{"id":3879,"url":"\/distributions\/3879\/click?bit=1&hash=3ae3cc7f0de7b3e8392a20caa7b030b077b14da533fc17553614433c391a1402","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}
Enkar Hadiv

Отзыв на «Бэтмен. Лечебница Аркхэм»

С момента создания человека-летучей мыши, в мае 1939 года, этот персонаж приобрел крайне богатую биографию, его типаж, его мотивы освещались в огромном количестве комиксов, сериалов, мультфильмов и полнометражных картин. О нем известно многое. И чем ближе к современности, тем глубже и мрачнее становился образ героя.

Не раз и не два сплывали подозрения в его безумии – так он походил на своих врагов, костюмированных сумасшедших, уверенных, что правда на их стороне, а Бэтмен – один из них, просто из-за упрямства не желающий признавать этого. Велись серьезные и продолжительные дискуссии на эту тему, создавались каноны и неканоны, однако наиболее ярко в этом вопросе, раскрытии Бэтмена с психологической точки зрения удалось двум вещам - документальному фильму «Бэтмен: психология Темного рыцаря» (2012) и комиксу «Бэтмен. Лечебница Аркхэм», несмотря на то, что последний – художественное произведение.

- На что мне безумцы? - сказала Алиса.

- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своем уме - и ты, и я.

- Откуда вы знаете, что я не в своем уме? - спросила Алиса.

- Конечно, не в своем, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась?

Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес».

Сюжет предельно прост – Джокер захватил психиатрическую лечебницу со всем ее населением и потребовал прибытия Бэтмена. Вспомнить прошлое, порассуждать о настоящем, чаю выпить, - и спасти заложников, конечно, если получится.

Это – первый слой. Вторым слоем идет трагическая история основателя лечебницы, Амадея Аркхэма, о сумасшествии его матери, о мученической смерти его жены и дочери, помешательстве его самого. И оказывается вскоре, что Амадей и Брюс удивительно схожи, началом пути к известности – трагедии, разрушившие и преобразовавшие их жизни. «Чтобы что-то создать, нужно прежде разрушить». И этот тезис они доказали собой. На первый взгляд, конечно, комикс предстает линейной, компактной историей в нехарактерной обертке из сочетания классического рисунка, психоделических коллажей, авангардных фотографий и смелых шрифтов.

Но, естественно, не все так просто. За переплетением двух сюжетов, разделенных временем, скрывается одно из самых сильных достоинств «Лечебницы» - щедро разбросанная авторами по страницам мистическая и эзотерическая символика, раскрывая которую, можно понять действия всех героев, их фобии, понять истоки их образов и архетипов.

Перед нами раскрывается гигантский культурный подтекст, вложенный в рядовой комикс о борьбе героя с злодеями: тут есть и сюрреализм, и мистицизм, построенный на смеси сакральной геометрии и карт Таро, десятки имен деятелей кино и театра, литературные и сценические приемы, основы психоаналитической философии Юнга и Фрейда…, отсылок настолько много, что можно ненароком и пропустить часть – в чем убеждаешься, заглянув в приложение, состоящего из большего количества страниц, нежели сам роман.

Но в первую очередь, «Лечебница» - драма. Как Амадея Аркхэма, шедшего по дороге добродетели, но под конец жизни запертого в собственном учреждении, превратившегося в убийцу, так и Бэтмена, простого человека с расшатанной психикой, существующего в мире алчности и зла, посвятившего себя изменению окружения к лучшему, но порой неспособного противостоять даже заурядному умалишенному с опасной бритвой в руке.

Ну а фоном к этому вновь поднимается и остается открытым вопрос о природе и границах нормальности и безумия. Ведь это с какой стороны посмотреть, не так ли? Как вариант: «Люди привыкли винить мир в том, что он безумен. На самом деле это не так. Мир — это четко отлаженный механизм, в котором все гармонично взаимодействует между собой. Это мы — люди, вносим в него жестокость, гнев, ненависть, бесчеловечность по отношению ко всему живому, не говоря уже о самих себе. Мы и есть то самое безумие».

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Golyakevich

Arkham Asylum как "Шоу Трумана" - в целом шедевр, но разваливается на части, если начать думать над сюжетом больше 30 секунд.
С другой стороны, у данного комикса в качестве компенсации странного сюжета всегда остается охренительный арт. Даже если не нравится то, что ты читаешь, разглядывать никогда не надоест.

Ответить
Развернуть ветку
DiNed

Комикс супер)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Жаворонков

Сценарий комикса помню мне понравилось читать больше чем сам комикс, там буд то больше деталей было.

Ответить
Развернуть ветку
Enkar Hadiv
Автор

Не уместилось все в итоговую версию)

Ответить
Развернуть ветку
Клуб фанатов Антона Логвинова

Уважаемые знатоки, кто читал «Бэтмен Металл» - подскажите, стоит почитать? У корешка 2 книги лежит просто (он сам не читал пока, говорит бери если хочешь)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Жаворонков

Попробовать можно. но вообще это тот ещё треш, но визуально оно выглядит красиво.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Маслов

Интересная обложка. Чем-то напомнила серию графических романов "Метабароны"

Ответить
Развернуть ветку
Happy Nazgul

Очень многослойный комикс, после которого интересно прочитать его ещё раз, т. к очень много отсылок на Фрейда, Юнга и т. д

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null