Мам, я в кокпите меха! Обзор MechWarrior 5: Mercenaries

В мире животных. Трёхтысячный год.
В мире животных. Трёхтысячный год.

Вот честно, в жизни не думал, что часто переносимое мною знакомство со вселенной боевых шагоходов настигнет меня столь внезапно, спустя аж 2,5 года после выхода пятой части в релиз. Тем не менее, я очутился на борту личного десантного корабля класса "Леопард" который стал моим персональным проводником в череду массированных, ракетных РБД-20 залпов различных впечатлений: от азарта стальных заруб под неплохой саундтрек, вплоть до негодования, прожигающего обивку и без того видавшего виды кресла бывалого пилота боевой машины.

Очередная операция по уничтожению одной из невероятного количества планетарных баз позади. Мой альтер эго, потирая затёкшее седалище, вылез из трофейного, стотонного меха "KGC-CAR", достойно отжатого у одного самодовольного лорда, кое-как дополз до кровати, лениво достал свой планшет и готов поделиться впечатлениями о давно минувшем.

Биржа труда во Внутренней Сфере.

Плантации войны.
Плантации войны.

Путь мехвоина начинается с глобальной, звёздной карты, открывающей взор игрока на набор контрактов, предлагающих решить проблему той или иной фракции за энную сумму кредитов. Выбор контракта влияет на благосклонность внушительного списка сторон конфликтов. Благо звёздная система велика, богата историей и полна ворохом обитателей, не желающих умерить свои территориальные аппетиты. Но нам это на руку, мы ведь наёмники и данная ситуация в мире явно по душе сынам удачи. Каждая успешно выполненная или откровенно провальная миссия по крупице формирует твою общую репутацию у враждующих между собой сторон конфликта. Помог дому Штайнер разнести в пух и прах командное подразделение дома Курит? Отличная работа, майн Фройнд! Баланс твоего счёта пополнен, как и уровень доверия местечкового кайзера. Вот только не удивляйся, когда оказавшись на планетарном рынке дома, которому ты подложил свинью, твоё присутствие будет встречено кромешным повышением цены на очередную, очень желанную тобой игрушку для аннигиляции. Во всём нужно искать баланс, особенно, когда лбом сталкиваются две фракции, уровень доверия которых по отношению к тебе очень высок.

Нет. Мехи для пёсиков здесь не предусмотрены.
Нет. Мехи для пёсиков здесь не предусмотрены.

Самое сложное время для вольного наймита – ранние этапы кампании. Денег у тебя нет, недавно ушедший по сюжету в страну вечной охоты отец оставил лишь почти нулевой баланс на счету, копьё не самых лучших в системе мехов и семейную тягу к авантюрам, подкреплённую классической сюжетной мотивацией о мести. Даже на очередной, внеплановый перелёт между планетами, ты смотришь со вселенской тоской и урчащим от нехватки денег желудком. Боевые зоны, хоть и дают ресурс, но увеличивают цену ремонта за обслуживание техники, а уж когда ты смотришь на витрину неподъёмных по бюджету мехов, то легко можно ощутить себя пятилетним ребёнком без желанного подарка. Мехи…

МЕХИ! Стальной джем.

Ангар полон, милорд!
Ангар полон, милорд!

МЕХИ! То, ради чего мы пришли бороздить локальные просторы. Огромные, оружейные, прямоходящие платформы, несущие на себе разнокалиберное ассорти. Они массивны, угловаты, непоколебимы. Авторы проекта отлично показывают их громадность по сравнению с человеком за счёт ангара и окружения на локациях боевых действий, где при виде даже одного из самых лёгких мехов "Локуст" ты понимаешь, что такую букашку как человек или классический вид наземной бронетехники этот малыш с изяществом великана раздавит, толком и не заметив. Только на интерфейсе статуса брони отобразится небольшой уровень повреждений.

Знакомьтесь, "Королевский краб". Он любит жевать моллюсков и надирать задницы.
Знакомьтесь, "Королевский краб". Он любит жевать моллюсков и надирать задницы.

Каждое местное божество войны относится к простой схеме тоннажа: лёгкие, средние, тяжёлые и штурмовые. Мех имеет свою структуру, слоты под оружие и вспомогательное оборудование. Подобная механика неискушённому меховоду, малознакомому с серией, может показаться весьма громоздкой, но со временем, подборка нужных компонентов рискует превратиться для тебя в очень интересный процесс по поиску наиболее удобной оружейной комбинации. Мехвоины, писавшие ранее, не врут и этот элемент геймплея может единоразово затянуть на час и более реального времени. Вот тут и раскрывается следующий, важный аспект игрового процесса — тотальный, азартный лутинг.

Рынок мехов. В этот раз мне не повезло, легендарный мех оказался не слишком полезным, зато боевая раскраска — брутальная!
Рынок мехов. В этот раз мне не повезло, легендарный мех оказался не слишком полезным, зато боевая раскраска — брутальная!

Коллекционирование мехов! Игра несёт в себе широкий модельный ряд машин, причём одна модель существует в разных модификациях, заточенных под конкретный стиль ведения боя. Открываются модели и сопутствующий товар в соответствии с местным летоисчислением. Для более мощных прототипов придётся протянуть приличное время, перебиваясь ранними технологическими образцами. Прилёт на совершенно каждый рынок превращается в лотерею покупок. До последнего не знаешь, насколько сильно тебе повезёт: окажется ли планета (с иконкой-намёком на легендарного меха) местом покупки воистину удачного образца или наоборот, блеклой посредственностью, единственная ценность которой – уникальный камуфляж. Справедливости ради, стоит отметить, что и стандартные модели мехов всегда актуальны, а нередко и более пригодны, нежели знаковые легенды. То же самое и обстоит с вооружением. Зачастую я с удовольствием оружейного лудомана отрывался от сражений и устраивал кругосветное путешествие в поисках топовых компонентов и техники, хорошенько зарядив свой денежный баланс. Наконец, после кропотливой настройки необходимого оборудования своих механических питомцев можно дать уверенную отмашку для десантирования копья на поверхность планеты.

Копьё за работой.

Собрались мы как-то в бар.
Собрались мы как-то в бар.

Вообще я считаю, что высадка из десантного корабля обыграна классно и лично мне не надоела спустя 200+ часов водительского стажа. Старт начинается из кабины пилота, каждая кабина разных моделей визуально уникальна и даёт положенные баллы к атмосфере. В ангаре корабля отключается весь свет, остаются мигать сигнальные сирены, женский голос компьютерной системы оповещает о состоянии готовности мехов, на специальных платформах вас разворачивают фронтальной частью к шлюзам. Особенно круто, когда волею рандома вас высаживают в самое месиво и ты ощущаешь лёгкий накал неизвестности того, какие же парни со стволами обстреливают твою посудину. Играет хор под гитарные запилы, шлюз открывается и ты выходишь навстречу хаосу.

Мгновения перед высадкой. Разворот платформы. Минутка тьмы перед выходом на сцену светового шоу.
Мгновения перед высадкой. Разворот платформы. Минутка тьмы перед выходом на сцену светового шоу.

Поведение мехов в бою мне понравилось, ощущение тяжести или же наоборот, проворства, присутствует в каждой модели. Я настоятельно рекомендую как можно реже переключаться на вид от третьего лица для поддержания нужного настроя матёрого вояки, кокпит для которого — большая часть личной жизни. Оружие палит, взрывает, сжигает, разбивает в клочья вражескую структуру на очень достойном, визуальном уровне. Когда крупнокалиберный снаряд, очередь импульсных лазеров (безбожно вгоняющих в перегрев), батареи ультра автопушек, стаи ракет, кассетных боеприпасов, да даже простое штурмовое оружие ближнего боя настигает свою желанную цель, то происходит буквальный взрыв враждебного меха и предсмертный вопль пилота, не успевшего катапультироваться.

Тут и раскрывается модульная система повреждений во всей красе. Конечности с нужными компонентами можно и местами даже нужно выцеливать, чтобы какой-нибудь крохотный, малотоннажный сайгак стал менее проворным для более удобного сведения. Видишь ракетный "Сталкер" или "Требушет", но понимаешь, что пока твоей оружейной мощи не хватает, чтобы сию секунду его фатально разобрать? Выцеливай нужный модуль – это может помочь тебе спасти свою тушку и твоих зачастую глупых, странных, подчинённых пилотов боевого копья.

Смертельное диско. Печёт, зараза!
Смертельное диско. Печёт, зараза!

Ох, мои непосредственные братья по оружию — это отдельная песня и одна из самых негативных од из матерных словоформ, посвящённых игре. ИИ глуп, крайне глуп, очень глуп. Да — это не новость для проектов с напарниками и всё такое…но! Только представь, что ты собрал копьё из мехов мечты, снарядил их топовым вооружением пятого, максимального уровня, а оно очень редко падает, на минуточку! Твои подконтрольные пилоты мехов имеют максимальные, прокачанные характеристики достойных цифр. Происходит пафосная высадка на поверхность, начинается заварушка и ты понимаешь, что один друг застрял в холме, безнадёжно застрял (спасибо, хоть на него можно переключиться и выйти из положения), другой — совершенно не в состоянии нормально разорвать или сократить дистанцию с противником, огребая от него в достатке и теряя драгоценные, мать его, модули. Знаю, меня можно обзывать сейвскаммером и неженкой, но уж поверьте – это реально больно, терять компоненты, которые могут тебе выпасть лишь единожды и лишь спустя буквально десятки часов карьеры. Приходится лезть в меню загрузки. Особенно муторно заново проходить без глупых потерь длительные, многоцелевые операции только ради сохранения нажитого непосильным трудом вооружения.

Поведение напарников призвана корректировать система команд, которая хоть как-то позволяет делать их более результативными. Может облегчить положение любительский мод на искусственный интеллект, при котором, правда, я замечал напарников, стреляющих в никуда. Под странности ИИ приходится даже подбирать определённый набор оружия, чтобы болванчики более стабильно, часто и точно наносили урон. Очень досадно при этом видеть порой куда более адекватные действия от компьютерных оппонентов вражеского копья.

В игре существует кооператив, но он не шибко доработан. Не нравится то, что сторонний игрок не может принять участие в боях, используя мехов из своего ангара. Приходится давить свою жабу и делиться с товарищем мехами, где установлено редкое, кровно нажитое оборудование, meh.

Обычный, периферийный мир. Немного затяжная прогулка для ста тонн.
Обычный, периферийный мир. Немного затяжная прогулка для ста тонн.

Одним из важных аспектов боёв являются окружающие игрока локации зон боевых действий. Тут в дело вступает процедурная генерация уровней и генерация орд противников. С одной стороны, мне нравится идея генерации уровней, всё достаточно разнообразно, ландшафт богат на объекты и задачи контрактов, которые могут быть многоступенчатыми в рамках одной высадки. С другой стороны, есть сопутствующий ряд негатива, посвящённый этой самой волшебной палочке искусственного творца. Святой Керенский (местное политическое светило)! Как же мне дико и неудобно попадать на уровень, условно слепленный из фрагментов Кносского лабиринта, с тем самым минотавром в виде основной цели за 8+ км (это много) от зоны высадки на многотонном мехе! Иногда буквально приходилось делать приближение карты, чтобы разглядеть в складках рельефа тонкую, красную линию заветного коридора, ведущего к объекту. Боль, да и только.

Неоднозначное впечатление оставляет и генерация противников, особенно на режимах по уничтожению вражеской базы. Иногда кажется, что очередной, невидимый глазу планетарный небожитель достаёт огромную, бездонную коробку с модельками мехов и хаотично сыпет их на твой уже и без того перегретый котелок от систем вооружения, дышащих на ладан радиаторов и шипящей филейной части. Если ты не слишком расторопен в разгроме сооружений, то готовься увидеть буквально рой бездушных машин вынуждающих тебя обречённо вздохнуть, выйти в меню и подышать свежим воздухом на улице.

Панически удираем с товарищем от немилости стального спавна. На карте — лишь кусочек вражеского роя.
Панически удираем с товарищем от немилости стального спавна. На карте — лишь кусочек вражеского роя.

Несмотря на возникающие трудности технического характера мне очень понравилось то, что в процессе сражений игра очень часто даёт тебе понять, что ты — лишь элемент масштабного повествования. Глобальная карта меняется в соответствии с годами, идущих своим чередом, можно читать новостные сводки о политических интригах, войнах, производстве новых моделей техники, на полях сражений очень часто тебе дают союзников и даже не одно копьё, а несколько. Регулярно ты встречаешь не только мехов, но и большое количество иной наземной и воздушной техники, с которой необходимо считаться, особенно на задачах высокой сложности, а моды добавляют пехоту.

Относительное разнообразие типов контрактов тоже имеется. По факту они весьма стандартны: бой, уничтожение конкретного меха, города, промзоны и аналогичный, по сути, режим обороны с волнами противника, только мы по другую сторону баррикад. Имеется и режим, где задачи генерируются случайно, в процессе самой операции. Отдельного внимания заслуживает любимый мною тип контракта, именуемый «плацдарм высадки». Смысл режима, следующий: нас забрасывают в зону боевых действий, где нужно подавить местную систему ПВО с радарными установками. Под плотным артиллерийским огнём мы превозмогаем заслоны противника, попутно уничтожая арт точки, ликвидируем оборону основной базы и вызываем подкрепление. Подкрепление определяет генератор миссии и велика радость, когда корабль высаживает многотонные мощные мехи, готовые к генеральному сражению. После этого необходимо выдерживать волны вражеских подразделений. Выглядит эпично, круто и хорошо оплачивается. Шикарно, когда подобные задачи укладываются в общий пласт контракта многоцелевых операций. Для таких контрактов очень важно иметь запасных мехов и пилотов, так как времени на передышку и ремонт между загружаемыми миссиями сценарий давать не будет, только на пополнение боеприпасов. Таким образом, игра позволяет ощутить участие в длительной, изнурительной для твоих военных ресурсов кампании, мытарства с которой добавляют солидный, кредитный баланс.

Выдохнул. Подвёл итоги.

Как я уже говорил ранее, мир здесь велик и не скуп на описания основных аспектов вселенной. Существует сюжетная кампания, но, как по мне, она не является основным моментом, вызывающим интерес к данному проекту. Сюжет построен вокруг мести и исследования давно забытых технологий времён Звёздной Лиги. Сюжетные задания коридорны и копируют режимы контрактов, лишь добавляя пояснительный текст, двигающий сюжет. У игры есть сюжетные дополнения, из которых мне понравилась разве что военная кампания за Давион, однако эти же dlc добавляют новые элементы к геймплею в виде мехов, вооружения и биомов. Сообщество игры живёт и периодически выкатывает интересные, полезные моды.

Многих может отпугнуть некое однообразие процесса, формальный сюжет, не слишком привычное управление мехами, периодические подтормаживания при явно не передовой картинке, очень куцый кооператив с друзьями. Тем не менее, для меня — это тот самый проект, который имеет отличные стимулы отыгрывать в голове различные ситуации в рамках этого мира и обоснования того, почему я воюю за тот или иной дом, сохраняя верность или предавая надёжного партнёра. В этом мире мне интересно обитать, особенно придя после работы и выполнив пару-тройку прибыльных контрактов, либо же устроить ночной марафон на выходных. Это очень приятная песочница, которая стимулирует регулярно сюда возвращаться: через день, месяц, полгода, год.

Отчасти, написать этот текст меня побудил анонс очередного, грядущего dlc в январе 2023 года, которое добавит ещё один набор интересных мне элементов. Спустя долгое время я вновь запустил игру и она меня вновь не разочаровала, уже давно став в моём сознании одной из многочисленных вариаций той самой, дремучей копипасты про грандиозный проект детской мечты: со стражей дворца, эльфами, злодеем и корованами.

Благодарю за внимание и титаническую усидчивость! 
Благодарю за внимание и титаническую усидчивость! 
3535
26 комментариев

Помню раскраски у меня в детстве по этой вселенной были.

Роботов не красил, а инфу про них с удовольствием читал и скетчи рассматривал.

7
Ответить

А я только недавно начал приобщаться к этой вселенной) Сейчас гоняю в пошаговый BattleTech 2018 года)

3
Ответить

Сильный лонгрид не без юмора. С учетом анонса новой части "Armored Core" - очень вовремя. Но мем с котом и часами на стене так и просится в комментарии.

3
Ответить

Благодарю за оценку)

4
Ответить

В детстве зачитывался книжками от издательства Армада, а когда родители подарили первый ПК в 1997 то первой купленной игрой стала Mech Warrior 2 Merchenaries и счастью моему не было края.

3
Ответить

Фига себе) Так-то сочно выглядит, динамичненько, несмотря на возраст трейлера)
А про книжки говорят, что сейчас они очень на любителя, в основном)

2
Ответить

3 часть любимая, была там какая-то подобия прогрессии и разнообразие. В 5 части беря любое задание ты знаешь на 100% что это будет сражение с мехами, при этом с превосходящими силами. Целая звёздная система с различными планетами, фракциями, поселениями и всегда, абсолютно всегда ты в меньшинстве. Задания и карты однотипны, уникальности 0, в этом плане куда лучше battletech.

2
Ответить