"Лакричная пицца": история о 70-ых, которая как никогда актуальна в 2022

Отзыв человека, для которого это первый фильм Пола Томаса Андерсона.

"Лакричная пицца": история о 70-ых, которая как никогда актуальна в 2022

"Лакричная пицца" попала на мои радары из списка претендентов на "Оскар", а не из-за любви к творчеству режиссёра. "Нефть" и "Мастер" всё ждут своего часа, а вот картина про беспечную подростковую (почти) любовь пришлась как раз в настроение последних дней.

Химия, которой так не хватало.

Вся история — это отношения двух людей. Друг с другом, с собой и с происходящим на фоне миром. В современных сообществах их бы точно назвали токсичными. Я назову их эмоциональными. Манипуляции, ревность, не облегчающая ситуацию разница в возрасте. Во множестве отзывов главные герои с ног до головы не понравились зрителям, и есть за что. Их совместное будущее кажется нереальным, но для фильма оно и не важно. Важна лишь история здесь и сейчас, потому что именно этим принципом живут Алана и Гэри.

Такой химии, как между актёрами "Лакричной пиццы", экраны не видели давно. Актёры не играют, а живут внутри кадра. В сценах, где пара остаётся наедине, сексуальное напряжение нарастает до предела. Примечательно, что близкие отношения показываются не через постоянный тактильный контакт, объятия и поцелуи, а через его недоступность.

"Лакричная пицца": история о 70-ых, которая как никогда актуальна в 2022

Купера Хоффмана совсем не хочется сравнивать с отцом (Филиппом Сеймуром Хоффманом), потому что в дебютном фильме он реализовался как сильнейшая актёрская единица. То же самое можно сказать и об Алане Хайм, для которой это первый большой фильм.

Из-за ностальгических мотивов многие проводят параллели между "Лакричной пиццей" и "Однажды в Голливуде" Тарантино. Но есть ощущение, что именно благодаря неизвестным актёрам в ретро-атмосферу Андерсона проще поверить.

Фильм без сценария.

То, что "Пицца" номинирована в категории "Лучший сценарий" — явление интересное. История в ней строится не как привычная драма с назревающим конфликтом, а больше похожа на влог пары из 70-ых: рутина, мелкие склоки, открытие бизнесов на коленке и безуспешные попытки выбиться в люди. Жизнь как она есть. Все второстепенные герои и сюжетные решения без труда могут быть заменены другими или даже убраны.

Больше всего стиль повествования схож со "Страной садов" Зака Браффа. Но если в последней протагонист всё же претерпевает личностные изменения, то герои "Лакричной пиццы" приходят в последнюю сцену примерно такими же людьми, какими были в первой.

Бензина нет, но вы держитесь.

Как режиссёру удалось показать любовь через отсутствие прикосновений, так и история Америки 70-ых подаётся не через громкие сцены войны и демонстраций, а через всё те же бытовые мелочи. Глохнущие посреди дороги машины и отсутствие поставок для бизнеса — это не катастрофа, а всего лишь "ещё один день". И это отлично совпало с происходящим в мире сегодня.

В целом, фильм оставляет после себя ощущение беззаботности и неловкой первой любви. Всё: от героев до стиля повествования напоминает, что можно просто жить свою жизнь — без дедлайнов, достигаторства и даже без знания кем ты хочешь стать, когда вырастешь.

А происходящие на фоне кризисы и войны как бы говорят: и это пройдёт.

55
1 комментарий

Посмотрел фильм после этой статьи. Мне понравился.

3
Ответить