Мне нравится "Обсидиан" - старая компания с традициями восходящими еще к легендарной БИС и, возможно, самый заслуженный разработчик РПГ из ныне существующих по совокупности. Конечно, можно сказать, что лучшие игры их в прошлом, а последним безоговорочным хитом был Вегас, вышедший 10 лет назад. Или, что людей ковавших славу той Обсидиан там уже нет, а пришедшие им на смену меньшинства не то чтобы тянут. Тем не менее, мне понравились и PoE, и Tyranny, и, забегая вперед, PoE2 мне тоже зашла.

Но сначала о неприятном. Во первых, дерьмовое техническое состояние на боксе. Не так как в первой части, которая на пс4 у меня с точностью метронома вылетала раз в полчаса, но проблем тут тоже хватает. Странный баг при редактирований партии, когда удаленный персонаж начинает появляться посредине каждой локации (иногда и за ее пределами), агря на себя врагов. Постоянные вылеты в меню при переключении между режимом "палуба корабля" и "картой". Вылеты после битвы, при попытке облутать врагов. Пропадающая со временем строка, где отображается внутриигровая дата, долгие загрузки, хотя и не настолько вымораживающие как в пое1. Но это ладно, мелочи, и мое нытье. Хуже, что тут не очень интересные компаньоны и персонажи в целом, отягощенные еще и, натурально, повесточкой. И основной сюжет тоже не спасает ситуацию - постоянная угроза в лице ожившего Эотаса по идее должна давить и подгонять тебя в погоне за ним, но игре абсолютно похер, если вы займетесь многочисленными побочками, например я закончил игру спустя полтора внутриигровых года. Кто в этих недостатках виноват? Ну, я склонен обвинять квир-коммуниста Скокеля и Доллархайд, хотя более вероятно, что это общий проеб. Впрочем, показательно, что за тех героев, которые мне понравились (Эдер и Паледжина) была ответственна старая гвардия в лице Сойера и Фенстермейкера.

Что еще. Именно в ПоЕ2 я понял, почему сообщество критикует Сойера за его упорные попытки в баланс. Зачем было ограничивать количество градаций прокачки шмота до пяти - легендарочку вполне можно получить к середине, а дальше ты будешь ходить с одним и тем же оружием всю игру. Можно, конечно, трофеить чужое, но ничего прям кардинально лучшего не выбить. Баланс? Но что важнее, баланс в одиночной РПГ, или удовольствие от получения лута, та же БГ2 не стеснялась вводить в игру откровенно имбовое оружие, типа Карсомира на +5 или "Небесной ярости", и именно поэтому я спустя десять лет после последнего запуска, помню эти названия. ПоЕ2 я прошел неделю назад, но спроси меня, каким оружием моя партия пользовалась и я не отвечу. Какой-то унылый дрын, не сильно отличающийся по параметрам от пачки таких же дрынов в инвентаре. Мало того, в игре еще и ограниченное количество редких расходников на крафт мощных заклинаний и снадобий, их не купить в магазинах, что вообще-то обесценивает деньги в игре. У меня в финале был миллион во внутриигровой валюте, их попросту некуда тратить. Раздражал маленький левел-кап, достигаемый уже к половине игры, а дальше концовку и все длц прокачка тупо стоит, что вкупе с убитой системой лута, оставляет только сюжетную мотивацию к прохождению.

Ну, ладно, не только сюжетную. К счастью, тут еще крепкая боевка. Вообще, если рассматривать вторые столпы не как аналог БГ2 (какой она видимо задумывалась), а как условный ИВД с циклом "подземелье - исследование- убийство всех врагов -собирание трофеев- возвращение на базу", то игра работает и работает хорошо. Данженов тут много, противники разнообразны, а усредняющий баланс, который я критиковал выше, все же имеет достоинство в том, что мне редко бывало слишком просто в сражениях. Это почти всегда были напряженные схватки, требующие моего личного внимания, и понижения скорости игры, а некоторые битвы в длц занимали у меня целые часы.

А еще в ПоЕ2 отличный сеттинг, мне было интересно вникать в хитросплетения местной политики и отношения фракций. Вот есть королевская компания раутай, всем хороши. Выступают за прогресс, борются против рабства, в их землях расцвет экономики и науки. Но, проблема в том, что это явно расистское государство, и их возвышение несет угрозу всем остальным. Есть местные аборигены уана, дикари как дикари, кастовое общество, клановость, раздробленность. Я думал, чтобы поддержать их в игре, так как очевидно, что сильные уана были бы естественным противовесам амбициям раутай. Но не стал - незачем якшаться с варварами, когда есть более подходящие партнеры.

Пираты, причем тут даже две группировки - условно "законники" и "беспредельщики". Беспредельщики- омерзительный криминальный скам, без какой-то осмысленной идеологии, кроме уголовного анархизма. "Законники" вполне респектабельные господа, насколько может быть респектабельной профессиональная преступность. Пиратствуют они не просто так, а для того чтобы снова сделать Вайлию, из которой они родом, великой, по крайней мере так это заявляется. Достойно уважения, но путь, которой они выбрали в любом случае не имеет перспектив.

Ну, а я выбрал самый логичный вариант - Вайлийскую Торговую Компанию, срисованную видимо с итальянских торговых республик и колониальных компаний. Во первых, у меня персонаж был выходцем из Старой Вайлии, естественно его симпатии принадлежали к землякам. Во вторых, изучение свойств адры и анимантии, которые поощряет Компания, это хайтек в мире Эоры, потенциально эти исследования могут вознести человечество на уровень богов. Ну, и в третьих, экспансия компании лежит только в торговой сфере, они не претендуют на политическую власть в архипелаге, а торговая олигархия кажется мне более симпатичным режимом, чем расистский милитаризм или родоплеменной строй.

Насколько я знаю, pillars of eternity 2 провалились в продажах. Мне сложно сказать почему, в те 150 часов, что были потрачены, я практически не скучал, хотя и чередовал прохождение с другими играми. Это качественная РПГ в традиционном стиле, а этот жанр, если судить по успеху Pathfinder, вроде испытывает неплохие времена. Но случилось как случилось. К счастью, Обсидиан сейчас в надежных руках, вселенная Эоры получит развитие и продолжение в Avowed, выход которой я жду.

44
7 комментариев

Судя по всему, народ уже утолил свою ностальгию по изометрическим РПГ со статическими задниками, рынок очень быстро насытился - но Обсидианы этого не поняли, вот и влетели.

2
Ответить

Да, скорее всего так и есть.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Если первая часть не понравилось, то вторая часть не предложит ничего нового.

1
Ответить

Попытавшись сделать игру более доступной для массового игрока, они умудрились потерять свою кор аудиторию. На релизе игра проходилась фейсролом на харде (не преувеличение) и потребовалось около полутора лет, чтоб полностью перебалансить игру в более-менее нормальное состояние, но поезд к тому времени уже ушел.

В итоге аудитория не оценила, а массовому игроку как было пофиг, так и осталось. Еще решили пошаг прикрутить, опять поломав баланс, только теперь их стало два отдельных, и пошаг (вроде как) так и не починили нормально.

К напарникам и сюжету (точнее к его подаче) тоже вопросы большие. Зачем было добавлять старых, если они были выжаты до суха еще в первой части так никто и не понял.

Можно, конечно, сказать, что народ пресытился, но в том же году вышел путеискатель, и даже при отвратительном техническом состоянии на релизе у него в итоге все хорошо. Да и жанр сам по себе цветет последние лет 6 и началось это цветение как раз после релизов пое и вестленда (которые, по сути, эксгумировали жанр). Так что скорее всего дело именно в самой игре.

P.S. Я еще кое-что вспомнил. У игры очень мало рекламы было. Они издавались у Versus Evil и удивительное совпадение, что до этого они издавали 2/3 баннер сагу и у нее тоже почти не было рекламы (И она тоже плохо продалась). Так что это тоже скорее всего одна из причин.

1
Ответить

Старых персонажей вернули, потому что поняли, что новые совсем не тянут. Насчёт сложности, да, возможно, но в текущем состоянии игра в порядке. Издатель конечно меня тоже удивил, реально нонеймы.

1
Ответить