Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Дисклеймер:
Здесь потребуется всё ваше самообладание и зелёные туфли из чешуйчатой кожи: Существует фильм-первоисточник «Диско Элизиума». Нет, вы не поняли: это не очередная статья "что прочитать по мотивам: золотой совет на 10 тысяч пыльных страниц", а личная интуиция автора (женская) с исследованием общедоступных фактов под другим углом.

изначальное название игры и студии ZA/UM<br />
изначальное название игры и студии ZA/UM

В фильме-первоисточнике даже снялась русскоговорящая актриса Равшана Куркова.
— В старом. эстонском. артхаусном. фильме?
— Да! Предтеча образа танцовщицы Оранской — Клаасье. Равшана играет роль томной красавицы — русской девушки с символичным именем Надежда, но обо всём по порядку.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Предисловие:
Не так давно в поле зрения попал фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» (2021) Философское размышление о раскаянии палача: сможет ли Капитан Волконогов искупить грехи прощением от родственников своих жертв, и, ради исключения, попасть в рай? Фильм резонирует с действительностью; жестокий, тело-центричный, в меру депрессивный. Снят в Мухинских залах, на территории завода, в петербургских дворах-колодцах и на ржавых крышах под свинцовым небом. С прекрасным актёрским кастом: Юрой Борисовым, Никитой Кукушкиным, Натальей Кудряшовой и другими.

Декоративная театральность локаций сеттинга «Капитана Волконогова» — смутно знакома. Будто референсы пейзажей из игры прошли через нейросеть и завораживающе проявились кадрами фильма с иной режиссурой и акцентами. Нет, «Капитан Волконогов бежал» не тот фильм, про который идёт речь, но в нем сильно ощущаются отголоски Диско.

В супрематичных финальных титрах к фильму кроется зацепка с указанием киностудии Homeless bob production — распутаем имена всех причастных. Хоть в финальных титрах к игре эта студия и её основатели не упоминались.

Достанем из шкафа потрёпанный костюм: футболка со скандинавской суперзвездой, красно-золотые штаны, кавалерийские сапоги, плащ РГМ, офисные тёмные очки и кошмарный галстук. Мастерство визуального анализа, трепет, внутренняя империя, восприятие и скорость реакции требуют проверки: откуда в российском фильме взялся вайб эстонской инди-игры, без всяких нейросетей?

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Эстонская независимая продакшн-студия Homeless bob production основана в 2006 году продюсеркой Катрин Кисса и режиссёром Вейко Ыунпуу, чтоб сохранять права созданных фильмов, а также помогать с производством и продвижением работ начинающим режиссёрам на международных фестивалях. Приютили свои творческие поиски у «бездомного Боба», например такие режиссёры как — Наташа Меркулова, Алексей Чупов и Николай Хомерики.

Название для студии придумал Вейко: к нему в комнату, на подоконник, каждый день приходила бездомная кошка, на лого же поместился чёрный пёс, так как Вейко Ыунпуу больше по душе собаки, так что этот пёс-маскот путешествует по многим фильмам, и любовь к собакам упоминает главный герой в дебютном фильме режиссёра «Пустынный берег» (2006), к нему вернемся чуть дальше.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Один из значимых сотрудников Homeless bob production — оператор-постановщик Март Таниэль. Он же снимал «Капитан Волкогонов бежал», работал над коротким метром «Лестница Родченко» (2015) с Ренатой Литвиновой, и над «Человеком, который удивил всех» (2015) с Евгением Цыгановым и Наташей Кудряшовой.

В 2013 году в России вышла дебютная совместная работа Наташи Меркуловой, Алексея Чупова, и Марта Таниэля — «Интимные места», где москвичи поглощены поисками удовлетворения своих тайных желаний, а госаппарат цензуры потихоньку набирает разбег и сжимает тиски.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Эта информация как-то связана с игрой?
Десять лет назад, в это же время, в далёком 2013-ом году, пока вопросы цензуры волнуют вдумчивых россиян, оператор-постановщик Март Таниэль совместно с Катрин Кисса и Вейко Ыунпуу работает ещё над одним фильмом: «Свободный выгул — баллада о принятии мира» (Free range: Ballaad maailma heakskiitmisest) — в русском переводе «Открытый диапазон».
Девушка и муза Фреда — Сюзанна (Яаника Арум) “залетела” и оставляет ребёнка. Фред (Лаури Лэгл), молодой и талантливый писатель, запутался в предыдущих связях и в отношениях с Сюзанной. У будущих родителей хватает денег только на еду, так как Фреда увольняют из редакции конформистской газеты за своеволие в тексте новостных колонок. Трудоустройство водителем погрузчика и знакомство с псевдо-интеллигентной семьей Сюзанны терпит крах. Неподкупная юность всему мешает: молодой писатель не способен врать себе и работать на бредовых работах — это бессмысленно, когда умеешь читать души и писать художественный текст. Реализует ли Фред себя в условиях мира, где правит капитализм так, чтобы за будущую жизнь не было мучительно стыдно? Сценарий к фильму с либеральным восточно-европейским дискурсом Вейко Ыунпуу пишет совместно со сценаристом Робертом Курвицем.

актёр Лаури Лэгл в фильме «Открытый диапазон»<br />
актёр Лаури Лэгл в фильме «Открытый диапазон»
Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Роберт Курвиц параллельно, в этом же 2013 году, издаёт свой роман «Святой и страшный аромат», где время и пространство сплавляется воедино, преодолевая линейность печатного текста. Мир романа подобен старинным, богато иллюстрированным картам, нарисованным на полупрозрачных плёнках, где одна карта изображает Азию во времена Чингисхана, вторая — Россию во время революции, третья — Швецию пятидесятых-шестидесятых годов, и четвертая — настоящее где-то за полярным кругом, где прошлое и энтропия оторваны от физического мира. Действие в книге происходит не горизонтально и линейно на той или иной карте, а вертикально вверх и вниз, что создает редкое ощущение слияния времени и пространства.
Роман «Святой и страшный аромат» ляжет в основу фундаментального лора для культовой «Диско Элизиум».

все иллюстрации в статье созданы руками Александр Ростова — арт-директора, художника и моделлера Диско Элизиума<br />
все иллюстрации в статье созданы руками Александр Ростова — арт-директора, художника и моделлера Диско Элизиума

В этой части зафиксируем, что автор и идеолог игры о Диско — Роберт Курвиц в 2013, до создания игры, работает с главными участниками бездомного Боба — Вейко Ыунпуу, Мартом Таниэлем и Катрин Кисса. Если сложить влияние творческих людей друг на друга, так же как метафору о времени и пространстве с полупрозрачными картами-плёнками, то дальше видна точка пересечения.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Реминисценция диско:
Оператору Марту Таниэлю подвластны невозможные вещи, например: снять сибирскую глубинку для фильма «Человек который удивил всех» так, чтобы никто в Каннах не заподозрил её нахождение под Тверью, в 200 км. от Москвы.
Март Таниэль — и есть человек, удививший всех своим чёрно-белым фильмом «Искушение святого Тыну» (Temptation of St. Tony, 2009). Сценарий и режиссура принадлежит Вейко Ыунпуу.
При первом просмотре от атмосферы прокатились мурашки по телу, в кадрах фильма заложены флэшбэки к элизиуму, будто заглядываешь в запределье.
Если вы думали, что создатели игры вдохновлялись компьютерными играми, настолками, писателями и художниками, как они рассказывают в своих интервью — это всё правда, но be vigilant, как говорится на их же логотипе студии.
«Püha Tõnu kiusamine» содержит сцены прямиком из Диско. Фильм работает как предыстория за кадром, и поможет заполнить пробелы о других персонажах и вселенной. Вопросы почему наш коп получился с таким травмированным бэкграундом отпадут сами.

Студия Заумь (ZA/UM), тогда ещё с названием Западная Крепость, во главе с писателем Робертом Курвицем, сценаристкой Хелен Хиндпере и художником Александром Ростовым гениально разложили фильм Вейко Ыунпуу и Марта Таниэля на составные части и пересобрали его в игровой сценарий, чтоб увековечить эстонские культурные мемы (во всех значениях) в ландшафты массового европейского сознания.
Все полученные награды, упоминания и признание фанатов оправдывают такой подход к личной идентичности и культурной апроприации из мало известного для широкой аудитории эстонского кинематографа.

Под названием «Искушение святого Тыну» имеется в виду христианская история искушения святого Антония (Тыну сокращение), запечатлённая на триптихе Иеронима Босха. Образы с картин Босха в игре переложены на Кабинет мыслей. Дизайн Кабинета мыслей и логика карт мира Элизиума разработана и отрисована приглашённым художником-концептером Антоном Виллом.

Фильм поделен на главы-события и наслаивает 2 измерения — реальность, где самодостаточный менеджер среднего звена Тыну (Таави Ээльмаа) работает на заводе и второе измерение-надстройку над реальностью — сюрреализм.
Тыну только что похоронил отца, случайно задавил собаку, наткнулся в лесу на части человеческих рук и болезненно переживает измену жены (Тиина Таурайте). Случайно менеджер встречает свою любовь — русскую девушку Надежду (Равшана Куркова), которую спасает от лап и дубинок полиции в своей светоотражающей машине. Её отца (Валерий Фёдоров) Тыну пришлось уволить с завода, как и всех рабочих по приказу директора завода (Харри Кырвитс), прото-председателя профсоюзов по игре.
Второй слой фильма это — ирреальность и отсутствие на временной шкале событий, где кадры-образы не двигающие основное повествование появляются и затухают в небытие. Там неискушённый менеджер сталкивается с мистическими инфернальными персонажами, ведущими диалог больше с вечностью, чем с Тыну.

Тыну, по ходу своего путешествия в бездну и происходящих с ним искушений, старается быть добропорядочным к "встречным npc": бомжам, алкоголикам, рабочим с завода. Ничего не протекает бесследно — одной из поворотных точек становится поход в церковь, где Тыну ловит дизмораль от сокрушающей его веру чертовщины.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Поиск человечности для героя заходит в пограничные территории, где отсутствует контроль сознания и реальность воспринимается обрывками.
Действие даже может разворачиваться в туманно-белом снежном поле, где Тыну бежит, укрывшись эстонским флагом в стрингах и строчкой-разрезами от маркера на теле, чтоб похоронить в белоснежном забвении своего чёрного пса.
Добрые поступки Тыну выборочны и хаотичны, а за это исход истории трагичен и напоминает финал одного из фильмов Питера Гринуэя.
Надежда же в одном из измерений попадает в рабство к зловещему мастеру (Стен Льюнтгрен) в бытие Тыну — это сам дьявол в больших тёмных очках, искривляющий своим присутствием даже логику событий в фильме.

Звуки техно и пропитанная ностальгией по ушедшей надежде музыка British Sea Power в игре дополняет то звуковое пространство, что написал для фильма композитор Юло Кригул вместе с саунд-дизайнер_кой Джейн Лэйн.
Сцены, где сюрреализм разрывает и наслаивается на серую реальность пересобраны в элизиуме с нежностью и вниманием.
Священник, по-паучьи ползающий по стенам заброшенной церкви, мода на спортивные костюмы с трениками-лампасами, утлые комнатушки рабочих с бутылками водки, пыточные подвальчики полицейских, затонувшая из-за аварии машина, любовь героя к дорогому блестящему болиду, магический реализм в эпизодах, разговоры о вечном и удивительная постановка Дяди Вани, и конечно огромные глаза Надежды — всё это под микроскопом разложено студией Заумь на мельчайшие детали чувственного опыта и расширенно с помощью революционных механик игры.
Оказывается, в созданный уже до тебя культурный ландшафт, можно вложить свой уголочек с берегом и сухой травой, среди которой тихонько живёт настоящее чудо (только для тех, кто в него верит и не сдаётся в своих поисках).

актёр Таави Ээльмаа в роли Тыну<br />
актёр Таави Ээльмаа в роли Тыну
Для тех, кто соскучился по настоящему Диско

Образ рефлексирующего главного героя — пьяницы-неудачника с галстуком, бакенбардами и в пиджаке, а также атмосферу городских трущоб с беспризорными детьми — можно встретить в других фильмах Вейко Ыунпуу«Осенний бал» и «Пустынный берег».

Дебютный короткий метр «Пустынный берег» про невысказанные чувства в треугольнике, между когда-то любившими друг друга людьми. Там присутствует та самая атмосфера северных пляжей и пустынных полей с насекомыми и тростником.

«Осенний бал» — это трогательные, ироничные житейские зарисовки в духе соц.реализма. Безразличие и одиночество героев на фоне советских пустырей спального района Ласнамяэ. Очень рекомендую к просмотру за чёрный юмор и выразительность персонажей.
Фильм получил премию Венецианские горизонты, а снят по мотивам романа эстонского писателя Мати Унта.
Классический образ Гарри Дюбуа из игры напоминает молодого писателя Мати, одного из 6 героев, страстно пьющего и разрушающего свою жизнь.
Там же можно встретить покинутого архитектора, танцующего Диско как в последний раз.

Для тех, кто соскучился по настоящему Диско
2323
8 комментариев

Я человек простой: вижу много букаф по Диско Элизиум - ставлю лайк

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Чтиво интересное !
На будущее: поздний вечер - плохое время для публикации больших материалов (в плане просмотров, активности и т.д.).

1
Ответить

Мне очень понравилось!

1
Ответить

Получилось весьма заумно, но за старания однозначно +.

1
Ответить

Уже ближе к середине потерял нить повествования которая не нашлась до самого конца, впрочем, не очень то и хотелось.

1
Ответить