Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

Урок 7. Идите по нехоженым тропам.

Чувак следует совету Уолтера и посещает миллионера Лебовски. Перед встречей помощник миллионера Брандт проводит для Чувака экскурсию по "различным благодарностям" мистера Лебовски, висящим на стене его кабинета, и все они так или иначе упоминают слово "достижение". Очевидно, что это резко контрастирует с жизнью нашего героя Джеффри Лебовски без достижений. Однако вместо того, чтобы расстраиваться по этому поводу, становится ясно, что Чуваку все равно. Несмотря на эту редкую возможность увидеть, какие богатства и почести он мог бы получить, если бы занимался собой в колледже вместо того, чтобы курить "тайскую палочку" и "занимать различные административные здания", Чувак кажется вполне довольным своим выбором. Стихотворение Роберта Фроста "Непройденный путь" говорит о том, что жизнь полна развилок дорог и что мы должны быть довольны сделанным выбором. Это почти ницшеанская позиция, которую мало кто из нас способен реализовать.

Следует отметить, что немецкий философ Фридрих Ницше представлял себе приход нового типа человека, ubermensch (сверхчеловека или супермена), который освободится от уз религиозной и культурной обусловленности и будет действительно мыслить свободно. Он также обращался к идее "вечного повторения", когда все события будут происходить снова и снова в нашей вселенной, признание чего должно внушать не ужас, а форму удовлетворения, по крайней мере, "великим" людям. Хотя и фашисты (как тот другой Лебовски), и нигилисты (как Ули) отстаивали идеи Ницше, большинство ученых утверждают, что ни те, ни другие не поняли его идей должным образом. Мы думаем, что Ницше был бы впечатлен Чуваком, хотя он и действительно свободный мыслитель, и в то же время кажется полностью довольным всеми событиями в своей жизни, какими бы неприглядными они ни казались другим.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

Урок 8. Нигилизм утомляет.

Конечно, Большой Лебовски со злостью отказывается возместить Чуваку деньги за испачканный ковер, называя его "бездельником". Но вместо того, чтобы тратить силы на борьбу с этим, Чувак говорит: "К черту" и уходит. Несмотря на то, что его отчитали, у него хорошее настроение. Он все равно берет из дома ковер и начинает флиртовать с сексуальной молодой женщиной в бикини, загорающей у бассейна.

Но на самом деле это оказывается Банни, жена Лебовски, та самая, из-за которой начались все неприятности: она задолжала деньги Джеки Трихорну! Она не только пикантно кокетничает с Чуваком, но и бесстрастно указывает на своего парня, который пьяным вырубается в бассейне. Он нигилист, объясняет она: "Ему на все наплевать". "О, это, должно быть, утомительно", - отвечает Чувак, подшучивая над его бессознательным состоянием. Но дело не только в этом - хотя Чувак резко контрастирует с большими всеобъемлющими идеологиями ХХ-го века, он также отделен от их уничтожающей противоположности, нигилизма: веры в то, что ничто ничего не значит.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

После того, как наука ХХ-го века окончательно пробила шины у религии, а затем две мировые войны сползли по шортам науки, представление о том, что жизнь абсолютно бессмысленна, утвердилось среди некоторых наиболее чувствительных членов западного общества. Тем не менее, представление о том, что "ничто ничего не значит", настолько противоречит повседневному человеческому опыту, что только немецкие философы, мистические гуру и готы-подростки смогли убедительно провести его.

В отличие от тех, кто, подобно уберкапиталисту Лебовски, придерживается статичных философий, высеченных в камне, или от их коллег, таких как Ули Кункель, которые исповедуют нигилистический постмодернизм, угрожающий ликвидировать все структуры и человеческие достижения, Чувак просто говорит: "К черту" и отказывается от спора. С точки зрения дудеистов, жизнь - это жидкость, переливаемая из временного контейнера во временный контейнер. Это явно прагматичный подход к осмыслению этого странного фильма, в центре которого мы все оказались. Что ты пьешь, чувак? Естественно, в основном чуть того и чуть этого.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

Урок 9. Может, ты просто успокоишься, чувак?

До сих пор в фильме было два примера того, чем Чувак не является: Он не идеолог и не нигилист. Теперь мы видим еще один яркий пример не-Чувака - его лучшего приятеля, Уолтера Собчака. Говорят, противоположности притягиваются - этот универсальный принцип, очевидно, лежит в основе этой маловероятной дружбы.

Слабость Уолтера - не тщеславие (как у другого Лебовски), не пустота (как у Ули) - скорее, это насилие. В боулинге Уолтер отстаивает все, что для него свято, направив пистолет на соперника, который не согласен с утверждением Уолтера, что его палец соскользнул за линию во время поворота. Это настолько возмутительная реакция на столь незначительное нарушение, что мы завываем от смеха. Однако подобные чрезмерные реакции случаются каждый день, и они вызывают вопли другого рода. И часто именно мы размахиваем образным огнестрельным оружием. Неконтролируемый гнев делает из каждого из нас мудаком.

Чуваческий Завет. Глава 2. Уроки жизни по Лебовски. Уроки 7-9

Когда они покидают переулок, опережая полицию, Чувак умоляет Уолтера "полегче, чувак!". Это фраза, которая будет повторяться в разные моменты на протяжении всего фильма - одна из самых определяющих фраз Чувака. Хотя это старая заезженная фраза хиппи, сегодня она актуальна как никогда. Несколько десятилетий амбиций и рвения "сделать все" заслонили тот факт, что вся цель нашего общества должна была заключаться в том, чтобы помочь нам "не напрягаться". Явно отражая индивидуализм, идеализм и амбиции эпохи Рейгана, Уолтер, кажется, отвергает это как непрактичное. "Неужели никому нет дела до правил?" - кричит он. Здесь можно возразить ключевым утверждением из Нового Завета: "Правила были созданы для человека, а не человек для долбаных правил". Или, перефразируя Вольтера: "Идеал - враг чувака" ("Суббота создана для человека, а не человек для субботы". Библия, Евангелие от Марка 2:27; "Идеал - враг добра". Вольтер, "La Begueule", 1772).

Чрезмерное внимание к справедливости и возмездию привело к тому, что некоторые эксперты называют "веком прав". Это одна из причин, по которой многие из нас постоянно испытывают гнев. Однако последователи Чувака должны воспринимать эти начертанные на песке линии не как провокацию, а скорее как полезные предложения. Тогда мы сможем исполнить пророческое обещание наших дудеистских предков и вступить в настоящую "Эпоху просвещения". Как говорит Чувак: "Это просто игра, чувак". С таким же успехом он мог бы говорить не об уставе лиги, а о самой жизни.

Авторы: их архичувачества Оливер Бэнджамин и Дуэйн Ютси

Перевод: преподобный Деня Нейман (Денис Новиков)

1.2K1.2K показов
210210 открытий
11 репост
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить