Отзыв на «Иччи» (2020)

Отзыв на «Иччи» (2020)

Якутские ужасы, вдохновленные работами Роберта Эггерса (напр., «Маяк»). Та же мрачность картинки, та же неспешность развития событий. Но с большим вниманием местным верования в злых духов. Что, собственно, и делает «Иччи» проще и предказуемее - во всем виноваты обитатели другого мира, что бы ни случилось.

Сыграли шутку и многочисленные западные ужастики с похожим сюжетом: по привычке ожидались всякие выпрыгивания, кровь, расчлененка - а тут ничего этого нет. Все условно и запутанно - так и действуют якутские духи. Не страшно, а просто непонятно.

Впрочем, если подумать, то страх-то все-таки есть. Бытовой аспект - долги, смерти близких, затаенная, а потом вылезающая наружу ненависть друг к другу, неизвестность будущего. Это пугает сильнее, а не призраки. И как раз недостаточность напряжения и испугов заставляет больше обращать внимание на многие другие детали в фильме.

Например, оказывается, что участники истории живут в проклятом месте, знают об этом, верют в это, но безо всяких объяснений не желают покидать это место. Ну а что? Все ж спокойно. Мало ли что проклято...Они рассказывают друг другу всякие страшные истории, нагнетая атмосферу, пугая себя самостоятельно, но в момент, когда случается мистическое, ведут себя почти что спокойно - случилось и случилось, бывает. И впрямь, жизнь в проклятом месте их закалила. Они ведут себя как дети: обвинили одного в том. чего тот не делал - убежал молча, обидевшись. Вторая молчит, не скажет ничего в оправдание первого. А третий просто невоспитанное мудило, которому все прощают родители. А сам ребенок здесь только в качестве немногословного приложения - но, по крайней мере, самостоятельно не лезет упрямо ни в какие места, куда соваться заведомо не нужно. Уже что-то.

Затем, есть множество стандартных и знакомых приемов: электричество гаснет на пустом месте, а потом включается, машины глохнут, словно НЛО рядом и проч. Духи играются с людьми, заставляя их видеть то, чего нет, ошибаться и самостоятельно творить зло, собственными руками. Но зачем показывать это так шаблонно? Почему не сделать так, как в финале - рвано, путано, в стиле «отчаянного путешествия», скачков во времени, с появлением неких деталей, которые раньше никому не были известны, но прямо сейчас становящимися очень важными. Непонятно, да, зато лучшая часть фильма.Собственно, такими являются последние тридцать минут, очень атмосферные, безо всяких монстров, с одним лишь окружением, внезапно начинающим вести себя странно и опасно, с энтической музыкой, играющей на нервах в хорошем смысле этого слова.

И, собственно, тут, наконец, есть объяснение, из-за чего вся суматоха и беготня по ночному лесу произошла. Все дело, как обычно, в человеческой неразумности и злобе к ближнему. А духи тут как тут, помогли отомстить угнетенному. Или же нашли слабую душу, впустившую их в наш мир. И на них фильм и заканчивается. При этом «Иччи» нельзя назвать плохим фильмом. В нем нет накала какого-то или надрыва. Как в том же «Маяке», например. Нет особо запоминающихся или поражающих моментов в целом - степенная картина, лишь в финале слегка напрягающаяся.

Но в нем чувствуется душа. Причем, своя, отечественная, если можно так выразиться. И мифология опять же, злые духи, обитавшие в этих местах еще во времена, когда люди только в племена начинали объединяться. Дня них мы - помеха. И способ взаимодействовать с этим миром. Этот момент и показан в фильме. Пусть несколько коряво, и не все поймут и примут. Однако же.

99
Начать дискуссию