Что люди с расстройством личности делают в играх?

С какой вероятностью можно стать жертвой психопата? Зависит от того как часто вы играете в мультиплеерные игры. Большинство людей не подозревают, что в своей любимой игре они восхищаются нарциссами, сражаются с параноиками и раздражают невротиков.

Определить точный процент населения с расстройством личности практически невозможно. Психиатры называют цифры от 6 до 15%, а это примерно каждый десятый человек на планете.

Игра — это симуляция жизни. Современная игра — это матрица, идеальный мир, созданный геймдизайнерами. Она увлекает человека, заставляет возвращаться в игру чаще и оставаться в ней дольше.

К несчастью, люди с расстройствами личности сильнее подвержены уловкам и находят в играх то, что им не достает в реальной жизни. Нарциссы, к примеру, ищут восхваления и одобрения других людей, и где как не в игре они могут похвастаться своим мастерством или купленным на персонажа скином?

Например, некоторые люди более склонны к игромании, а при грамотно выстроенной монетизации могут вкладывать в игру баснословные суммы.

Так кто они? Какую «роль» в игре предпочитает каждый психотип?

Для ответа на этот вопрос мы разберем черты, присущие личностным расстройствам и определим, какому типу игроков они лучше подходят. Используем для этого классификацию Бартла.

Модель Бартла

Профессор делит игроков на 4 типа: Убийцы, Карьеристы, Социальщики и Исследователи. Деление происходит на основе поступков игрока (Действие—Взаимодействие) и объекта, на которого направлен поступок (Игрок—Игровой мир).

<i>Для наглядности модели часто используют следующую систему координат</i>
Для наглядности модели часто используют следующую систему координат

Рассмотрим каждый тип игроков и как они взаимодействуют друг с другом. Для этого обратимся к курсу "Психология в геймдеве" за авторством Олега Доброштанова. Седьмая лекция курса посвящена взаимодействию психотипов игроков. Я не во всем согласен с автором, поэтому на базе предоставленной там информации и собственного опыта написал свои варианты взаимоотношений между игроками.

Что люди с расстройством личности делают в играх?

Убийцы

Играть — чтобы побеждать.

Этот тип любит соревноваться с другими игроками. Их главная цель — показать превосходство над окружающими. Они много времени проводят в игре, оттачивая свое мастерство и изучая механики.

Убийцы хорошо монетизируется. Если в игре есть возможность купить вещи, дающие преимущество над другими игроками, они обязательно купят эти предметы. Многие убийцы специально сидят на низких местах в рейтинговой таблице или имеют несколько непрокаченных аккаунтов в игре для «охоты» на другие типы игроков.

___________________Отношение с другими типами игроков________________________

  • Убийца > Социальщик
    "Я люблю охотиться на этих ребят"
    В большинстве своем социальщики хуже разбираются в боевых механиках игры и являются легкой добычей.
  • Убийца > Карьерист
    "Неплохой игрок, но я лучше"
    К карьеристам убийцы относятся нейтрально.
    С одной стороны — это сильные противники с которыми интересно сражаться, но бой "на равных" сильно изматывает и может закончиться поражением. С другой стороны — карьеристы хорошие союзники, так как их стремление быть выше в рейтинге и добыть самые сложные достижения в игре, делают их сильными игроками с которыми можно объединиться в группу.
  • Убийца > Убийца
    "Слишком токсичные, я не такой"
    Убийцы ненавидят себе подобных. Ведь в таких боях один из игроков обязательно проиграет и получит негативный опыт.
    Если в игре много убийц, то она очень быстро опустеет. Все потому, что на одно поражение этому типу игроков нужно несколько побед, иначе он уйдёт в другую игру. Объединяясь против разных типов игроков, убийцы иногда могут создавать союзы.
  • Убийца > Исследователь
    "Хоть кто-то разбирается в этой игре"
    Убийцы уважают людей, которые исследуют игру "от" и "до". Они общаются с ними, разбирая игровые механики или обсуждая ветки развития персонажей, ротацию и т.п. Новые знания — залог очередной победы.

Карьеристы

В первую очередь, им важно признание окружающих. Они обожают коллекционировать предметы, копить ресурсы и получать достижения. Такие люди, добравшись до первых мест в рейтинговой таблице, могут перестать участвовать в боях только для того, чтобы не ухудшить свой результат. Карьеристы с большой охотой готовы тратить деньги на косметические атрибуты, меняя внешний вид своего персонажа.

___________________Отношение с другими типами игроков________________________

  • Карьерист > Социальщик
    "О, вот и фанаты"
    Эти два типа игроков хорошо ладят друг с другом. Карьеристы могут похвастаться своими достижениями, а социальщики приятно провести время, слушая потрясающие истории восхождения по карьерной лестнице.
  • Карьерист > Карьерист
    "Недостаточно хороши в сравнении со мной"
    В большинстве случаев карьеристы относятся друг к другу нейтрально или негативно. Вместо восхищения они часто завидуют друг другу и стараются добыть те же вещи и достижения, чем только сильнее обесценивают их.
  • Карьерист > Убийца
    "Надо предложить играть вместе"
    Инструмент для добычи достижений. Карьеристы часто объединяются с сильными игроками чтобы получить ценную награду.
  • Карьерист > Исследователь
    "Мой личный путеводитель"
    Исследователи хорошо разбираются в мире игры, чем и интересны карьеристам. Они знают хорошие места для добычи ресурсов, простые способы получить достижения, оптимизации маршрутов для прокачки твинков. Чтобы оставаться первым, карьеристу нужно знать все эти игровые нюансы, а рассказать о них лучше всего может только исследователь.

Социальщики

Социальщикам, как истинным самураям, важен путь, а не цель. Игра для них сервис, своего рода интерактивная социальная сеть. Им не нужна победа — достаточно простого общения с людьми. Игроки этого типа монетизируются хуже, чем остальные. Однако они являются одной из самых многочисленных групп и благодаря им игра "живет".

___________________Отношение с другими типами игроков________________________

  • Социальщик > Социальщик
    "Ты мой друг — я твой друг"
    Любят объединятся в группы. Кто, как не другой социальщик подойдет на роль идеального напарника для игры?
  • Социальщик > Карьерист
    "Хвастуны, но в целом хорошие ребята"
    Поддерживают тёплые отношения и любят послушать байки карьериста. Восхищаются его трофеями и достижениями, но не понимают желания быть самым лучшим.
  • Социальщик > Убийца
    "Они убили Кенни!"
    Ненавидят этот тип игроков. Убийцы для них — токсичные игроки мешающие жить. Общение между этими типами тяжело складывается, ведь у них практически нет общих интересов.
  • Социальщик > Исследователь
    "А это точно не NPC?"
    Они редко взаимодействуют, а если приходится, трудно находят общий язык. Исследователи не проявляют желания доминировать над другими игроками, что безусловно нравится социально-ориентированным людям.

Исследователи

Их цель — взаимодействие с игровым миром. Они обожают копаться в лоре и игровых механиках, искать секреты и пасхалки оставленные разработчиками. Общение с другими игроками им не интересно, они хотят изучать игру, а не социализироваться в ней. Исследователи, как и социальщики, плохо монетизируются. Они предпочитают покупать контент, непосредственно связанный с игровым процессом, а не визуальные дополнения. Могут быть самыми преданными фанатами игры, защищая её от критики других игроков.

___________________Отношение с другими типами игроков________________________

  • Исследователь > Социальщик
    "Если прикинусь АФК, он уйдет?"
    Редко идут на контакт, так как имеют мало общих интересов. Считают социальщиков слишком назойливыми и неумелыми игроками.
  • Исследователь > Карьерист
    "Выскочка... но в игре разбирается"
    Готовы идти на контакт, обсуждая тонкости игры и возможность получения редких знаний и достижений.
  • Исследователь > Убийца
    "Ты парень хороший, но убери, пожалуйста, топор"
    Любят проводить время вместе, изучая аспекты игры, связанные с боевой системой и билдостроением. Но не разделяют с убийцами их тягу к постоянным состязаниям.
  • Исследователь > Исследователь
    "Друг-коллега-конкурент"
    Проявляют уважение к более опытным игрокам, часто обмениваются знаниями. Но нет предела совершенству - каждый исследователь желает раскрыть новые тайны игры, обойдя своих коллег.

Методология Бартла делит игроков по интересам в игре на условные психотипы. Вы могли заметить, что в разные моменты времени примеряете их на себе. Какие-то миры вам нравится исследовать, в других интересна боевая механика, некоторые мотивируют собирать коллекцию трофеев и получать все достижения, а порой просто провести время с друзьями. Хороший геймдизайнер добавляет в игру механики и контент для каждого психотипа игроков.

Что люди с расстройством личности делают в играх?

Каждый из нас немного убийца, социальщик, карьерист и исследователь, но обычно один из психотипов доминирует над остальными. Так к каким типам в игре склонны люди с теми или иными расстройствами личности?

Шизоидное расстройство личности

Редко получают удовольствие от близких отношений и предпочитают уединение. Они выбирают хобби которым можно заниматься в одиночку и не проявлять высокую активность. Друзей у шизоидов очень мало, а круг постоянного общения ограничивается членами семьи, в которой человек вырос. Также они равнодушны к критике и похвале других людей, эмоционально холодны.

Роль

Игроки с шизоидном расстройством личности, относятся по большей части к исследователям. Они не получают удовольствие от игры с другими людьми, а социализация приносит им дискомфорт.

Параноидальное расстройство личности

Тревожны и испытывают недоверия ко всем окружающим. Безосновательно подозревают всех в кознях против себя и постоянно проверяет близких людей на лояльность. Очень скрытны. Такие люди редко ведут социальные сети, а вывести их на искренний разговор "по душам" очень сложно. У параноиков нет самоиронии, даже самую безобидную шутку в свой адрес они воспринимают как оскорбление достоинства. Также они неверно воспринимают предложения о помощи, считая это за намек на их несостоятельность.

Роль

В игре параноики берут роль токсичных социальщиков, которые вечно винят других. У таких людей нет ярко выраженного желания изучать мир как исследователи или красоваться перед окружающими как карьеристы. Но если их задеть, они с удовольствием будут мстить.

Зависимое расстройство личности

Часто недооценивают себя и переоценивают окружающих. Они очень не самостоятельны и нуждаются в близком человеке, который возьмет за них ответственность. При этом, если "ответственный" есть, они очень боятся его потерять. Зависимым трудно проявлять инициативу и начинать делать что-либо в одиночку. Если вдруг они берутся за дело, им нужно одобрение других и постоянный контроль собственных действий. Они не могут оставаться одни — им нужен лидер.

Роли

У таких людей нет своей роли в игре. Если такие люди и играют, то только чтобы найти себе лидера и помочь ему реализовывать свою роль. Добывать ресурсы и набивать фраги карьеристам; помогать в тренировочных боях убийцам; искать информацию исследователям.

Избегающее расстройство личности

Страдают стыдливостью и стеснительностью в крайней степени. Они воспринимают себя как социально неумелые и страдают низкой самооценкой. Они мало общаются и чувствуют себя неуместно в компаниях. Боятся критики и публичного позора. Они часто ищут работу, не требующую близких межличностных контактов, а также сдерживают себя в завязывании отношений.

Роль

В играх такие люди становятся исследователями и почти не социализируются с другими игроками, хотя желание общаться может присутствовать.

Антисоциальное расстройство личности (психопаты и социопаты)

Склонны к эгоцентризму, постоянно стремятся к власти и доминированию. Являются прекрасными манипуляторами, при этом практически не обладают эмпатией. Такие люди не признают социальных норм и выделяются патологической лживостью. На первое место ставят удовлетворение своих желаний и могут проявлять агрессию, если не получают желаемого.

Различие

— психопаты больше стремятся к власти и доминированию, нежели социопаты

— социопаты обладают слабыми проявлениями эмпатии, у психопатов её нет

— социопаты часто бывают импульсивны, психопаты сохраняют хладнокровие

Роль

Социопатам и психопатам подходят роли убийц и социальщиков. Склонность к доминированию позволяет реализовать себя в игре как убийца, а склонности к манипулированию, нарушениям социальных норм и лживости раскрывают в них харизматичных социальщиков и лидеров.

Нарциссическое расстройство личности (напыщенный, скрытый, токсичный)

На нарциссах остановимся более подробно и разберем 3 подтипа. Ведь именно этот тип личности легче всего "клюет" на монетизацию предназначенную карьеристам.

Напыщенный нарцисс

Самовлюбленный бесстыжий эгоист. Обладает колоссальным самомнением и потребностью в восхвалении. Часто поглощен фантазиями о своих успехах (реальных и мнимых). Имеет низкий уровень эмпатии и считает что все окружающие ему завидуют. Как и все нарциссы умеет манипулировать людьми и требует внимания к своей персоне.

Роль

Эти игроки чистые карьеристы. Местом в рейтинге они демонстрируют свое мастерство в игре, а купленным за донат визуалом показывают свою элитарность.

Скрытый нарцисс (нарцисс-интроверт)

В отличии от напыщенного, не такой яркий и демонстративный. Прекрасно разбирается в чувствах людей и лучше ими манипулирует. При этом завистлив и чувствителен к критике окружающих.

Роль

Таким игрокам подходит роль карьеристов и социальщиков. Они окружают себя небольшой группой фанатов и наслаждаются их хвалебными одами.

Токсичный нарцисс

Самый неприятный тип нарциссов. Старается унизить окружающих, чтобы выглядеть лучше на их фоне. Склонен к асоциальным действиям и многие психиатры относят этот тип нарциссов к психопатам.

Роль

Чаще берет роль убийцы. Как противник, он стремится доминировать над другими игроками, а в качестве союзника, нередко принижает заслуги однопартийцев.

Истерическое расстройство личности

Очень эмоциональны и требуют постоянного внимания к себе. Если окружающие не оказывают им достаточного внимания, чувствуют себя дискомфортно. Могут вести себя обольстительно или провокационно, чтобы оставаться в центре внимания. Манипулятивность им не свойственна — они сами легко внушаемы. Поверхностные эмоции у таких людей быстро сменяются, к примеру, расплакавшись на драматической сцене фильма, через пять минут могут спокойной смеяться над шуткой.

Роль

Такие люди любят быть в центре внимания, при этом они не используют окружающих как нарциссы. В игре берут роль социальщиков и карьеристов.

В статье описано мое субъективное мнение о роли игроков с расстройствами характера. Я не нашел крупных исследований на эту тему, хоть и считаю её довольно интересной. Также я привел лишь часть расстройств характера признанных международной классификацией. Оставшиеся без внимания сложно классифицировать по роли в игре, но возможно я решусь её дополнить.

В написании статьи использовались материалы:

Курса "Психология в геймдеве" автор Олег Доброштанов

Курс "Геймдизайн. Введение в профессию" от GeekBrains

Описание расстройств характера взято с ютуб канала "Murad Sultanov"

1616
16 комментариев

Кстати, я диагностированный шизоид, не сказал бы, что прям совсем избегаю общения в ММОРПГ. Хотя соглашусь, что избегаю огромных гильдий и сообществ, предпочитаю маленькие компании, где каждый друг друга знает

3
Автор

У меня не было возможности проводить опрос, тут больше мои мысли о поведении. Но спасибо за комментарий, я кстати сам с НРЛ

1

Не диагностировался и даже не парюсь , но все сказаное могу на себя проецировать. Даже на заводе своем себе в отдел стараюсь не набирать штат кроме совсем проверенных людей или без острой необходимости.

Слишком резкие суждения, не каждый в онлайн-играх страдает расстройством личности. Да, типы игроков классические, с ними трудно спорить (хотя можно), но привязывать их к определенным психозам - очень странно. Они на то и массовые игры, что туда стекается много людей, порой даже не одиноких и вполне успешных - просто потому что это модно и интересно. Заголовок статьи говорит что будет представлена вероятность встретить человека с отклонениями в игре - а по итогу идёт перечисление, из чего складывается вышеуказанное суждение.

2
Автор

Спасибо за отзыв. Я не говорил что каждый в онлайн играх страдает расстройством характера, но если игрок с такими проблемами начинают играть, они с высокой вероятностью выберут именно эти паттерны поведения - роли. Да, насчет заголовка согласен, немного изменил

1

Если подытожить, то в Lineage II, особенно сегодня, на гфш, в основном играют антисоциальные психопаты. При этом, они как раз таки восхваляют социал в этой игре

1

Линейка всегда оправдывала свое "название", потому что вся механика построена на превосходстве в PVP. Сюжетно она скудна, несмотря на наличие ЛОРа и каких-то мини-историй в квестах, а PVE в ней, скорее, как способ развития и набора силы для последующего PVP. Мир скудный и, по большей части, копипастовый. Естественно это привлекает агрессивных игроков, которые самоутверждаются или ловят фан непосредственно от убийства оппонента.