Байки EC Comics

Байки EC Comics

Когда речь заходит о ретрокомиксах, у читателя сразу срабатывает хватательный рефлекс. Прикосновение к классике позволяет перенестись сквозь время и пространство и оказаться в том чудесном мире, о котором многие из нас знают исключительно по рассказам старших, фильмам или литературе тех дней. Проблема лишь в том, что ретро в комиксах привлекательно исключительно в плане эстетики. Когда тот самый неподготовленный читатель начинает знакомиться с «золотой классикой», достаточно быстро обнаруживает неприкрытую наивность сюжетов и не самый расторопный темп повествования. Поэтому часто прочитанные на раз экземпляры Hachette-коллекции выставляются без особого сожаления на местечковой барахолке. В конце концов, книжные полки не резиновые, и на них предпочитают выставлять самых ярких представителей той или иной эпохи, которые постоянно на слуху и обязательно входят в десятки списков.В этом плане решение «Белого Яблока» издавать в России классику «EA Comics» кажется по меньшей мере коммерческим самоубийством. Мало того, что это очень старые комиксы (по меркам индустрии, естественно), так они ещё и лежат за пределами влияния большой двойки. Ни тебе героев в цветастом трико, ни большой силы с большой же ответственностью. Однако чтобы развлекать (а EC Comics расшифровывается как Entertaining Comics), вовсе не обязательно скрещивать очередное животное с человеком в надежде получить удобоваримую комбинацию. Рассказы о ковбоях и индейцах, военные зарисовки, мистические байки и бульварное чтиво о преступниках всех мастей — всё это многообразие «настоящих» живых образов может уверенно отвоевать причитающийся кусок рынка. Когда-то ради этих журналов детвора без сожаления расставалась со своими кровными, сегодня к этим историям можем прикоснуться и мы.

Байки EC Comics

Первый вышедший у нас том «Библиотеки EC Comics» под названием «Труп в Имджине» был посвящён работам Харви Курцмана. Одиннадцать работ Курцман нарисовал сам, ещё в тринадцати он выступил в качестве сценариста. В основном это истории о войне, что вполне объяснимо. В 1950 году началась Корейская война. Естественно, большинство печатных изданий приобрели полагающуюся по случаю патриотическую окраску, навязывая читателю в той или иной форме «что такое хорошо, а что такое плохо». Причём трактовали они это весьма однобоко. От подобных историй за версту несло фальшью, и Курцмана это не устраивало. Он хотел рассказать о совсем другой войне. Той войне, на которой по-настоящему страшно. Той войне, где оголтелый патриотизм никогда не вытеснит инстинкт самосохранения. Той войне, что несёт страдание и горе в немыслимых дозах. И для этого он должен был звучать убедительнее бульварных журнальчиков, взахлёб воспевающих реальные и выдуманные подвиги. Курцман захотел стать хроникёром этой войны.

Байки EC Comics

При этом комиксы Курцмана нельзя считать в прямом смысле антивоенными. Он не выступал против действий в Корее. Борьба за место под солнцем — неотъемлемый элемент человеческой (и не только) жизни. Другое дело, что ставки в этой борьбе всегда неоправданно высоки. Ведь стоимость войны измеряется не уничтоженной техникой и занятыми территориями, а человеческими жизнями. Жизнями маленьких людей в военной форме и штатском, что нелепо копошатся под градом пуль, мечтая выжить и выполнить боевую задачу, поставленную командованием. А читателю только и остаётся, что стиснув зубы считать очередные потери, наблюдая за происходящим с удобного кресла. И если после посещения очередного окопа у вас не дрогнет сердце за судьбу этих бедолаг, знайте: у вас просто его нет. Курцман ставит всем нам прививку от равнодушия. Потому что даже если физически отгородиться от этого полыхающего безумия, морально и эмоционально ты всё равно будешь прикован к войне.

Байки EC Comics

Да, Курцман заставляет полюбить своих героев, ведь это не какие-то абстрактные парни, ставшие собирательным образом неизвестного военного, рождённого для славного подвига, о котором потом будут слагать легенды. Нет, это простые ребята, возможно даже ваши соседи или родственники. И к ним быстро проникаешься симпатией. Тем более что времени на рефлексию автор практически не оставляет. Да и куда её вставить, если на всё даётся не более семи листов, которые должны вместить в себя целую жизнь, но чаще — смерть. Но именно здесь и раскрывается талант Харви Курцмана. Для того, чтобы эти семь страниц появились на свет, он часами просиживал в библиотеках, читая военные хроники и изучая всё, что поможет полнее раскрыть историю. Важна каждая мелочь, потому что из мелочей и состоит наша жизнь. И тут на помощь приходит рисунок, который придаёт военной байке дополнительный объём.

Байки EC Comics

Вообще разговоры о рисунке в комиксе — удел специалистов. Любая попытка дать ему оценку норовит потонуть в академических конструкциях, вызывающих у случайного наблюдателя зевоту. Но прелесть «Трупа в Имджине» заключается ещё и в том, что нам простыми словами объясняют, почему рисунок в работах Курцмана — это круто. Только разбор обложек занимает небольшую статью, а ведь в книгу ещё вошло интервью с Харви и отзывы современников, дающие представления о том, сколько сил тратил автор на одну историю. И эти свидетельства вызывают неподдельный восторг. Нам не просто предлагают сборник «лучших работ», но и неторопливо, без излишнего по такому случаю пафоса объясняют, почему комиксы заслужили такую оценку. Из-за этого складывается ощущение, что тебе дали прикоснуться к диковинному артефакту, понять который ты можешь, только перевернув последнюю страницу.

Байки EC Comics

Увы, во втором томе серии, «Рассвет близок», представляющем нам работы Уоллеса Вуда, всего этого великолепия уже нет. Да и сами истории, вошедшие в сборник, незамысловаты. Издательство «EA Comics» провозгласило своей миссией развлечение читателя, и книга с лёгкостью справляется с этой задачей. Никаких тебе размышлений об ужасах войны, о её цене и жертвах. Перед нами ёмкие мистические истории, которые с лёгкостью можно назвать байками из склепа. Страшилки, рассказанные перед сном, городские легенды, выдуманные истории со щепоткой криминала, которые изо всех сил хотят показаться настоящими. Рисунок Вуда стремительно погружает в омут страха, заставляя вздрагивать при виде собственной тени. Нужна ли вообще в таких историях мораль? На самом деле — да.

Байки EC Comics

За всем этим мистическим флёром кроются нехитрые истины, которые ненавязчиво преподносятся читателю, стыдливо прячась за подчёркнуто бульварными заголовками. Общество больно, и уродство местечковых монстров не так страшно, как души очередных бандитов, готовых пойти на всё ради получения заветной наживы. Классический приём историй и фильмов ужасов, когда главным чудовищем оказывается не монстр, а именно человек, в «Рассвете» возведён в болезненный абсолют. И пусть криминальные сюжеты захватывают и держат в напряжении до последней панели, сопереживать их героям нет никакого желания. Преступив нравственный закон, они навсегда утратили человеческий облик и потому вряд ли способны на простые земные поступки. Бог покинул это безумное место, оставив своим детям ворох грехов, от которых не так-то просто отмахнуться. Сатира здесь так тонка, что при определённой скорости чтения можно пролететь мимо неё, не обратив внимания. Эта особенность выделяет истории Вуда из череды банальных ужастиков, превращая «развлекательные» комиксы в комиксы «обучающие». Обучающие прописным истинам, но даже до этих истин порой приходится пробираться сквозь непроглядную тьму в ожидании того самого рассвета.

Байки EC Comics

Так сложилось, что издательство EC Comics не смогло пережить охоту на ведьм, объявленную блюстителями чистоты морального облика общества. Комикс-код, созданный под влиянием Фредрика Вертема, предписывал жёсткие требования к печатным изданиям подобного рода. EC Comics не смогли вогнать себя в эти рамки. Зато смогли оставить настоящую сокровищницу рисованных историй, которую интересно изучать даже сегодня. И пусть пока в эту серию входят всего две книги, хочется верить, что издательство «Белое Яблоко» сможет пройти путь хотя бы до середины.

Константин Большаков, ComicsBoom!

Специально для магазина 1С Интерес.

44
Начать дискуссию