Размышления на тему природы магии в мире Гарри Поттера

Если долго смотреть в бездну, то бездна начнет вглядываться в тебя.

Какой-то маггл
Размышления на тему природы магии в мире Гарри Поттера

Доброго времени суток, ученики и гости Хогвартса! В этом тексте будет изложена гени(т)альная теория истинной природы магии в широко известной вселенной ГП, которая совершенно точно не была придумана во время сеанса изучения гербологии в компании пуффендуйцев. Честно.

Описанный в книгах и показанный в фильмах о Гарри Поттере мир для случайного наблюдателя на первый взгляд кажется очень похожим на наш, реальный. Но при дальнейшем погружении замечаешь, что "нормальность" мира является лишь фоном, своеобразной ширмой, заглянув за которую можно познакомиться с яркими и неординарными личностями, стать свидетелем невероятных событий и узреть невиданных существ.

Со временем, конечно, удивление от прикосновения к этому чарующему закулисью сменяется равнодушием. Ведь кого способны удивить вампиры в мире, где банками заведуют гоблины, а в ближайшем лесу бродят кентавры, правда? Со временем мы привыкаем ко всему. И в этих условиях обыденностью для нас становится самая невероятная деталь этого мира - магия.

Размышления на тему природы магии в мире Гарри Поттера

Что нам известно о магии во вселенной ГП?

Честно говоря, для семи объемных книг — довольно-таки мало. Конечно, мы часто видим магию в действии - волшебники и ведьмы применяют различные заклятия на окружающий мир и друг друга, лечат, калечат, готовят завтрак в конце концов. Однако о природе самой магии, ее возникновении и возможностях книги почти не повествуют. Немного внимания уделяется разве что некоторым особенностям применения волшебства, и то лишь под конец цикла.

Как происходит колдовство? Из книг мы знаем, что чародеям и чародейкам (как минимум в магической Великобритании и соседней Европе) необходимы волшебные палочки, которыми совершаются замысловатые действия, в которых важны такие элементы, как взмахи и произнесенные при "касте" слова. Колдовать, не произнося само заклинание вслух (невербально) - отдельный навык и показатель магического мастерства.

А еще заклинания можно придумать. На страницах саги можно встретить упоминания известных магов, открывших новые заклинания, а среди карточек, идущих с шоколадными лягушками (их можно найти и почитать в тех же стареньких играх о ГП или на вики) встречаются создатели магических субстанций и даже существ. Например, Герпий Злостный - создатель первого василиска, или Игнация Уайлдсмит, изобретшая летучий порох в XIII веке. И да, персоналии и их описания к карточкам придумывала сама Роулинг, так что они являются каноном.

Ага, вот этот дедок изобрел ту дрянь, из-за которой случился весь кипеш во второй части
Ага, вот этот дедок изобрел ту дрянь, из-за которой случился весь кипеш во второй части

Любопытный читатель, конечно, заметит, что даже те хлипенькие правила колдовства с использованием палочек, которые описаны в саге, закономерно нарушаются — то палочка прыгнет в руку безоружному волшебнику, то вдруг сама возьмет на себя инициативу и выстрелит в недруга заклинанием (как произошло у Гарри в моменте бегства от Волан-де-Морта в начале седьмой книги). Если пойти дальше, то в расширенных материалах упоминаются волшебники и целые народы, умеющие колдовать без палочек. А как же волшебные предметы, такие как самопишущие перья и различные зелья? Или проклятия, действующие без прямого воздействия в течение длительного времени, возможно, даже после смерти наложившего их чародея?

Каким же образом все это разнообразное, не имеющее никакой внутренней логики волшебство может действовать в рамках данной вселенной? На это я постараюсь дать свой вариант ответа. Итак...

Магия в мире Гарри Поттера — это древняя, разумная и могущественная сущность, обладающая собственной волей.

Сущность, которая сосуществует с обычным, "магловским" миром с незапамятных времен. Появилась ли она с момента возникновения самой планеты или же проникла в этот мир в результате древнего катаклизма, неизвестно, и некому подтвердить любую из этих версий.

Вполне вероятно, что существование магии уходит корнями в такую глубину веков, что предвосхищает появление человечества как вида. Возможно, за столь колоссальное время — тысячи лет? миллионы? миллиарды? — магия проникла в самую суть многих вещей и событий, предопределила ход эволюции целых видов — отсюда такое множество магических существ, в чем-то схожих с известными нам, но в то же время относящихся к иному, "волшебному" миру.

Конечно, для древних людей открытие такой могущественной сущности воспринималось как нечто великое, достойное поклонения.

Размышления на тему природы магии в мире Гарри Поттера

Из этого поклонения, из магических обрядов древности, с веками превратившихся в примитивные ритуалы, и растут корни описанного Роулинг волшебства — попыток общения человека с Магией. Каждый взмах, каждое произнесенное слово взывает к предкам, делавшим так же на протяжении многих и многих лет — и эту связь чувствует сама Магия, обращая свое внимание на незадачливого волшебника, доверяя ему частичку своего могущества.

В таком контексте "изобретение" заклинаний — это повторное открытие забытого способа обращения к этой сущности. Совпадение ли, что подавляющее число заклинаний использует ныне мертвый язык?

С этого ракурса становится понятно, что волшебник в мире ГП тем могущественнее, чем ближе он к пониманию и осознанию факта разумности Магии.

Во вселенной книг часто упоминаются так называемые чистокровные волшебники. Многие из них стремятся сохранить свою чистую кровь и всерьез озабочены тем фактом, что полностью "волшебных" семей становится все меньше, а новые колдуны рождаются в смешанных и полностью "маггловских" семьях — грязнокровки, которые, по мнению многих чистокровных волшебников, вырожденцы слабее "настоящих" магов. Не могу не сравнить эту ситуацию с конфликтом поколений вампиров из сеттинга Vampires: The Masquerade.

Не грози грязнокровкам, попивая тыквенный сок у себя в гостиной Слизерина
Не грози грязнокровкам, попивая тыквенный сок у себя в гостиной Слизерина

Что же до древних, более могущественных волшебников? Особый смысл в данной трактовке приобретает легенда о Дарах Смерти.

Согласно ей, в незапамятные времена трое братьев-волшебников в своих скитаниях перешли дорогу самой Смерти, перехитрив ее. В награду та наградила каждого особым Даром - магическим предметом необычайной силы, создать который искусственно ни одному современному магу не удалось бы.

И действительно, взять хотя бы мантию-невидимку Гарри — она единственная в своем роде, полностью скрывает своего владельца, не позволяя обнаружить того с помощью колдовства, а ее чары со временем не истощаются (так сказано в самой седьмой книге).

В данной трактовке любопытно предположить, что Смерть — это персонификация самой Магии, а три брата смогли каким-то образом выйти с ней на контакт лицом к лицу, став величайшими волшебниками в истории.

Размышления на тему природы магии в мире Гарри Поттера

Вообще, смерть, по признанию самой Роулинг во многочисленных интервью и выступлениях на тематических передачах — это самая важная тема в цикле о Гарри Поттере. Нет никакого способа по-настоящему воскресить кого-либо. В мире ГП существуют реанимированные тела-инферналы и призраки, но это в лучшем случае лишь отголоски угаснувшей жизни.

Не менее важную роль играют человеческие эмоции. И здесь мы можем попробовать приоткрыть завесу тайны над мотивами Магии как разумного существа.

В книгах волшебство и эмоции тесно связаны между собой. Эмоции, особенно в совсем юном, неосознанном возрасте, ведут к проявлениям колдовства. У многих сверстников Гарри, как и у него самого, найдется история-другая о нечаянно совершенном волшебстве в минуты опасности или в результате неконтролируемых эмоций. Можно вспомнить и непростительные заклятия — ведь нельзя просто произнести нужные слова, нужно хотеть, чтобы запретные чары действительно подействовали.

Гарри Поттер изучает Python с переменным успехом
Гарри Поттер изучает Python с переменным успехом

Что, если именно эмоции влекут Магию к волшебникам? Питают ее, дают ей больше контроля над самим колдующим? Позволяет ли это Магии воздействовать на самих людей, на их судьбу, подобно тому, как она позволила самому Гарри избежать смерти в финале саги? Является ли то, что мы списываем на удачу, Ее влиянием?

Со временем мы ведь привыкаем к магии. Мы привыкаем ко всему. Изучает ли человек магию, либо же Магия внимательно приглядывается к человеку каждый раз, когда он взывает к ней? Ответ на этот вопрос не дадут ни книги, ни Роулинг. И помните:

Не волшебник выбирает палочку, а палочка волшебника.

мистер Олливандер
110110
19 комментариев

Ух, коллеги-когтевранцы. Если эта статья не отучит вас пыхать вместе с пуффендуйцами, то я даже и не знаю, что еще поможет.

6

Это конечно ахуй, но жесть ты ночью выложил. Активности почти нет.

1

Собственно, поэтому и не очень люблю вселенную ГП. Для мира, так полагающегося на магия, эта самая магия на редкость не проработанная. Учитывая несколько пренебрежительное отношение Ро к фэнтези, это и неудивительно.

3

Гарри Поттер и методы рационального мышления, дфт едишн

2

Ну там автор не сильно подробнее ударялся в детали гипотезы происхождения магии, хотя и есть пара крутых идей.

2

Чё её "прорабатывать", магия в поттериане не более чем один из фундаментальных законов вымышленной вселенной. Она "просто есть", и всё тут. Завязывайте с зельеварением по рецептам Хофмана.
А вот корни этой фикшн-механики растут на почве средневековой мистики, немного причёсанной оккультистами начала 20 века (OTO, GoldenDawn, масоны с иллюминатами); у них же позаимствована и стилистика. Ну и, разумеется, волшебные сказки Андерсона/Гримм и прочих.

1

Ну какие-то базовые законы и ограничения таки должны быть. У меня сын все заклинания скороговоркой говорил, почему так в книге никто не делает? Можно было бы "из пулемета" кедаврой "стрелять" - попробуй увернись от такого.

Или вот в статье упоминается выражение "могущественные волшебники", кто-то может сказать в чем, собственно, это "могущество" заключается? Количеством заученных заклинаний?

Проработка как раз бы объяснила почему когда дело касается магии происходит так как происходит, а не по другому, ведь часто это влияет на сюжет.

2