие будет искажено. Например, если вы знаете, что персонаж скоро умрёт, то будете с меньшей охотой сочувствовать ему, чтобы потом не было больно от его смерти. А если вы знаете, что персонаж избежит проблем с ним случившихся, то вы будете игнорировать драму, навязанную вам сценарием, потому что "да всё с ним хорошо будет, чо волноваться за него". Конечно, не факт, что это произойдёт, но вероятность есть и немаленькая. Так что ваше впечатление, пусть даже и не будет испорчено, но будет сильно искажено по сравнению с теми чувствами, которые хотел привить вам сценарист.

Плохо ли это? Ну, зависит от качества сценария и сценариста. Чем более хороший сценарий, тем более он выверен, проработан и сбалансирован, тем глубже то впечатление, которое хотел заложить в вас сценарист и тем ценнее потерянное.

Поэтому, резюмируя, спойлеры действительно плохи. Но только для определённых аспектов определённых жанров. Вы не сможете испортить спойлерами фильмы, завязанные на операторской, дизайнерской или эффектной работе. Не сможете испортить ими комедию или слешер. Но такие жанроввые приёмы, как загадка в детективе или драматические моменты спойлерами испортить или на крайний случай исказить очень легко. И чем чем больше оно сконцентрировано на этих приёмах и чем качественнее они проработаны, тем больше будет потенциальная потеря.

Удивительно, пришёл к совершенно другому выводу, который ожидал.

1212
10 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

На самом деле моя боязнь спойлеров достигла того, что я теперь боюсь проспойлерить буквально всё. Даже то, что я в приницпе смотреть или играть не хочу. Типа - ну а вдруг захочется. Сюжетные твисты - часть произведения и они являются важной эмоциональной частью. А когда ты знаешь, что это Петя на самом деле грохнул Катьку за колбаску, теряется половина экспириенса. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

АБС - Ассоциация борьбы со спойлерами
Готов возглавить, если мне купят квасик 

1
Ответить

Холодненький такой

Ответить

покупать квас

Ответить