Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Alert! Много объёмных файлов! Рекомендуется к чтению с компа или с вай-фаем.
P.s. Это статья для школьного проекта, не судите строго :)

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Привет! Практически все, кто минимально как-то знаком с видеоиграми хоть раз да играл в Minecraft. Игра остаётся сверхпопулярной и по сей день! Но задумывались ли вы когда-нибудь, каким образом эта кубическая песочница может использоваться в учебной программе? Если задумывались (либо просто заинтересовались сейчас) — ответ содержится в этой статье.

Сегодня речь пойдет об образовательном ответвлении "майна" — Education. Это официальная действующая образовательная площадка, которая поддерживается силами Xbox Game Studios и Mojang. Полная версия игры была выпущена 1 ноября 2016 года на ПК, в сентябре 2018 — на IOS и в июне 2020 на Android.
На данный момент используется в учебных программах многих стран, в том числе: Америки, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и многих других стран Европы, Южной Америки, Африки и Океании. Особняком стоит Швеция, в которой введены обязательные уроки по игре.

К сожалению, даже с учётом наличия русского языка, в России эта версия игры малоизвестна и почти не используется педагогами:(
К сожалению, даже с учётом наличия русского языка, в России эта версия игры малоизвестна и почти не используется педагогами:(

К сожалению, полноценная версия доступна для приобретения лишь в пределах официальных образовательных организаций: школ, библиотек, музеев и отдельным преподавателям "работающим полный или неполный рабочий день в академическом учреждении". Потому, мне для исследования пришлось довольствоваться только демоверсией, в которой доступны некоторые бесплатные уроки, чего на самом деле вполне достаточно для ознакомления.

При входе игра встречает таким окном и предлагает войти в учётную запись своей учебной организации, которой у меня, естественно, нет.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

А главное меню такое же, как и в обычном Майнкрафте. Можно покопаться в настройках и поменять скин.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности
Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Нажав кнопку "Начать урок", игрока переносит в меню выбора нескольких демонстрационных уроков. Доступны для прохождения только 3 урока по программированию, но сразу можно заметить, что в среде игры можно преподавать абсолютные разные вещи, будь то темы о защите природы или правах человека.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Для изучения я выбрал урок Час кода 2021 - "Создание времени".

Урок начинается с сюжетного ролика

По сюжету ученика приглашают в Институт серьёзных ошибок времени для того, чтобы устранить череду временных парадоксов, а также найти нарушителя, который их спровоцировал, используя свои навыки в области информатики. На выбор есть 2 способа решения задач: с помощью алгоритмических блоков или Python.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Ученика обучают базовым принципам работы с блочной структурой и дают 1-ое задание. Программировать приходится через адаптированный под Майнкрафт "Microsoft MakeCode".

А вот так на Питоне:

Чтобы выбрать следующее задание, ученику требуется самостоятельно нажать на кнопку.

Пример интерактивного взаимодействия 

В задании нам необходимо закрыть Временной разрыв, вернув джазовому трубачу его трубу.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности
Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Чтобы спасти джаз, нужно создать любой алгоритм, с помощью которого наш помощник робот-агент сможет достать заветную для музыканта трубу.

После решения основной задачи, на локации появляется секретная кнопка, открывающая секретную комнату. Нажав на кнопку, ученик находит подсказку к тому, кто из агентов виновен в появлении Временных разрывов.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности
Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Вернувшись в Центр управления, нужно выбрать потенциального Нарушителя.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Закончив задание, ученик волен выбрать любой из оставшихся девяти Временных разрывов в разных эпохах и антуражах. В каждом из них нужно будет также решать задачи по программированию и находить секретные комнаты с подсказками.

Вид на Компьютер Временных шкал
Вид на Компьютер Временных шкал

Чтобы закончить игру, нужно 3 раза правильно указать на Нарушителя, потому пришлось закрыть еще 2 Временных разрыва и найти 2 секрета.

В одном из разрывов нужно подсказать древнеегипетскому Архитектору идею пирамиды.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности
Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

А в другом - помочь великому Химику найти образцы, которые спрятал Нарушитель.

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности
Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

Ура! Ход времени исправлен!

Анализ игры "Minecraft: Education" в контексте образовательной деятельности

После прохождения этой демки, нужно всё-таки разобраться, хорошой ли это способ обучения или нет?

Плюсы:

  1. Интерактивность. Основной плюс Minecraft: Education. Вместо пассивных, нудных прослушиваний лекций и записи конспектов, ученики могут активно взаимодействовать с преподавателем, контентом и между собой в коллаборативном обучении.
  2. Простота использования и универсальность. Каждый этап хорошо объясняется, не требуется большое количество времени, чтобы разобраться, что именно нужно делать. В Minecraft: Education возможно реализовать урок по различным предметам и темам.
  3. Иммерсивность. По другому, эффект погружения в процесс обучения, это весомый плюс проекта. Потенциальный ученик в процессе игры меньше будет отвлекаться на побочные вещи, так как нечто интересное уже происходит на экране.
  4. Возможность удалённого обучения. Ученикам необязательно идти в школу, чтобы проходить темы. Достаточно подключения к интернету и голосового/видео чата. А в случае, если нужна помощь, ученик может показать учителю демонстрацию экрана с проблемой.
  5. Готовые курсы. Плюс для учителя: можно использовать уже созданный план урока, на затратив большого кол-ва времени на подготовку.

Но не без ложки дёгтя в бочке меда...

Минусы:

  1. Необходимо наличие дорогостоящего оборудования и интернета. Майнкрафт - не самая требовательная игра, но с учетом разных обстоятельств, не у всех учеников лично и не в каждой школе могут быть компьютеры с подходящим железом, а в отдалённых регионах не всегда есть интернет.
  2. Внутри игровых курсов не всегда можно реализовать прохождение нужного материала. Minecraft: Education подойдет скорее для классов начального звена, для введения в предмет, либо для тем, которые не требуют детального объяснения. Игра не безгранична в возможностях и в ней будет сложно реализовать задания из более продвинутой программы старших классов.
  3. Для проведения урока всегда нужен специально обученный для работы в Minecraft учитель. Требуется длительная предварительная подготовка перед уроком, чтобы разобраться в механиках определённого курса, учителю каждый раз нужно проверять, какие действия можно вверять ученикам в руки. Кроме того, так же требуется довольно глубокое понимание модификации Minecraft, как от учителя, так и от учеников, при установке утилит и прочих модов, которые не входят в сам Minecraft Education Edition.

Что мы имеем по итогу? Minecraft: Education Edition - это не просто видеоигра, а целая площадка по изучению множества разнообразных тем в интерактивной форме. Я рассмотрел только пример с программированием, но кроме него, на официальном сайте доступно еще огромное количество курсов по различным предметам, таким как физика, химия, история, изобразительное искусство, а также различные экскурсии и лекции в игровой форме. Кроме того, преподаватели могут загружать собственные планы уроков по своим темам. У проекта есть огромное число плюсов, но из-за некоторых ограничений, пока что не везде есть возможность по его внедрению в учебную программу, в том числе в России (невозможность приобретения доступа к платформе легальным способом).
«Образовательное издание» - почти идеальный образец того, как видеоигры должны применяться в образовательной деятельности по всему миру (и уже много где применяются).

66
Начать дискуссию