Мнение: «Распознавание образов» Уильям Гибсон.

Мнение: «Распознавание образов» Уильям Гибсон.

Чем ближе текст автора к реальности, тем быстрее устаревает этот текст - это можно возвести в тезис по отношению к Гибсону.

Взять «Периферийные устройства». Местное будущее без пяти минут наше настоящее (без учета второго мира, который в будущем подальше).

В «Распознавании» нет киберпанка, есть только нечто вроде триллера и детектива, где персонажи пользуются теми технологиями, которые вышли из обихода десяток с лишним лет назад. И потому излюбленная акцентность автора на деталях конкретно здесь сыграла с ним злую шутку. Текст не выглядит, как описание событий, которые были в недавнем прошлом. От текста прямо-таки веет старостью.

При этом, роман вышел первым на тему 9/11, той самой трагедии, после которой тревожность нации повысилась. Но влияние этой темы на сюжет минимально, а внимание смещено на совсем иные вещи. Которые, как ни читай, как не терпи изрядную занудность текста, не воспринимаются всерьез.

Главная героиня Кейс Поллард - специалист по брендам, способный определить популярность логотипа компании. Сюжет основан на авангардном фильме, поиск всплывающих в Интернете фрагментов которого становится главной задачей ее и целого ряда других персонажей.

Только вот проблема: кому, если так подумать, сдались куски некоего видео? Что есть они, что нет, полно других, похожих и не очень, и дальше будет еще больше, самых разных, на любой вкус. В чем смысл носиться конкретно с этими кусками? Они скрывают в себе некое глубокомысленное откровение?

Так ведь (спойлер!) не скрывают. Финал совершенно не запоминается, его словно не существует. Все просто заканчивается.

Разумеется, у книге хватает всяких бытовых моментов, прописанных как минимум увлекательно. Разные люди, разные характеры и манера говорить, разное окружение. Не замечаешь, как целые главы текста прочитываются влет.

А в целом, «Распознавание образов» описывает современное общество и тягу людей находить смыслы там, где их нет. Поднимаются вопросы соотношения искусства и коммерции путем осмысления прошлого. Это, конечно, хорошо и важно, вот только... КАК это преподнесено? Именно к этому основные претензии.

33
3 комментария

Хорошо, что из этой трилогии купил только "Страну призраков"... Прочитаю и распрощаюсь с Вилли.

Ответить

Прошлые его трилогии вполне хороши, а эту можно смело пропускать, и ничуть не расстраиваться, что "не собрал всего Гибсона"

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить