«12 разгневанных мужчин» — метафора и буквальность в одной комнате

Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин», 1956г.
Кадр из фильма «12 разгневанных мужчин», 1956г.

Картина Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» по праву считается классикой мирового кинематографа. И, как подобает классике, темы затрагиваемые фильмом — сквозные, вечные вопросы, которые независимо от эпохи актуальны.

Но, кроме того, что сия работа это сильное социальное высказывание, она также имеет ярко выраженные художественные качества. Чего только стоит один факт того, что практически весь фильм снят в одной комнате. Именно благодаря подобному решению смотрится он на одном дыхании, без пауз и прочего, лишь бы не потерять нить мысли того или иного персонажа, который высказывает свою точку зрения.

Что же касается сюжета, то он по своей сути очень прост — мы являемся свидетелями подошедшего к концу судебного дела, где единственная оставшаяся процедура — заседание жюри присяжных и объявление окончательного приговора. По началу фильма мы практически ничего не знаем о самом деле, кроме того, что подсудимый, еще совсем подросток, обвиняется в убийстве своего отца, а сторона обвинения запрашивает крайнюю меру наказания — электрический стул. Казалось бы, все доказательства против паренька и смертная казнь неизбежна, однако…

Разговоры…разговоры

Небольшая душная комнатка, с нерабочим вентилятором, столом и 12-ю стульями отдается в распоряжение 12-и кардинально разных мужчин, которые и должны вынести окончательный приговор.

Вообще, суд присяжных вещь очень интересная и спорная. На первый взгляд, сами присяжные, которые должны выносить приговор, руководствуются исключительно фактами, услышанными в процессе. И самое первое голосование как бы нам это и доказывает. Но всего лишь 1 голос против — и каждый из присяжных постепенно начинает раскрывать свою мотивацию и причины, по которым проголосовали так или иначе. При этом становиться ясным, что факты сами по себе играют далеко не главную роль при принятии решения — для кого-то важно как можно быстрее закончить с этим делом и уйти на бейсбольный матч, для второго обвиняемый парнишка не может быть никем, кроме как убийцей из-за того, что он выходец из трущоб, третий видит в подсудимом своего убежавшего "неблагодарного" сына, а другим и вовсе все равно — они не имеют своего мнения, лишь принимают сторону явного большинства.

Подобное развитие событий также бросает свет на другие проблемы, которые пронизывают весь социум, а также его отдельные части — предвзятое отношение к определенным социальным группам, проблема общения и взаимопонимания представителей различных социальных слоев, относительность справедливости судебной системы. Все эти проблемы передаются из поколения в поколение, меняется лишь их форма, в которой данные вопросы существуют, содержание же не меняется почти никогда. Исключительно истинных ответов на данные вопросы также нет, по крайней мере в рамках существующей системы.

Хотелось бы сказать еще пару слов о художественных качествах фильма. Крупные планы, мимика и жестикуляция персонажей, их разительно отличающееся поведение в свою очередь визуально показывает нам то, что все они — представители различных групп, не только социальных, но и возрастных, а также культурных. Расчетливая хладнокровность брокера, болтливость маркетолога или «наивность» простого рабочего, все это персонажи-характеры, собранные в одной комнате. И только в общении со своей противоположностью, со своим полюсом, каждый из персонажей раскрывается в полной мере.

«12 разгневанных мужчин» — фильм, который мастерски совмещает метафору и буквальность в одной комнате.

22
Начать дискуссию