По уши в паутине - обзор Spider-Man vs the Kingpin (Sega Mega Drive)

По уши в паутине - обзор Spider-Man vs the Kingpin (Sega Mega Drive)

Из всех героев комиксов, мало кто может похвастаться таким успехом, как Человек-паук. Большинству нужны десятилетия для того, чтобы обрести популярность и завоевать любовь читателей, но Питер Паркер почти мгновенно стал одним из флагманских персонажей молодого издательства Marvel. При этом стоит учитывать, что зачастую супергерои, бывшие популярными на старте, быстро лишались внимания публики, следовавшей за переменчивой модой. Паучок - не из таких. С шестидесятых и до наших дней, герой в красно-синем трико пользуются любовью многомиллионной публики, следящей за его взлётами и падениями. Комиксы, книги, мультсериалы, игровые сериалы, кинофильмы, полнометражные мультфильмы - навряд ли можно найти хоть одну часть медиапространства, где он не успел свить свою сеть. И само собой, видеоигры не стали исключением.

Обложка европейской версии. По ней игра озаглавлена просто "Spider-Man".
Обложка европейской версии. По ней игра озаглавлена просто "Spider-Man".

В начале девяностых, когда фирма Sega начала серьёзную борьбу за первенство на рынке домашних игровых консолей, у Паучка уже было за плечами несколько интерактивных приключений, однако увлекательными экшенами их не назвать. Примитивная аркадка с Atari 2600 и несколько весьма невзрачных игр на домашних компьютерах — вот и всё портфолио Человека-паука на тот момент. Но с приходом Sega всё в корне изменилось — американское подразделение как раз начало маркетинговую кампанию Genesis Does, в которой ставка была на игры по узнаваемым лицензиям —спортивные симуляторы с участием реальных атлетов, платформеры с персонажами Уолта Диснея и адаптации нашумевших кинолент. Само собой, в ней нашлось место и шестнадцатибитному приключению, словно сошедшему со страниц комиксов.

Анонимный гражданин, не вылезающий из телевизоров
Анонимный гражданин, не вылезающий из телевизоров

Сюжет в игре весьма незамысловат, однако в отличие от большинства платформеров тех лет, вполне неплохо раскрыт. В один прекрасный день предприниматель Уилсон Фиск, известный в криминальных кругах как Кингпин (а поклонникам мультсериала девяностых как Амбал), внезапно объявился на телеэкранах и заявил, что Человек-паук заложил где-то в городе сверхмощную бомбу, которая должна рвануть в течение суток, и пообещал награду в 10 тысяч долларов за поимку арахнида. Что самое странное, при этом Фиск представился как «анонимный доброжелатель», хотя по идее его в городе знает каждая собака. Всё равно, что если бы Илон Маск выступил по ТВ с анонимным обращением, при этом не скрывая лица и голоса. Как бы то ни было, Питеру теперь нужно спасти родной Нью-Йорк, попутно ловя преступников, уходя от полиции и избегая случайных желающих подзаработать. Усугубляет его и без того нелёгкое положение ещё и то, что Кингпин нанял для этой операции целую ораву классических злодеев, по сути натравив на Паука очередной состав Зловещей Шестёрки.

На огонёк заглянул доктор Курт Коннорс
На огонёк заглянул доктор Курт Коннорс

Большая часть сюжета подаётся между уровнями в виде сопровождаемых статичными картинками диалоговых вставок, основная задача которых сводится к тому, чтобы объяснить куда мы пойдём дальше и кого мы там можем встретить. Не считая ляпа с «анонимным» Фиском, сценарий в игре вполне соответствует духу комиксов того времени и придаёт происходящему известную долю аутентичности, давая понять, что перед нами игра-комикс, а не просто очередной платформер в «паучьей» шкуре. Вышеупомянутые статичные картинки тоже неплохо выдерживают стилистику комикса, да и фанаты вышедшего парой лет позже мультсериала с Fox Kids тоже почувствуют себя как дома.

Не спрашивайте, за что именно здесь цепляется паутина, ответить я всё равно не смогу.
Не спрашивайте, за что именно здесь цепляется паутина, ответить я всё равно не смогу.

Что же до графической составляющей в остальной игре, то здесь далеко не всё так благолепно. Из однозначно положительных моментов нельзя не отметить хорошую колоризацию - очень важный параметр для консоли, которая одновременно может выводить на экран только 64 цвета. Спрайты персонажей прорисованы в целом неплохо, и держат стилистику, однако в некоторых из них встречаются огрехи и неаккуратности. А вот однозначным минусом визуала являются анимации, которые, подобно промышленным предприятиям, страдают от кадрового голода. Малое количество кадров, вызванное, вероятно, экономией места на картридже, приводит к тому, что все движения выглядят рубленными и резкими.

В те времена картриджи с большим объёмом памяти были заметно дороже по себестоимости, так что разрабы зачастую старались свести размер ROM-файла к минимуму, экономя на графических ресурсах. Со временем комплектующие дешевели и в последние годы жизненного цикла консоли средний объём данных на картриджах стал выше раза в четыре. К тому же, освоившись с железом, игроделы разрабатывали различные методы сжатия и распаковки, позволявшие им уместить ещё больше ресурсов. Таким образом рубленые анимации стали своего рода фирменной чертой ранних игр платформы. Впрочем, на мой взгляд, в Spider-Man vs The Kingpin анимации очень рубленые даже для тех времён. Могу лишь предположить, что это связано с тем, что в игре очень много уникальных спрайтов врагов. Обычно для экономии времени и ресурсов в те времена было принято вносить разнообразие в «бестиарий» при помощи техники palette swap - создавалось несколько подвидов одного и того же врага, использовавших один и тот же спрайт, которому прописывались разные цветовые палитры. Четыре таких «перекрашенных» персонажа занимали в памяти ROM-файла немногим больше места, чем всего один, и уж точно гораздо меньше четырёх уникальных спрайтов. В данной игре эта техника не используется, и все виды противников встречаются только в одной ипостаси, с грехом пополам оправдывая недостатки анимаций.

Полиция нью-йоркщины как она есть: пока какой-то забулдыга отнимает сумочку у старушки, ППСник занят избиением Человека-паука.
Полиция нью-йоркщины как она есть: пока какой-то забулдыга отнимает сумочку у старушки, ППСник занят избиением Человека-паука.

Что оправдать куда сложнее, так это музыку. Саундтрек в игре выполнен на печально известном звуковом драйвере GEMS (Genesis Environment for Music and Sound), заслужившем немало критики co стороны поклонников «мегадрайва». Многие американские разработчики отдавали ему предпочтение ввиду простоты в эксплуатации, однако звучание его в большинстве случаев оставляло желать лучшего, а в некоторых так и вовсе наводило на мысль, что оглохнуть было бы не так уж и плохо. Именно этот драйвер в ответе за распространённую среди американских геймеров дурную репутацию звукового чипа консоли.

Справедливости ради, некоторым композиторам удавалось преодолеть недостатки GEMS путём умелого составления мелодий - работы Томми Талларико и Говарда Дроссина до сих пор вспоминают с теплом. Однако в разработке данной игры они не участвовали. Впрочем, было бы нечестно сваливать все недостатки музыкального сопровождения на один лишь драйвер —даже в отрыве от него композиции здесь весьма странноваты и в лучшем случае остаются незамеченными, а в худшем вызывают недоумение. Использование же GEMS просто придаёт их звучанию дополнительной абразивности.

Мини-босс первого уровня - мужик на автопогрузчике. Кто он? Почему он ступил на кривую дорожку? На этот вопрос вряд ли ответил бы даже сам Стэн Ли.
Мини-босс первого уровня - мужик на автопогрузчике. Кто он? Почему он ступил на кривую дорожку? На этот вопрос вряд ли ответил бы даже сам Стэн Ли.

Но на фоне сносной графики и несуразной музыки лишь сильнее выделяется главное достоинство этой игры —геймплей. Многие тайтлы по лицензии, как до, так и после, ограничивались тем, что просто копировали проверенную временем формулу игрового процесса, никак не подстраивая его под сюжет и персонажей. Замени их на любые другие - и ничего не изменится. За примерами далеко ходить не надо - The Adventures of Batman and Robin, Bram Stoker's Dracula, Wayne's World и иже с ними. Некоторые игры так и вовсе изначально не имели к задействованным в них персонам никакого отношения, например Yo, Noid и Batman (NES). Spider-Man vs The Kingpin - не из таких. Пусть это и не лучший экшен-платформер на консоли, именно здесь по-настоящему начали раскрывать все аспекты героических будней Человека-паука и представить в этой игре какого-либо другого героя попросту невозможно.

Питер угодил в КПЗ. Увы, выбраться оттуда он сможет только насильственным путём.
Питер угодил в КПЗ. Увы, выбраться оттуда он сможет только насильственным путём.

Хотя на первый взгляд игра мало чем отличается от коллег по цеху. Расклад кнопок по умолчанию стандартен для платформы —прыжок на С, удар на В, паутина и прочие интересности на А. Но, как говорят во вселенной Marvel, Мефисто кроется в деталях. Та же кнопка прыжка, если её повторно нажать и удерживать рядом с какой-либо поверхностью, позволит Питеру свободно карабкаться по ней. Кнопка паутины по умолчанию просто выпускает во врага порцию сети, однако если зажать её в прыжке, то Паук начнёт раскачиваться на паутине как на тарзанке, при этом покрывая немалое расстояние. Помимо паутины, на эту кнопку назначено несколько других функций, смена которых доступна из меню паузы. Первая из них - паутинный щит, который поглощает определённое количество урона, прежде чем исчезнуть. Весьма полезен в боях с боссами, но есть один весомый минус - если воспользоваться паутиной, то щит пропадёт сразу. Функция вторая - фотоаппарат, о котором я расскажу ниже. Третья - возвращение в квартиру четы Паркеров, где Питер может отдохнуть и восстановить здоровье, при этом ускоряя время на игровом таймере. И кстати о нём...

Меню паузы
Меню паузы

Система жизней в игре отсутствует как таковая. Вместо неё даётся таймер, отсчитывающий двадцать четыре часа с начала игры. Одна реальная минута навскидку равна примерно трём внутриигровым. Лишившись здоровья, Паук очнётся в обезьяннике ближайшего полицейского участка, где даётся выбор либо окончить, либо продолжить игру. В первом случае игрока ждёт возврат в главное меню, во втором же Питер пудовым кулаком лишит сознания сотрудника правоохранительных органов и сбежит из-под стражи. Каждый экскурсия по декорациям телесериала «Убойная сила» занимает два часа внутриигрового времени и перезапускает крайний непройденный уровень. Последнее верно и для отдыха в родных стенах, но это не так печально сказывается на таймере. Нужно ли говорить, что как только отпущенные на всё про всё сутки подойдут к концу, игра тут же окончится. Однако лично у меня такой ситуации ни разу не возникло, и на мой взгляд, игра весьма благосклонна в том, что касается ошибок игрока. Помимо визита на квартиру Паркеров, шкалу здоровья можно пополнять за счёт раскиданных по уровням бонусов. Таким же образом можно пополнять и шкалу паутины, однако с ней всё обстоит намного интереснее.

Несмотря на уютный ремонт, обставлена квартира Паркеров так себе - никакой мебели. Боюсь спросить, где приходится спать бедняжке Мэри Джейн.
Несмотря на уютный ремонт, обставлена квартира Паркеров так себе - никакой мебели. Боюсь спросить, где приходится спать бедняжке Мэри Джейн.

Для поклонников персонажа не секрет, что паутина Человека-паука — это на самом деле изобретённый Питером химический состав, подаваемый через особые устройства, закреплённые на запястьях. И игра подчёркивает это весьма оригинальным образом, потому как между уровнями паутина пополняется за счёт... денег. Чем больше на уровне заработано вечнозелёных у.е., тем больше паутинного состава будет у Питера в начале следующего. А как их заработать? Правильно, при помощи упомянутого выше фотоаппарата. Причём фотография фотографии рознь - старый скряга Джей Джона Джеймисон как следует раскошеливается только за снимки необычных явлений и отъявленных суперзлодеев, причём только по одному разу. Повторы, а также кадры куда более обыденных вещей, вроде городских пейзажей, складских помещений или вооружённых бандитов, дают мизерный доход в пять долларов за штуку, так что игроку нужно быть избирательным в плане целей для своего объектива. На каждом уровне по умолчанию можно сделать три фотографии, плюс иногда можно найти дополнительную плёнку, что позволяет сделать ещё один снимок. Сэкономленная плёнка между уровнями не переносится, так что жалеть её тоже не стоит. Зато переносятся деньги, не потраченные на пополнение запасов паутины, что куда важнее и полезнее.

За свой собственный снимок старик Джей-Джей-Джей платит полсотни баксов, что в два раза больше, чем за снимок мутанта в канализации. Хотя на взгляд Питера, разницы никакой.
За свой собственный снимок старик Джей-Джей-Джей платит полсотни баксов, что в два раза больше, чем за снимок мутанта в канализации. Хотя на взгляд Питера, разницы никакой.

Все уровни кроме предпоследнего заканчиваются схваткой с тем или иным суперзлодеем, причём зачастую не одним - иногда перед ним предстоит одолеть куда более прозаичного минибосса, а в паре случаев на огонёк заглядывает Веном, чисто чтобы поотравлять Питеру жизнь. Нахрапом их не взять —к каждому боссу нужен свой особый подход. Но стоит его найти, как злодеи побеждаются без особого труда. Исключением из этого правила является финальный босс, который прилагает все усилия к тому, чтобы испортить всю игру.

В те времена, когда была сделана игра, Мэри Джейн и Питер состояли в счастливом браке. Потом это изменилось, причём бракоразводный процесс был крайне оригинальным - Питер буквально продал их брак Сатане (а вернее его полномочному представителю, Мефисто).
В те времена, когда была сделана игра, Мэри Джейн и Питер состояли в счастливом браке. Потом это изменилось, причём бракоразводный процесс был крайне оригинальным - Питер буквально продал их брак Сатане (а вернее его полномочному представителю, Мефисто).

Во-первых перед ним предстоит повторно схватиться с Ящером, Хобгоблином и Веномом. Да, после них можно восполнить здоровье и паутину из пауэрапов, но не факт, что этого будет достаточно. Во-вторых, удары пудовых кулаков Фиска не только наносят ощутимый урон, но и отбрасывают Питера назад. Сам он, при этом, получает урон только получая по башке, попасть по которой —та ещё задачка, ибо хитбокс у оной головы явно маловат. В третьих и главных —во время боя с ним также нужно следить за механизмом, к которому привязана похищенная Мэри Джейн. Если время от времени не стопорить его паутиной, то Мэри Джейн устроят кислотную ванну, что, скорее всего, негативно скажется на её карьере топ-модели и их с Питером семейной жизни. И на сладенькое —в случае гибели Питера или Мэри Джейн, игра просто закончится. Никакого перезапуска уровня, никакого минуса к таймеру —бомба обезвреживается сразу перед боем —просто Game Over. Конечно, это немного компенсируется тем, что более-менее прошаренный игрок может перепройти игру за полчаса, но неприятный осадок никуда не девается. Также, у меня один раз вышел курьёзный случай, когда мне удалось победить Фиска, но я при этом израсходовал всю паутину в бою, и когда началась финальная катсцена «на движке», в ходе которой Паук должен был как следует наподдать Кингпину сетью, игра угодила в софт-лок —Питер без конца повторял анимацию пуска паутины, коя так и не материализовалась. На то, чтобы пройти игру правильно и увидеть финальную сцену в задуманном разработчиками виде, у меня ушло ещё несколько попыток.

Игра не лишена недостатков, однако если вам хочется почувствовать себя Человеком-пауком™, то это вполне достойный продукт. Видно, что делали её люди, которые знали и любили первоисточник и старались перенести в интерактивную форму все его аспекты. Широкая публика оценила их усилия —игра продалась отличным тиражом и стала первой из нескольких игр по комиксам, разработанных Sega. Кроме основной шестнадцатибитной версии, была также игра для восьмибитных Game Gear и Master System, заметно проигрывающая оригиналу, а парой лет позже вышло сильно улучшенное и дополненное переосмысление для Sega CD, достойное отдельного разговора. К сожалению, прямых сиквелов не последовало —лицензию на Паука перекупила Acclaim, выдав на шестнадцатибитках неоднозначный кроссовер с «Людьми-Икс», два приличных битэмапа и крайне похабную адаптацию мультсериала 90-ых. Следующая игра, столь же хорошо раскрывающая все аспекты паучьего бытия вышла лишь в 2000 году, на PlayStation 1. Но это уже совсем другая история...

22 показа
1.6K1.6K открытий
11 репост
25 комментариев

у меня помню была пиратка, в которой нельзя было пройти дальше второго уровня. на моменте с кингпином просто зависала игра. и я перепроходил много раз два уровня. и лишь дважы видел третий, когда игровой бог снисходил до моего картриджа и давал мне продолжить игру дальше

Ответить

О да, как тут не вспомнить калечные картриджи тех времён. Никогда не знаешь, каких чудес от них ожидать.

Ответить

И ведь нигде не узнать, че не так)
Отсюда и рождались всякие байки и теории, типа секретных уровней и тд.

Ответить

Классная игрушка детства, но я был рукожоп и не особо давались уровни.

Ответить

Я хуй знает что творилось в голове у того, кто додумался впихнуть на ласт левеле босс раш из всех нахуй злодеев игры, но благодаря этому геймдизайнеру, я игру так и не прошел в детстве и Амбала ни разу не увидел.
Гори в аду, уёбок на геймдизайнере

Ответить

игра и так за пол часа проходится) вот и растянули искусственно

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить