Контекстуальная критика

Нужно ли при оценке продукта учитывать не только сам продукт, но и сложившиеся условия?

Контекстуальная критика

Я пока что не знаю, что можно написать по поводу конкретно разработки игр, потому что у меня всё стабильно не очень и никаких новых открытий не намечается. Разве что, может потом напишу миниатюрную оду Unity. Поэтому я снова, уже в который раз за месяц, полезу в область критики и её правомерности.

Как-то пару лет назад я посмотрел Sword Art Online. Ну, многие его смотрели, долго останавливаться на нём не буду, но в целом мне понравилось: необычный сеттинг, неплохие персонажи и отличная рисовка. Даже был готов поставить ему твёрдую восьмёрку, о чём я поспешил написать в чатике, в котором я сидел. Какого было моё удивление, когда меня за это сразу назвали говноедом, потому что такому паршивому аниме такие паршивые оценки ставить нельзя.

Аргумент был примерно в том, что аниме совершенно не соответствовало своему потенциалу, ведь тот бюджет и тот первоисточник, которые у них были в запасе, можно было использовать с намного большим выхлопом.

Ну вы и сами наверняка видели этот аргумент в десятках и сотнях обзоров, что я вам это рассказываю. Эту критику можно назвать контекстуальной (надеюсь, я правильное слово подобрал), потому что она оценивает не сам продукт, а контекст, сложившийся вокруг него. Например, начальные возможности автора, поведение соавторов в их повседневной жизни, схема продвижения продукта, время и место его создания. В противовес внеконтекстуальной критике, которая оценивает только качество продукта, например его оригинальность, доступность, логичность, эстетичность. Давайте обсудим, а зачем вообще нужна контекстуальная критика — и нужна ли?

Мне кажется, контекстуальная критика выполняет социальную функцию, потому что она рассуждает о том, как поступать надо и не надо. Например, когда мы пишем, что автор должен был поработать подольше над игрой или не обещать того, чего в игре не оказалось — мы оцениваем поступки автора на предмет морали. Чаще всего эта контекстуальная критика сводится к вопросам правды и лжи, ответственности, социальной иерархии.

Здоровая контекстуальная критика, конечно, необходима, ведь только так, через поддержку хороших поступков и осуждение плохих, мы можем держать наше общество в мире и здравии. И вряд ли мы сможем от неё избавиться, она рождается вполне интуитивно и кажется нам справедливой.

Другой вопрос, намного более спорный: должна ли она быть включённой в итоговую оценку произведения. Честно признаемся, рядовой потребитель интересуется исключительно продуктом, его никогда не интересовал и не будет интересовать контекст. Когда вы пойдёте в магазин за хлебом, вам скорее всего будет плевать, чем занимается владелец магазина, а попытки очернить или обелить этого владельца вы будете пропускать мимо ушей (кроме совсем уж из ряда вон выходящих случаев по типу "владелец магазина — насильник-педофил" или же "владелец магазина — инвалид без ног и рук"). И мне кажется, любой потребитель должен иметь право воспринимать продукт вне контекста, даже если это с его стороны будет несколько неэтично.

Тогда, получается, что лучше критику контекстуальную и внеконтекстуальную сегрегировать. Но таким кажется никто не занимался. Да, есть отдельные ресурсы, которые занимаются только контекстуальной или только внеконтекстуальной критикой. Но нет, скажем, никакой базы данных с кино, в которой оценка бы ставилась дважды: за сам продукт и за условия, в которых он бы был создан, например соблюдение трудовых прав при его разработке, степень хищений интеллектуальной собственности, поведение авторов в социальных сетях и прочее, прочее, прочее. Наоборот, критики предпочитают интегрировать оба типа в одну итоговую оценку и делают это по поводу и без.

Так что складывается противоречивая ситуация: пользователи хотят ставить оценки с учётом контекста, но видеть оценки без учёта контекста.

Короче, я как всегда надеялся начать писать и придти к какому-то определённому выводу, но вместо этого набрёл на открытый вопрос, на который ни у меня, ни у общества в целом нет ответа. Ну, с кем не бывает. А что думаете вы, правильно ли понижать игре оценку за то, что её автор оскорбил вас в Twitter?

1313
17 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Критик должен стремиться к если не объективной оценке, то хотя бы к обоснованной.
От обычного человека никто не ждёт объективности как минимум потому что ему не платят за его мнение.

1
Ответить

Да, и это вполне возможно. Никто не мешает, например, написать два отдельных материала с описанием продукта и историей его создания.
Но тут всё упирается в то, что оказывается, у критиков должны быть определённая квалификация и кодекс. И это конечно полностью противоречит тем призывам "послать критиков нахуй и просто читать отзывы обычных игроков в стиме", которые в последнее время разносятся по всему сайту

1
Ответить

От обычного человека никто не ждёт объективностиОт людей в принципе не стоит ждать объективности.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Контекстуальная критика это когда актёра вычеркивают из фильма за обвинения в сфере, несвязанной с фильмами. Контекстуальная критика, это синие занавески.
Нахер контекстуальную критику.

Ответить

Но если ты критикуешь фильм за то, что оттуда выкинули актёра за обвинения не связанные с фильмов - это тоже контекстуальная критика
Себе ты получается тоже запретишь её?

Ответить