Мне нравится "Обсидиан" - старая компания с традициями восходящими еще к легендарной БИС и, возможно, самый заслуженный разработчик РПГ из ныне существующих по совокупности. Конечно, можно сказать, что лучшие игры их в прошлом, а последним безоговорочным хитом был Вегас, вышедший 10 лет назад. Или, что людей ковавших славу той Обсидиан там уже нет, а пришедшие им на смену меньшинства не то чтобы тянут. Тем не менее, мне понравились и PoE, и Tyranny, и, забегая вперед, PoE2 мне тоже зашла.
Но сначала о неприятном. Во первых, дерьмовое техническое состояние на боксе. Не так как в первой части, которая на пс4 у меня с точностью метронома вылетала раз в полчаса, но проблем тут тоже хватает. Странный баг при редактирований партии, когда удаленный персонаж начинает появляться посредине каждой локации (иногда и за ее пределами), агря на себя врагов. Постоянные вылеты в меню при переключении между режимом "палуба корабля" и "картой". Вылеты после битвы, при попытке облутать врагов. Пропадающая со временем строка, где отображается внутриигровая дата, долгие загрузки, хотя и не настолько вымораживающие как в пое1. Но это ладно, мелочи, и мое нытье. Хуже, что тут не очень интересные компаньоны и персонажи в целом, отягощенные еще и, натурально, повесточкой. И основной сюжет тоже не спасает ситуацию - постоянная угроза в лице ожившего Эотаса по идее должна давить и подгонять тебя в погоне за ним, но игре абсолютно похер, если вы займетесь многочисленными побочками, например я закончил игру спустя полтора внутриигровых года. Кто в этих недостатках виноват? Ну, я склонен обвинять квир-коммуниста Скокеля и Доллархайд, хотя более вероятно, что это общий проеб. Впрочем, показательно, что за тех героев, которые мне понравились (Эдер и Паледжина) была ответственна старая гвардия в лице Сойера и Фенстермейкера.
Что еще. Именно в ПоЕ2 я понял, почему сообщество критикует Сойера за его упорные попытки в баланс. Зачем было ограничивать количество градаций прокачки шмота до пяти - легендарочку вполне можно получить к середине, а дальше ты будешь ходить с одним и тем же оружием всю игру. Можно, конечно, трофеить чужое, но ничего прям кардинально лучшего не выбить. Баланс? Но что важнее, баланс в одиночной РПГ, или удовольствие от получения лута, та же БГ2 не стеснялась вводить в игру откровенно имбовое оружие, типа Карсомира на +5 или "Небесной ярости", и именно поэтому я спустя десять лет после последнего запуска, помню эти названия. ПоЕ2 я прошел неделю назад, но спроси меня, каким оружием моя партия пользовалась и я не отвечу. Какой-то унылый дрын, не сильно отличающийся по параметрам от пачки таких же дрынов в инвентаре. Мало того, в игре еще и ограниченное количество редких расходников на крафт мощных заклинаний и снадобий, их не купить в магазинах, что вообще-то обесценивает деньги в игре. У меня в финале был миллион во внутриигровой валюте, их попросту некуда тратить. Раздражал маленький левел-кап, достигаемый уже к половине игры, а дальше концовку и все длц прокачка тупо стоит, что вкупе с убитой системой лута, оставляет только сюжетную мотивацию к прохождению.
Ну, ладно, не только сюжетную. К счастью, тут еще крепкая боевка. Вообще, если рассматривать вторые столпы не как аналог БГ2 (какой она видимо задумывалась), а как условный ИВД с циклом "подземелье - исследование- убийство всех врагов -собирание трофеев- возвращение на базу", то игра работает и работает хорошо. Данженов тут много, противники разнообразны, а усредняющий баланс, который я критиковал выше, все же имеет достоинство в том, что мне редко бывало слишком просто в сражениях. Это почти всегда были напряженные схватки, требующие моего личного внимания, и понижения скорости игры, а некоторые битвы в длц занимали у меня целые часы.
А еще в ПоЕ2 отличный сеттинг, мне было интересно вникать в хитросплетения местной политики и отношения фракций. Вот есть королевская компания раутай, всем хороши. Выступают за прогресс, борются против рабства, в их землях расцвет экономики и науки. Но, проблема в том, что это явно расистское государство, и их возвышение несет угрозу всем остальным. Есть местные аборигены уана, дикари как дикари, кастовое общество, клановость, раздробленность. Я думал, чтобы поддержать их в игре, так как очевидно, что сильные уана были бы естественным противовесам амбициям раутай. Но не стал - незачем якшаться с варварами, когда есть более подходящие партнеры.
Пираты, причем тут даже две группировки - условно "законники" и "беспредельщики". Беспредельщики- омерзительный криминальный скам, без какой-то осмысленной идеологии, кроме уголовного анархизма. "Законники" вполне респектабельные господа, насколько может быть респектабельной профессиональная преступность. Пиратствуют они не просто так, а для того чтобы снова сделать Вайлию, из которой они родом, великой, по крайней мере так это заявляется. Достойно уважения, но путь, которой они выбрали в любом случае не имеет перспектив.
Ну, а я выбрал самый логичный вариант - Вайлийскую Торговую Компанию, срисованную видимо с итальянских торговых республик и колониальных компаний. Во первых, у меня персонаж был выходцем из Старой Вайлии, естественно его симпатии принадлежали к землякам. Во вторых, изучение свойств адры и анимантии, которые поощряет Компания, это хайтек в мире Эоры, потенциально эти исследования могут вознести человечество на уровень богов. Ну, и в третьих, экспансия компании лежит только в торговой сфере, они не претендуют на политическую власть в архипелаге, а торговая олигархия кажется мне более симпатичным режимом, чем расистский милитаризм или родоплеменной строй.
Насколько я знаю, pillars of eternity 2 провалились в продажах. Мне сложно сказать почему, в те 150 часов, что были потрачены, я практически не скучал, хотя и чередовал прохождение с другими играми. Это качественная РПГ в традиционном стиле, а этот жанр, если судить по успеху Pathfinder, вроде испытывает неплохие времена. Но случилось как случилось. К счастью, Обсидиан сейчас в надежных руках, вселенная Эоры получит развитие и продолжение в Avowed, выход которой я жду.
Судя по всему, народ уже утолил свою ностальгию по изометрическим РПГ со статическими задниками, рынок очень быстро насытился - но Обсидианы этого не поняли, вот и влетели.
Да, скорее всего так и есть.
Комментарий недоступен
Если первая часть не понравилось, то вторая часть не предложит ничего нового.
Попытавшись сделать игру более доступной для массового игрока, они умудрились потерять свою кор аудиторию. На релизе игра проходилась фейсролом на харде (не преувеличение) и потребовалось около полутора лет, чтоб полностью перебалансить игру в более-менее нормальное состояние, но поезд к тому времени уже ушел.
В итоге аудитория не оценила, а массовому игроку как было пофиг, так и осталось. Еще решили пошаг прикрутить, опять поломав баланс, только теперь их стало два отдельных, и пошаг (вроде как) так и не починили нормально.
К напарникам и сюжету (точнее к его подаче) тоже вопросы большие. Зачем было добавлять старых, если они были выжаты до суха еще в первой части так никто и не понял.
Можно, конечно, сказать, что народ пресытился, но в том же году вышел путеискатель, и даже при отвратительном техническом состоянии на релизе у него в итоге все хорошо. Да и жанр сам по себе цветет последние лет 6 и началось это цветение как раз после релизов пое и вестленда (которые, по сути, эксгумировали жанр). Так что скорее всего дело именно в самой игре.
P.S. Я еще кое-что вспомнил. У игры очень мало рекламы было. Они издавались у Versus Evil и удивительное совпадение, что до этого они издавали 2/3 баннер сагу и у нее тоже почти не было рекламы (И она тоже плохо продалась). Так что это тоже скорее всего одна из причин.
Старых персонажей вернули, потому что поняли, что новые совсем не тянут. Насчёт сложности, да, возможно, но в текущем состоянии игра в порядке. Издатель конечно меня тоже удивил, реально нонеймы.