Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 4-6

Но иногда бывают такие люди... Это я про Чувака говорю.
Но иногда бывают такие люди... Это я про Чувака говорю.

Урок 4. Не скажу, что "герой", потому что, что такое герой?

Когда-то в кино было время, когда хорошие парни носили белое, а плохие - черное, и их моральное поведение было таким же ветхозаветным, как и их шляпы. Но, конечно, это быстро надоело. В наши дни наше серое вещество гораздо больше интересуют серые зоны. В ответ на эту дидактическую галантерею в кино вскоре стали появляться "антигерои" - то есть те, кто, возможно, не является на 100 процентов морально устойчивым, но кому мы, тем не менее, симпатизируем, потому что сами мы в моральном отношении ближе к Сильверу, чем к Одинокому рейнджеру.

В середине ХХ века, возможно, как реакция на три крупные войны и ужас, который они породили, а также на темную сторону растущей урбанизации, возник антиутопический жанр нуар. Нуар характеризовался сильной мужской личностью, которая была в некотором роде антисоциальной, но при этом оказывалась морально на голову выше окружающих. Сегодня эти так называемые антигерои повсюду в Голливуде.

Однако эти персонажи являются антигероями только в аффекте. Хотя одежда героев нуара, как правило, черного цвета, они все равно проповедуют строгую интерпретацию белой ковбойской морали - а именно, что работа героя заключается в том, чтобы выйти в мир и сделать все возможное, чтобы "поступить правильно, чего бы это ни стоило".

И наоборот, Чувак (одежда которого, что показательно, имеет тенденцию к земляным тонам), возможно, является единственным настоящим антигероем в истории кино. Почему? Потому что он абсолютно, безоговорочно негероичен. В то время как большинство героев вначале отличаются самодовольством, в конечном итоге их побуждает к действию суровая необходимость. Чувак - полная противоположность: Хотя мы узнаем, что в молодости он был активистом борьбы за гражданские свободы, за прошедшие десятилетия он практически ничего не сделал. "В последнее время моя карьера немного замедлилась", - замечает он без тени грусти. Всякий раз, когда в его жизни появлялся "призыв к действию", Чувак позволял своему автоответчику принять сообщение. События "Большого Лебовски" - это, пожалуй, единственное, что он действительно "сделал" со времен студенчества. Только это даже не его выбор. Другие, по сути, заставили его действовать.

Возможно, поначалу мы должны были смеяться над ним; но, учитывая то, что нам приходится рассматривать в фильме относительно так называемого героизма бывших военных и бизнес-титанов, оказывается, что спокойный, абсолютно пассивный подход Чувака к жизни на самом деле может быть совершенно героическим крестовым походом. Отчасти проблема в том, что активизм - это тяжелая работа. Но, с другой стороны, дудеизм - это крестовый поход, который обычный человек может легко включить в свою жизнь. И хотя некоторые могут счесть это эгоистичным образом жизни, то, что сейчас известно социологам о природе счастья, говорит об обратном. Простой пример самодовольства и неагрессии оказывает мощное успокаивающее воздействие на всех, с кем мы контактируем. Другими словами, Чувак - это очень заразная форма заразной легкости. Заметьте, сколько привязанности вызывает Чувак у всех, кто его окружает - он даже приносит утешение людям-"паракватам" и известным порнографам.

Старик, ну на ковер же зачем?
Старик, ну на ковер же зачем?

Урок 5. Вот что ценно на самом деле.

Не будем ходить вокруг да около Буша. Фильм начинается с того, что Буш-старший объявляет войну Ираку. Несмотря на все философские и идеологические заявления, если "Буря в пустыне" и была чем-то особенным, так это "чертовыми деньгами". И в этом нет ничего странного. Деньги - один из главных столпов цивилизации. Вас удивляют наши ярусы? Надо кормить монолит.

Кстати это подчеркивается в конце фильма собственным заявлением Уолтера Собчака о том, что война в Персидском заливе была "все из-за нефти". Возможно, это был первый коммерческий фильм, который открыто провозгласил эту идею. Фильм "Три короля" и знаменитая сцена с Марком Уолбергом, которого заставляют пить нефть, вышли годом позже. Возможно, именно поэтому утверждение Уолтера заглушается звуками боулинга: Люди еще не были готовы принять эту идею.

В фильме "Большой Лебовски" персонажи могут пропагандировать ценность труда, героизма, свободы, истории, ценности производства, чувств и так далее, но на самом деле все они стремятся к большим деньгам и власти. "Где деньги, Лебовски?" - рефрен, лежащий в основе всей этой дикой 118-минутной поездки, даже если он замаскирован всеми разновидностями конкурирующих философий, стилей жизни и этических деклараций. Ну, все, кроме, конечно, Чувака. Все, чего он явно хочет, - это вернуть свой коврик (бандиты помочились на него перед уходом). Однако даже этот скромный фрагмент материального желания в итоге приносит ему всевозможные несчастья.

Таким образом, Чувак являет собой пример возвышенной обыденности и смирения, к которым мы все можем стремиться, если хотим получить удовольствие от этой истории, которую вы сейчас увидите. Если посмотреть через длинную (и широкую!) линзу истории, каждый человек поразительно обычен. Слова прото-чувака Оскара Уайльда кажутся особенно уместными в кегельбане, украшенном многочисленными мотивами "гуги" (стиль архитектуры и дизайна США, зародившийся на юге Калифорнии в конце 1940-х. Характерные черты: обилие неона и никеля, изогнутые формы): "Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звёзды.“ (Оскар Уайльд. "Веер леди Виндермир").

Как бы подготавливая сцену для этого дудеистского идеала, начальные титры, возможно, являются одним из самых красивых балетов обыденности, когда-либо снятых на пленку. Постоянная армия статистов в замедленной съемке демонстрирует широкий спектр повседневных людей, весело проводящих время. При всей красоте, гриме и стильности, присущих кинематографу, легко забыть, что мы на самом деле эти боулеры, а не драматические герои или злодеи. И спасибо Чуваку за это. Звучит изнурительно.

Ты не в своей стихии, Донни.
Ты не в своей стихии, Донни.

Урок 6. Ты как ребенок, который забрел в середину фильма.

Оказывается, бандиты приняли Чувака за другого Джеффри Лебовски, миллионера, жена которого задолжала деньги их боссу, порномагнату по имени Джеки Трихорн. На следующий день Чувак рассказывает историю с ковром своему воинственному лучшему другу, ветерану Вьетнама, Уолтеру, который предлагает ему попытаться получить компенсацию от того парня, на чей ковер он должен был помочиться в первую очередь. Знаете, как в Библии. Ковровая компенсация. Моча за мочу.

Пока они спорят об этом, их товарищ по команде боулинга Донни продолжает спрашивать, о чем они говорят. Уолтер ругает его за то, что он не в своей тарелке. "Ты как ребенок, который забрел в середину фильма!" - говорит он, не желая вводить его в курс дела. У Уолтера нет никаких причин для такого нетерпения, кроме того, что он отчаянно хочет немедленно исправить то, что считает делом чрезвычайной важности. Другими словами, он - герой боевика в классическом смысле этого слова. Нет времени на споры. Мочите!

Только проблема в том, что это не дело чрезвычайной важности. Это всего лишь пятна мочи на ковре.

Мы все как дети, которые забрели в середину фильма - каждый момент нашей жизни. Наши жизни - это истории бесконечной сложности. Слишком часто лучшее, что можно сделать, это просто сказать: "К черту, пойдем играть в боулинг", вместо того чтобы провести линию на песке и установить закон. Если бы Уолтер и Чувак просто признали это с самого начала, ничего из последующих неприятностей не произошло бы. Если мы чему-то и научились в фильме "Большой Лебовски", так это тому, что когда мир дает тебе пинка, не надо давать сдачи. В большинстве случаев лучше отступить и попытаться насладиться цикличностью бытия.

Авторы: их архичувачества Оливер Бэнджамин и Дуэйн Ютси

Перевод: преподобный Деня Нейман (Денис Новиков)

1.5K1.5K показов
254254 открытия
11 репост
3 комментария

"Вас удивляют наши ярусы? Надо кормить монолит." - не совсем понял данного выражения

Ответить

Я сначала думал, что это какое-то устойчивое выражение. Но нет. Ни фига. Видимо это символизм авторов. Ярусы - это столпы цивилизации, основанной на деньгах. Сама цивилизация - монолит, который надо кормить войнами для получения ресурсов и соответственно денег. Что-то типа того.

Ответить

Лучше чем, "Чужой. Завет".

Ответить