(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Многие люди «в теме» называли 2023 год началом эпохи ренессанса ММО жанра в целом и MMORPG в частности. По факту же на данный момент этот год можно назвать лишь анонсом возрождения жанра, ибо обещано нам предостаточно миров и игр, в которые можно будет сбежать от гнетущей всё больше реальности, а вот выйти все эти миры грозятся "когда-то потом".

Я попытался наскрести всё, что смог найти по почти каждому обещанному релизу и приправил это своими мнениями, сомнениями и ожиданиями. И если этот пост поможет хотя бы одному человеку разобраться в том, в какую игру ему в следующем году вкладывать свои человекочасы, я буду считать свою задачу выполненной.

Ну и не знаю, мой первый раз, проба пера, всё такое, сильно не бейте, я исправлюсь со временем

Throne And Liberty

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Начнём с игры у которой есть больше всего шансов релизнуться именно в 2023 году (с оговоркой). Фактически игра была анонсирована в 2011 году как изометрический спин-офф Lineage, потом медленно мутировал во что-то, что концептуально должно было стать Lineage 3, и в конечном итоге потеряло свои корни и стало отдельным проектом.
Первая бета прошла сравнительно недавно, уже в августе будет глобальное тестирование (на которое можно зарегистрироваться в Steam хоть прямо сейчас, если у вас есть не-СНГшный аккаунт) и в целом всё идёт к тому, что игра выйдет где-то под конец года. Но вот тут есть оговорка.
Результаты первой беты были мягко говоря неутешительными. Помним, что игра мутировала из триквела Lineage, смотрим на современные итерации «линейки», замечаем тренд: Lineage 2, 2M и W все имеют мобилочный автобой (для некоторых будет срыв покровов, но на родине в Корее Lineage 2 обзавелась мобильным приложением-компаньоном, с помощью которого можно контролировать персонажа дистанционно. Да, L2 в Корее — тоже мобилка) . По какой-то причине NCSoft решили, что и их новая игра про социальное взаимодействие, большие замесы и открытое пвп должна со старта идти с автобоем под капотом, притом автобоем максимально мобильным в худшем смысле слова. Не говоря о том, что разработчик умудрился за 12 (6) лет разработки сделать боевую систему «как в L2, но топорнее и медленнее». Таб-таргетная боевая система может быть динамичной, у нас есть хорошие тому примеры, но то, как это сделано в TL — это гвоздь в крышку гроба для такой системы. Персонажи вынуждены стоять столбом чтобы даже автоатаковать, пвп из-за этого превращается в цирк, в котором если вы не дай бог не играете с оружием дальнего боя, вы никогда не догоните вашу цель даже если от этого будет зависеть жизнь всей вашей родни, ведь вы не можете ничего сделать на ходу. Да и как только враг выйдет за эффективную дальность атаки вашего лука, он тоже технически будет вне вашей досягаемости, ведь для стрельбы тоже придётся остановиться. За это всё, и за некоторые мобильные системы вроде гринда/дропа/прокачки карточек, плохую оптимизацию (при роскошной, конечно, графике, но не настолько роскошной всё-же) тестеры разгромили игру. Настолько разгромили, что разработчики из NC пообещали «сильно переработать игровой процесс» и в целом прислушаться к игрокам. Вот только если они не анонсируют серьёзный перенос (а пока речь идёт о переносе с 3 на 4 квартал 2023 года) , то ничего они глобально изменить и поделать не успеют, и если так оно и будет, то на выходе в лучшем случае мы будем иметь что-то нишевое на 6 из 10, а в худшем — глорифицированную мобилку.

<i>Кстати обрывки того, что игра должна была стать сиквелом L2 в TL иногда промелькивают. Не скажу, что шестилапая рептилия с пиками на спине это редкий троп, но скажу, что у NCSoft такая уже была. И так много в чём.</i>
Кстати обрывки того, что игра должна была стать сиквелом L2 в TL иногда промелькивают. Не скажу, что шестилапая рептилия с пиками на спине это редкий троп, но скажу, что у NCSoft такая уже была. И так много в чём.

Тем не менее игра обещает быть очень социально ориентированной. Все рейдовые боссы вынесены в открытый мир, а значит за внутренности этих агрессивных пиньят игроки будут драться ещё и между собой. Победители получают лут, становятся сильнее, а значит в местных осадах имеют больший шанс победить, на какой стороне они бы ни были. Гриндовый до боли фарм также будет лучше и быстрее идти у тех, кто найдёт себе хорошую и сбалансированную (ну или хотя бы вообще найдёт) группу единомышленников. Соло игроки врядли будут чувствовать себя столь-же комфортно и всегда будут отставать от тех, кто объединяется в пати.

От себя добавлю, что как человек в целом любящий всякое корейское и социально направленное я всё ещё возлагаю надежды на проект, но вам советовать это я не буду. Игра обещает быть про то, что вы 90% времени будете гриндить до посинения, чтобы потом поучаствовать в 10% довольно социально-направленного контента, который имеет шанс стать вашим самым тёплым и близким к сердцу ММО-экспириенсом. Готовы ли вы ради этого приходить в игру как на работу ради работы — честно не уверен. В таком контексте автобой выглядит как решение проблемы, но в 2023 году как будто бы хочется, чтобы такой проблемы не возникало. Отдельно хочется отметить «классовую систему» — на мой взгляд набор из даже восьми уникальных классов с кучей интересных навыков и отсутствием лока на оружие был бы лучше, чем подход "твоё оружие это твой класс!", но несмотря на плохую (я надеюсь пока что плохую) боевую систему, она внезапно разнообразнее, чем в том же New World. В общем — мои ожидания очень сдержанные, вам чего-то общедоступно приятного и интересного я не рекомендую вовсе.

Ashes of Creation

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Несмотря на свою довольно открытую разработку и тесное общение с комьюнити Ashes of Creation лично мне всё ещё кажется тёмной лошадкой на фоне большинства остальных игр в этом списке. С одной стороны это даже оправдано: игра вышла на Kickstarter в 2016 году, собрала вчетверо больше чем просила ($3 млн) и… Всё ещё не в релизе (и это, к слову, после того как некто Стивен Шариф УЖЕ профинансировал разработку игры). Тем не менее это одна из игр в этом списке (возможно даже единственная!) в бету которой можно сыграть вот прямо сейчас (это будет стоить вам $150).
Люди «в теме" возразят: »очередная ММО с кикстартера? Бывали уже такие. Часть из них это скам, а другая часть — почти скам" и будут отчасти правы. Из ближайших в контексте припоминается история Crowfall — очень интересной мморпг, которая родилась из кикстартера, получила софтлаунч в Фогейме(!), что так-то вполне себе достижение, просуществовала в такой форме какое-то время, я сам успел в неё сыграть и получить определённую порцию удовольствия... А потом её отовсюду изъяли и разраб сказал мол «в открытую патчить игру тяжко, мы уходим в закрытый девелопмент». Осенью будет год с момента последней новости на официальном сайте разработчиков игры. С одной стороны игру-то мы получили же на пару-тройку месяцев, с другой — уплаченный косарь Фогейм мне никогда не вернул. Не скажу что меня заскамили, но чувствую себя я именно так. Потому что бы я ни написал сейчас об AoC — делите напополам, держите в уме то, что и с этой игрой в любой момент что-нибудь да может случиться.

<i>А ещё за предзаказ вы получите петусвина-свитуха. В игре эту чмоню зовут Moapua’a, и он довольно уморительный </i>
А ещё за предзаказ вы получите петусвина-свитуха. В игре эту чмоню зовут Moapua’a, и он довольно уморительный 

Итак, Ashes of Creation это, если верить разработчикам, это полноценная mmorpg в открытом мире с упором в территориальную войну, открытое ПВП и исследование. Выделять игру на фоне остальных будут динамичность этого самого открытого мира и выстраивание игрового процесса вокруг философии... давайте назовём это «монолитности» геймплея. То есть не будет условной делёжки на контент для пвп и пве игроков — разработчики будут стараться сталкивать два этих стиля лбами для игроков, чтобы их игровой опыт был разнообразным. Это неплохо упирается в динамику самого игрового мира: Города и политические строи в них будут появляться, изменяться и разрушаться под влиянием действий игроков, неписи, якобы, будут в реальном времени выстраивать свои отношения к событиям, которые будут генерировать игроки, всё в этом духе. Как говорит сам господин Шариф, игра должна будет стать смесью EVE Online, ArcheAge и Lineage 2, притом по словам причастившихся игровой опыт ощущается довольно приятным и гладким, не ощущается слишком нишевым. Боевая система в игре гибридная, притом та его часть, которая будет таргетной, предлагает софт- и хардлок, и в каждом из случаев бои ощущаются динамичными и весёлыми.

<i>А ещё у игры неплохо развита классовая система. Притом классы будут работать в парах относительно друг друга. На мой личный взгляд такой подход — один из лучших</i>
А ещё у игры неплохо развита классовая система. Притом классы будут работать в парах относительно друг друга. На мой личный взгляд такой подход — один из лучших

Когда же игра пойдёт в релиз? Теперь до конца не ясно. Сейчас идёт её активный перенос с UE4 на UE5, и это палка о двух концах. Игра очень амбициозная и для не самой большой студии (даже с большими именами в ней, а в Interpid есть пара больших имён) это большая и очень непростая задача. Студия всеми силами пытается показать нам то, что игра существует, будь то бесплатный баттл-рояль, являвшийся тестом ядра боёвки или ныне проходящий бета-тест, который выглядит роскошно… Для бета теста роскошно. Но у нас уже был Crowfall. Даже запуск проекта в коммерческий релиз не значит, что проект готов и будет хотя бы, блин, существовать, чего уж говорить о тестах. Жду ровно в половину силы, но могу и вам рекомендовать вполсилы подождать.

Blue Protocol

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Blue Protocol то влетала, то вылетала из моего инфополя: то в своих поисках всего подряд с припиской MMO я натыкался на трейлеры игры, то она исчезала на год и я вообще знать забывал об игре, то вот теперь оказывается проходили бета-тесты в Японии и игра собиралась уже в этом году появиться во всём мире, но что-то пошло не так и мы теперь ждём до 2024 года. В Японии игра, кстати, уже доступна, но для этого придётся как минимум иметь VPN, а как максимум — уметь читать на японском.

<i>Слышал от людей очевидные сравнения Blue Protocol с Genshin Impact. Глянув мельком на геймплей игры лично я в своей голове провёл несколько иные параллели</i>
Слышал от людей очевидные сравнения Blue Protocol с Genshin Impact. Глянув мельком на геймплей игры лично я в своей голове провёл несколько иные параллели

Что мы имеем на руках: Blue Protocol — это сюжетно-ориентированная mmorpg с открытым миром. Пять классов, полный, честный нон-таргет, приятный артстайл (ценителям аниме, я думаю, зайдёт на ура), но... Вроде бы как вокруг вас бегают другие такие-же приключенцы как и вы, и вроде бы даже присутствуют рандомные эвенты на карте, когда вы всей толпой несётесь валить босса или монстров в определённом месте, и со слов игравших даже в местных данжах бывает довольно весело, но смотрю я на это и похоже оно даже больше не на Genshin Impact, а на Tower of Fantasy. Вокруг тебя носится то самое MMO, но чтобы двигать сюжет тебе с ним взаимодействовать не нужно. Однако когда взаимодействие всё-же происходит, это довольно весёлый и приятный, ненапряжный опыт, который несёт определённый профит, но не двигает тебя по сюжету. И вот тут я вспомнил то, как ощущалась Phantasy Star Online 2 до New Genesis (в который я уже не играл). И если бы меня попросили описать Blue Protocol, то я бы сказал: «Это Phantasy Star Online 2 на х1,25 скорости с клёвым сюжетом и открытым миром» (Для особо прошаренных я бы сказал, что игра похожа на анимешный Vindictus с открытым миром, но кто вообще играл в Vindictus?). Весело ли это? Да, это весело. Если хочется побегать-подраться с ненапряжной и динамичной боевой системой и посмотреть всякий сюжет, стоит ли того? Да, стоит, даже если в mmorpg вы особо не играете. В целом очень непросто что-то конкретное сказать об MMO игре, главная фича которой — это пока что не переведённый сюжет.

Буду ли лично я ждать полноценный релиз? Честно признаюсь, нет. Blue Protocol ощущается так, будто приставку MMO она носит больше для того, чтобы привлечь определённую аудиторию, но какую — Bandai Namco сформулировать не могла. На момент первого анонса игры Genshin Impact ещё не релизнулся и не сформировал аудиторию фанатов MO/MMO-light игр. Лично мне нравятся гораздо более социальные игры, и лично мне не нравится упор на соло-прохождение сюжета в MMO играх. Я буду ждать эту игру совсем чуть-чуть, если в кругу моих знакомых найдутся те, с кем можно будет в это поиграть. Вам советую ждать только если вам нравятся игры в большей степени про боёвку и сюжет с необязательной возможностью совместной игры. Blue Protocol реально выиграла бы, если бы начала разрабатываться позже релиза Genshin Impact. Игра очень хотела бы им быть, но на тот момент она ещё не знала что так можно.

Tarisland

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Немного о насущном. Не буду вдаваться в подробности истории рождения этой игры, но для тех кто совсем в танке очень коротко: Есть Китай, в Китае очень любят World Of Warcraft. В Китае его издавал Tencent. Blizzard с Tencent повздорили, WoW из поднебесной с концами ушёл. Tencent выкатила Tarisland как альтернативу WoW и… Вот мы здесь. Отмечу лишь то, что это не первый раз когда китайский издатель World of Warcraft пытается создать его прямого конкурента под носом у Близзов, находясь при этом на грани разрыва соглашения об издательстве, с той разницей что у Тех и Тогда ничего не получилось. Как, видимо, гласит китайская поговорка: "Знай свою историю чтобы повторить её, но не про*баться как в тот раз".

<i>Если бы мне показали эту картинку без названия игры и спросили бы: "Из какой китайской ММО этот персонаж?" - я бы не задумываясь ответил "это-ж зооморф из Perfect World". И если смотреть на Tarisland под таким углом, то плагиат - это второе имя игры.</i>
Если бы мне показали эту картинку без названия игры и спросили бы: "Из какой китайской ММО этот персонаж?" - я бы не задумываясь ответил "это-ж зооморф из Perfect World". И если смотреть на Tarisland под таким углом, то плагиат - это второе имя игры.

Разработчики Tarisland, я думаю, сами всё прекрасно понимают. Их PR-отдел может очень долго и яростно бороться со "слухами" о том, что игра всё позаимствовала у World of Warcraft, но игроки всё видят. Именно игроки из WoW приходят в Tarisland и сравнивают невольно в своей голове две эти игры. Разработчики это хорошо понимают. И потому они, внимание, СТАРАЮТСЯ. Из игры Blizzard было взято всё самое удачное и хорошее, неудачное, но имевшее потенциал - переделывают и добавляют в игру уже готовым и достойным на жизнь.
Сама же игра - MMORPG в открытом мире под ПК и мобильные платформы, без автобоя и пока что без Pay2Win фич, но если игра не будет подписочной или что-то в этом роде, то я не знаю откуда они будут брать достаточное количество денег. Вот не верю я что они скинами вытянут поддержку игры финансово (хотя одеваемая на персонажей броня на его модельке никак не отображается, может быть это сподвигнет людей вкидывать деньги на костюмы). В игре к релизу обещают 8 классов, каждый имеет по две специализации, между которыми можно будет переключаться. Игровой процесс - это World of Warcraft последних обновлений: просто движение вперёд по сюжетной линии с опциональной возможностью отвлечься на сайды. Из социальных активностей обещают арену, данжи и рейды. И собственно говоря пока всё. Игра вот настолько генеричная MMORPG. Вот прям до скрипа в зубах.

И знаете что? Лично я советую вам ждать Tarisland. Отзывы с беты об игре очень даже положительные. Играется - пусть и в таб таргете - довольно приятно, выглядит симпатично. О глубине игрового процесса речь не идёт, да, но это реально полноценная MMORPG в которую вы заходите чтобы расслабиться и отдохнуть. Игра позволяет отключить голову и на спинном мозге получать MMO-экспириенс пару часов в день после тяжкого рабочего дня. А если у вас, как у меня например, дорога с работы занимает час с небольшим тряски в автобусе, можно ещё и там покачать своего основного персонажа, к которому ты выстраиваешь эмоциональную связь, прямо в телефоне. Тем не менее лично для меня этот ажиотаж сдержанный. Если Ashes of Creation или Throne and Liberty всё же выйдут и окажутся хорошими играми, то Tarisland для меня будет сугубо мобильной опцией.

Chrono Odyssey

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Ещё одна игра, которая выпадала последнее время туда-сюда из моего инфополя, однако сейчас моё внимание к игре медленно, но верно начинает нарастать. Особенно после новости о том, что игра отказывается от мобильных платформ и выйдет исключительно на "больших" платформах. Это, на мой взгляд, как минимум даёт разработчикам поле для того, чтобы расширить и насытить их боевую систему и в целом утяжелить и углубить игровой процесс. Также это позволило разработчику полноценно работать в UE5 и не искать компромиссов с мобильными платформами.

<i>Это позволяет игре выглядеть по-настоящему впечатляюще, а об игровом процессе уже отзываются не иначе как "MMORPG meets Elden Ring" </i>
Это позволяет игре выглядеть по-настоящему впечатляюще, а об игровом процессе уже отзываются не иначе как "MMORPG meets Elden Ring" 

Снова нас ждёт полностью открытый мир (на этом стоит акцентировать внимание, ибо многие MMORPG на сегодняшний день этим похвастаться не могут). Что любопытно - это заявленный конфликт между несколькими фракциями, в котором игроки будут вести непосредственное участие. Это сопровождается заявленными "большими сражениями бок о бок с сотнями других игроков". И вот тут лично у меня поднимается бровь. "Бок о бок с сотнями других игроков" - это растяжимое понятие, которое в моей голове как не покрути, а звучит как сомнительное занятие. Это ПвЕ активность, в которой фракции будут соревноваться в получении очков и выполнении задач? Тогда это звучит, если честно, немного тупо и грустно. Это ПвП стенка на стенку между фракциями? Тогда как с этим будет совмещаться souls-like боевая система? Ведь игра и впрямь выглядит и играется как что-то соулсоподобное, не будет ли такой бой превращаться в полубессмысленный хаос ударов и уворотов в чёрт пойми куда? Будет ли это весело? Не говорю, что не будет, просто никогда такого сам не видел. Ближайшим родственником по ощущениям будет нынешний Black Desert, если бы его геймплей был сдвинут от больших АоЕ атак в сторону тайминга уворотов и блоков.
В игре также заявлены некие "манипуляции со временем" которые игроки могут производить. Я так и не вник в конкретно эту тему, но думаю если нам уже показали геймплей, то скоро и про эти самые манипуляции выпустят какое-то отдельное пояснение.

Ждать или нет - решайте сами, я советовать или не советовать эту игру вам пока не могу. Лично моя парадигма дёрнулась от "не жду вообще" до "ну может быть, если это будет фритуплей". Не хочу прослыть рассыпающимся на песок и плесень дедом, но для экшен-комбата в MMORPG должен быть определённый потолок, доходя до которого игрок должен быть достаточно внутри экшена и движухи, но успевать отдавать отчёт своим действиям в контексте окружающих его игроков. Лютый экшен в онлайне - это чуть больше прерогатива MOBA игр. Но опять же, за бесплатно почему бы и не попробовать, тем более учитывая то, что обещают нам что-то довольно социальное.

Блиц-Раунд

Несмотря на то, что я стараюсь очень чутко отслеживать анонсы новых MMORPG, не все из них я успеваю для себя разжевать, чтобы сделать какие-то выводы. Некоторые игры вовсе мне не настолько интересны. В Блиц-Раунде я максимально кратко пробегусь по играм, о которых ещё мало что известно из подтверждённого и затрону пару не особо интересных мне игр.

1. ArcheAge 2

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Подтверждённой инфы очень мало, но говорят что будет продвинутая торговля с караванами и возможность для гильдий строить полноценные города. Экшен-боёвка из трейлера мне не понравилась от слова совсем - слишком безыдейный соулс. Очень нравилась классовая система первой части и в целом то, как она игралась, меня устраивало. Если хотя бы классовая система сиквела будет похожей на ту, что есть в AA1, я попробую, но уже пополз слух что в игре будет система оружейных навыков, а не классов.

2. Perfect New World

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

С первой частью связано много хороших воспоминаний - вообще моя самая первая, пусть и не самая любимая MMORPG вообще. Пытаюсь сопоставить воспоминания о PW с геймплейным роликом PNW, и вот ей экшен боёвка даже к лицу. Будем посмотреть что вообще расскажут о фичах игры, но в одиночку я в это не полезу.

3. Soulframe

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Трижды пытался начать в Warframe - трижды уходил расстроенным, игра была вообще не моё. Новый апдейт в WF, как я понимаю, немного позаигрывал с теми геймплейными особенностями, которые будут в Soulframe, и честно говоря мне понравилось (жаль что не весь Warframe вокруг такого построен). Игра не совсем MMO, но хоть как-то жду только потому, что в неё пойдёт немало моих знакомых.

4. Pax Dei

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Не до конца вообще понимаю что это будет концептуально, но звучит как что-то Rust-оподобное. Крафтинг, строительство, охота - всё вот это вот. Лично я терпеть не могу выживачи, возможно потому что уже присытился ими до тошноты. Очень мало интересной мне информации вышло об игре. Зато уже было сказано что классов в игре не будет, но будут навыки оружия. То, что это однажды сработало с Albion Online не значит, что это надо пихать во все подряд игры с минимумом инноваций и развитий идеи. Не жду.

5. Bellatores

(Не)полный список анонсов ММО-проектов и пара слов о них

Вообще без понятия что это будет. Обещают пять фракций со внутренней и внешней политикой, отсутствие классов и прокачки экспой вообще, на всё якобы будет влиять некая репутация игрока. Очень не нравится, что сюжетный квестлайн, как заявлено, будет на всё это каким-то образом влиять. Очень мало информации об игре. Но зато выглядит роскошно. Посмотрим что будет дальше, пока кандидат на что-то хорошее.

Что-ж, вроде бы по всему крупняку в моём поле зрения я прошёлся, хотя уверен что список далеко не полный, и найдётся кто-то ещё более шарящий, который накинет мол "А почему в списке нет ARK 2? Мм?".
Тем не менее, если всё это равномерно выйдет в течении 2024 года и окажется хотя бы в половину хорошим, можно будет назвать ренессанс удавшимся. Вообще, конечно, как истинный MMORPG-энджоер я уже ничего не жду. Проклятый жанр, и все мы, фанаты жанра, тоже прокляты, но кто знает, кто знает... Аренные бумер-шутеры смогли найти свою отправную точку для возрождения, может быть одна из указанных здесь игр найдёт признание фанатов, а финансовые успехи этих проектов покажут остальным разработчикам, что в ММО бассейне с деньгами водичка снова тёплая. Как-то так.

Есть ещё немало тем, которые я хотел бы раскрыть и обсудить. руки чешутся писать обо всём подряд, но интересно мнение со стороны

О чём читаем в следующий раз?
ММО-переферия: В чём смысл и есть ли разница?
"Ты - это то, что ты носишь" - Бич современных MMORPG
Экшен-MMORPG, которая пришла из ниоткуда и украла моё сердце
44
15 комментариев

Да всё это хлам. Вов как был топ1, так и останется

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ничего, близзы активно работают чтобы это исправить. По качеству уже справились. Теперь осталось отогнать остатки игроков.

Ответить

Каждый год возрождают жанр. В итоге как все запомнили Вов и Ла2 так и осталось. Ну часть людей играют во второсортные БДО и БнС в которые я тоже поиграл, но они не заставили испытать никаких эмоций.
Жанр сдох и поможет ему только если гиганты индустрии захотят что-то поменять.

1
Ответить

Чтобы большие компании начали что-то начали делать, нужно чтобы им показали что это делает деньги. Так что импульс всё равно позитивный

Ответить

Жду аркейдж 2

1
Ответить

Буду играть в каждое хотя бы прилично выглядящее ммо хрючево, но из всего списка только Тарисленд выглядит нормально и то потому что полная копия шоша. Но в итоге совершенно не буду удивлен если провалится вообще всё из анонснутого (а АОС так и не выйдет из пре-альфы лол) и большая пятерка так и останется даже без минимальной конкуренции.

1
Ответить