Расскажу про свою работу на фрилансе

Хотя я совершенно не понимаю, кому это может быть интересно

Эта картинка не про меня
Эта картинка не про меня

Я никогда не работал на официальной работе и даже не проходил практику (кафедра наврала со сроками на целый месяц, заявление нужно было сдавать не в феврале, а январе, так что я клепал таблички в Excel в университетском юрлице). Как только я ушёл из университета, всё время я работал на фрилансе, в основном делая лабораторные студентам.

Последние полтора года я работаю на фриланс-бирже, в основном программирую геймплей, алгоритмические задачи и десктопное ПО в целом. Рядовые программисты наверняка будут надо мной смеяться, но я получаю около 10-20 долларов в час в зависимости от заказа. Редко больше. Отсюда отнимаем различные комиссии в 25%.

Может показаться, что это нормальная цена за труд программиста, но это если не вдаваться в подробности. Чем дольше заказ, тем меньше за него средняя почасовая оплата труда. За заказы, которые можно сделать за рабочий день, могут предлагать по 50-100 долларов, в то время как заказы на пару недель фулл-тайм работы уже оцениваются в 300-600.

Есть и заказы с почасовой оплатой, но заказчик будет спрашивать, сколько часов вы планируете потратить над работой, и наглеть тут не получится, и время на изучение области, общение с коллегами или распитие кофе тоже учитываться не будет.

Я работаю только над короткими проектами, до месяца. Не хочу брать на себя лишнюю постоянную ответственность — мне вредно волноваться, да и очень быстро устаю от однообразия. Хорошаяя сторона такого фриланса в том, что если вы отдали готовый заказ, то можете не работать сколько угодно, пока не закончатся деньги, и никто вам в принципе не указ. Плохая сторона в том, что вернуться на работу тоже тяжело: вы можете потратить до нескольких дней на поиск заказа, и не факт, что результат поисков вас устроит. Заказы на долгосрочное сотрудничество тоже есть, их много и на любой вкус (обоих категорий пополам).

Если вы вдруг думаете, что вы сможете научиться одному стеку работы и работать только на нём, то вы ошибаетесь: все работы разные и брать придётся то, что есть. Либо находиться несколько недель в неоплачиваемом поиске работы. Так, за последние пару месяцев мне приходилось разбираться в JAXWS (серверный протокол для Java), GLSL (язык шейдеров для OpenGL) и Phaser (движок для игр на Javascript).

О последнем и пойдёт речь, так как на нём я сейчас и делаю заказ. Именно в такие моменты и начинаешь любить Unity, потому что Phaser — относительно новый движок, со всеми вытекающими из этого последствиями: он автоматизирует за тебя только основные процессы, его внутренние процессы неочевидны, малая поддержка от сообщества (впрочем, на сайте много примеров его работы — но только примеров). Недавно кардинально сменилась версия, а вместе с ней некоторые внутренние процессы и API. Документацию тоже закончили только недавно (в апреле), причём она актуальна только для новейшей версии 3.23, а вот 3.16 ей уже не соответствует.

Делаю я движок для Tower Defence (в качестве референса — Kingdom Rush, кстати, всем советую). Туда входят стаднартные вещи: покупка и прокачка башен, интеллект дружественных и вражеских юнитов, поддержка файлов уровней. Уже кажется раз в пятый в жизни приходится реализовывать A*, довёл его до автоматизма. Рабочую неделю (5 дней) пришлось потратить на изучение движка, такую же неделю на саму разработку. Полноценный игровой движок, построенный по принципам ООП и на Javascript, я делаю первый раз и это тяжело, потому что я так и не разобрался, как там это всё должно быть организовано по лучшим стандартам.

Платят только по факту работы, заказчик причём её сначала должен оценить и оценивать он её может сколько угодно (но обычно приемлимо по срокам). Потом тебе платят. Иногда (очень редко) не платят, тогда придётся ругаться, но ругаться мне вредно, так что я предпочитаю простить и отпустить, не такие уж это большие бюджеты.

За что я люблю фриланс — ты почти всегда работаешь в напрямую с заказчиком или его представителем из технического отдела, минуя HR. Большинство заказчиков очень вежливые и хорошие люди, постоянно говорят спасибо. Хотя контакт с ними постоянно приходится поддерживать, что мне тяжело.

Что плохо — у вас ноль социальных гарантий. Ноль. И даже в цену работы вы их встроить не сможете, потому что вас по цене обойдут конкуренты

А ещё, вас всех (и заказчиков, и исполнителей) преследует рейтинг, который написан образно говоря у вас на лбу, как в сериях Чёрного зеркала. Я ещё ни разу не обваливал рейтинг ниже 80% и 4/5, но мне и проверять страшно, что там. И у меня один раз спрашивали (с лёгким налётом претензии), почему он у меня не 100%.

Если есть вопросы, задавайте. Можете рассказать и о своём рабочем процессе, но я не настаиваю.

2020
7 комментариев

Почему на постоянку не устроишься программистом? Я помню, ты нарративным дизайнером хочешь стать, но пока ищешь вакансии там, можно найти работу в той области, в которой сейчас работаешь (техническая разработка) и улучшить текущий уровень жизни.

Ответить

Свободный график, разнообразие, уважительные отношения и возможность работать над своими проектами для меня важнее, чем деньги. 
Просто потому что если меня всего этого лишить, я за пару дней впаду в депрессию и потеряю вообще любую работоспособность

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

На бирже, которой я пользуюсь, вообще нет такой вещи, как предоплата.
Точнее, есть, но она остаётся у биржи, а не у программиста.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Наверное, да

Ответить