Отзыв на «Дилижанс» (1939)

Отзыв на «Дилижанс» (1939)

Какие ассоциации вызывает слово «вестерн»? Само собой, представляются ковбои в больших шляпах, салуны, лошади, толстые усатые шерифы городков посреди равнин. Также, отходя от романтического образа Дикого Запада ближе к реальности, вспоминаются жестокие и хитрые индейцы, томагавки и луки против револьверов и ружей, трансконтинентальные железные дороги, которые строят чернокожие невольники, война Юга и Севера….

Однако, мы увлеклись. Так вот, в большинстве своем вестерн – это погони, перестрелки и герои-одиночки. А есть отдельные представители жанра, вроде данного фильма, когда перестрелки и погони имеются, но все же больше внимания уделено самим действующим лицам, их характерам, раскрывающимся на фоне происходящих вокруг событий.

Отчасти это обусловлено временем выхода фильма – первая половина 20 века, когда привлечение как можно большего количества зрителей и получение как можно большей прибыли было не единственной целью. Однако, на качестве картины не в меньшей степени, конечно, сказалась и режиссура от оскароносного Джона Форда, многослойный сценарий и собственно, не менее замечательный актерский состав. Одно только участие легендарного Джона Уэйна и потрясающе харизматичного Томаса Митчелла чего стоит.

Сюжет: группа людей собирается ехать их одного города в другой по опасной территории, подвергающейся частыми набегами индейцев. Вроде ничего особенного, однако есть вторая история – местный шериф узнает, что поблизости намечается крупная разборка с участием многих бандитов, в том числе – знаменитого «Малыша» Ринго, ради такого случая сбежавшего накануне из тюрьмы.

А есть третья – эгоистичные махинации банкира, грозящие крупным потерям нескольким поселениям.Каждая из историй вполне самостоятельна, но, только развиваясь параллельно с остальными, они обретают должную глубину и посыл. И, конечно, так появляется больше простора для главного в этой картине – действующих лиц.

Возвращаясь к ним: у каждого есть четко отведенная роль, архетип, как говорят на этот счет критики. Пьяница, Трус, Бандит, Леди, Падшая, и т.д. Одни строго соблюдают рамки и развиваются только в отведенных им пределах, фразами или поведением показывая зрителю, кто они есть на самом деле. Кроме того, они идеальным образом дополняют других персонажей, характерам которых предстоит настоящая эволюция.

Так, частично образы банкира, а больше бандита, игрока и, само собой, доктора-пьяницы формируются постепенно, открывая в себе новые грани личности, будь то отрицательные или положительные. С каждым эпизодом часть из них начинает все более явно демонстрировать свои лучшие качества, будь то человечность, сострадание, или жертвенность.

Яркий тому пример – доктор Бун (не зря Митчелл получил «Оскар» за эту роль). Поначалу он предстает перед зрителем неряшливым, хмельным типом, которого выгоняют из съемного жилья. Позднее он умудряется завести знакомство со всеми участниками поездки, и оказывается мягким, добродушным человеком. А после и вовсе берет себя в руки, становясь самым ценным, незаменимым пассажиром.

И ведь прочие персонажи не хуже! Как бы это ни избито звучало, но в них веришь, им сочувствуешь и за них переживаешь. В общем, оставляя дальнейшие рассуждения на долю серьезных критиков, подведем итог.

В «Дилижансе» нашлось место и приключениям той категории, которая свойственна вестернам, и легкой комедии, и, разумеется, драме. Роуд-муви, как сейчас это называется, в лучших его проявлениях, правдиво, но в то же время легко, а порой чуть наивно рассказывающий о серьезный вещах. Отменно показанный антураж, грамотно выстроенный и сбалансированный сценарий и непревзойденная актерская игра. Это замечательный фильм, который обязательно нужно посмотреть.

33
Начать дискуссию