{"id":3881,"url":"\/distributions\/3881\/click?bit=1&hash=e456b64697230d93edcda0dd20f3c8aa5d4abd88effca1a7571a12fa6564c38a","title":"\u0413\u0435\u0439\u043c\u0434\u0435\u0432-\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441, \u0433\u0434\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0437\u044b: \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435","buttonText":"\u041f\u043e\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"a410dbd1-804c-54dc-84ea-e6227d71d9b4","isPaidAndBannersEnabled":false}
Александр Омолоев

Офицер зовёт солдат, сам съедает шоколад

Обещанная, подробная (и жутко запоздалая) заметка о фильме «Офицер и шпион».

На случай, если кто пропустил: «Офицер и шпион» — новый фильм Романа Полански, режиссёра лучших на свете кинокартин «Китайский квартал» и «Ребёнок Розмари». Впрочем, последние его работы, «Венера в мехах» и «Основано на реальных событиях», были довольно невыносимыми, и потому Полански почти перестали воспринимать как режиссёра. Иначе говоря, дед будто бы сдулся.

Зато его вновь вспомнили по другому поводу — в 2019 году ещё одна женщина рассказала, что Полански её изнасиловал. Сам он отрицает все обвинения, кроме одного — в 1977 году Полански признал, что занимался сексом с 13-летней девочкой.

И вот на фоне этого человек, будучи в возрасте 86 лет, снял фильм о деле Дрейфуса, которого посадили по ложному обвинению, и назвал его J'accuse!, «Я обвиняю!» — ну понятно.

Но при просмотре сразу же становится понятно, что опасения были напрасными. Чисто технически «Офицер и шпион» сделан блестяще — это лучший фильм Полански за последние 15-20 лет: с прекрасно выстроенным, замкнутым, душным пространством (небо редко попадает в кадр); с почти статичными, но по-настоящему напряжёнными сценами — разжалованием Дрейфуса, судом.

Звучит тяжеловесно, но на деле смотрится легко. Вопреки украденному у Золя названию, в фильме почти никто не восклицает, не повышает голос — и меньше всех сам Полански. Он не сравнивает себя с Дрейфусом и не выдавливает жалость, а момент наивысшего саспенса передаёт одним крупным планом; даже в 86 лет он снимает с образцовой режиссёрской экономностью.

Столь же сдержанно ведёт себя и Жан Дюжарден, комический вообще-то актёр, который тут играет главного героя, Жоржа-Мари Пикара. Это представительный офицер, который любил армию, а евреев как-то не очень — и который в итоге оказался главным защитником еврея Дрейфуса.

Суть фильма именно в этом — во внутренней трансформации Пикара. Он всю жизнь искренне верил армейскому уставу, но поневоле выступил против него; был и остался антисемитом, но пожертвовал всем ради еврея. Выбрал моральные принципы вместо морального большинства.

В культурном климате 2020 года, с его борьбой радикальных SJW и их столь же радикальных противников, это не сказать что отрезвляющий, но трезвый взгляд. Не важно, кто совершил преступление, важно, есть ли хоть малейшие причины для сомнений у тех, кто выносит приговор. И потому Пикар борется не только и, возможно, не столько за Дрейфуса, сколько за всех присутствующих — как внутри экрана, так и перед ним.

Как видите, с регулярностью публикаций пока проблемы, но совсем сырые мысли выдавать не хочется. Меж тем уже посмотрел и чилийскую «Эму», и румынских «Свистунов», которым и посвятим следующие два дня. Не переключайтесь.

#офицеришпион

0
1 комментарий
Александр Омолоев
Автор

Об «Офицере и шпионе» давеча написал и @Андрей Верещагин, почитайте — он обратил внимание на детализацию, которая тоже, думается, показывает здравомыслие Полански, его внимательность и точность даже в мелочах.

https://dtf.ru/cinema/105406-dtf-smotrit-nlo-shpiony-i-pticy

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null