"Лучше Звоните Солу" - Феерическое самоубийство! Разбор финального эпизода со спойлерами

На прошлой неделе состоялся релиз финального эпизода сериала "Лучше звоните Солу", который подытожил не только историю Сола Гудмана, но и Вселенной "Во все тяжкие" как таковой. Удалась ли концовка сериала про лучшего криминального адвоката, в чем был весь его смысл и какое отношение к этому имеет Достоевский? Сегодня и поговорим.

"Лучше Звоните Солу" - Феерическое самоубийство! Разбор финального эпизода со спойлерами

Один зарубежный блогер недавно очень точно высказался о тринадцатом эпизоде "Better Call Saul". Цитата: "Мне кажется, в один момент Питер Гулд (шоураннер сериала) дал своему художнику по костюмам важный кусочек информации по последней серии: "Я хочу, чтобы вы подобрали настолько круто подходящий костюм, чтобы зрители почувствовали Сола Гудмана даже через черно-белый фильтр. В конце концов, этот человек одевается на свои похороны". И это лучший тизер последнего эпизода для тех из вас, кто его еще не видел!

Я - колоссальный фанат Беттер Кол Сол, обожаю весь Gilliverse, как мы называем вселенную сериалов Винса Гиллигана. Я присоединился к сериалу в 2020-м году, проглотил за полторы недели 50 доступных на тот момент эпизодов и остался на умопомрачительной концовке пятого сезона. У меня было два года, чтобы страдать, томиться, гадать на кофейной гуще, как именно закончиться мое любимое шоу. Я думал, Breaking Bad был концовкой для Сола Гудмана, по крайней мере, мы сразу знали, с первой серии "Сола", кем станет в итоге Джеймс МакГилл. Однако, как выяснилось на 9-й серии 6 сезона, Breaking Bad был только промежуточной точкой для его персонажа. Впереди у нас 4 серии в после "БрейкинБэдном" таймлайне, где Сол под личностью Джина скрывается в Омахе, штат Небраска. И после 10й серии, когда разрешилась проблема с Джеффом, которую нам тизерили 2 сезона подряд, я был без малейшего понятия, о чем еще нам будут рассказывать шоураннеры. Как выяснилось, им еще есть, что сказать.

Последние два эпизода, 11й и 12й, создавали все необходимые условия для кульминации в заключительной 13й серии. Напомню, такого не было даже в Breaking Bad. Там кульминацией считается эпизод 514, а уже последние два, 515 и 516, были неким послесловием, эпилогом, если хотите. Тут же ставки начали расти в 11-м, когда Джина начала обратно засасывать трясина Сола Гудмана, в 12-м мы наблюдали еще большее падение Джина и, в противовес этому, признание Ким в суде Альбукерке. В общем-то, Ким раскаялась и, таким образом, завершила свою арку. Дело осталось только за Солом. Сознается ли он? Будет ли он дальше бегать или примет последствия своего прошлого? И чем закончатся отношения между ним и Ким? Что ж, на эти вопросы нам и отвечают в заключительном эпизоде "Лучше звоните Солу".

Серия открывается там же, где нас оставила концовка прошлой.
Серия открывается там же, где нас оставила концовка прошлой.

После звонка Мэррион в полицию, Джина Тэкавика ловят и раскрывают его личность Сола Гудмана. Ему точно светит тюрьма, но заручившись ассистенцией Билла Окли, ему удается выбить себе сделку с ФБР и минимально низкий приговор в размере 7 лет в любой тюрьме на его выбор. Однако после того, как он хочет выбить себе еще бонусов, обещая рассказать подробности смерти Говарда Хэмлина, федералы рассказывают ему о совершенном Ким признании. Это оказывает сногсшибательный, необратимый эффект на Сола. В самолёте, при экстрадиции в Альбукерке, он сообщает Окли, что хочет дать показания против Ким. Наступает час суда, в зале сидит нервная Ким, вдовы Хэнка Шрейдера и Стива Гомеза, входит Сол во всем своём... СОЛО-колепии, и когда нам кажется, что мы вот-вот возненавидим когда-то любимого героя, слышится его шепот: "Время шоу, ребятки". Мы слышим коронную фразу Джеймса МакГилла, не Сола, из тех времен, когда он пытался стать лучше и был настоящим адвокатом. В какой-то момент слушания оказывается, что Сол проворачивает свою последнюю аферу. Показания против Ким были лишь предлогом для её присутствия в этом зале. И далее... Происходит смерть!

Финальный суд над Солом Гудманом
Финальный суд над Солом Гудманом

Неожиданная, выразительная, необыкновенная в рамках вселенной "Во все тяжких" смерть. Мы наблюдаем, как за пять минут гибнет Сол Гудман и возвращается частичка знакомого нам Джимми. Сознание в суде во всех своих преступлениях, даже в тех, которые таковыми не кажутся на первый взгляд (Джимми косвенно принял участие в доведении старшего брата до суицида), хоронит личность Сола Гудмана навсегда. Название серии, "Saul Gone", созвучно выражению "It's all gone", что переводится как "Все пропало". Поэтому я до конца переживал за участь Джимми в финале сериала. Но оказывается, что хоть отчасти заголовок правдив (Джимми действительно потерял почти всё, что у него когда-либо было), но он смог вернуть и сохранить тот единственный цветной огонёк, дарящий ему жизнь - Ким. Вернуть её расположение стало определяющим для его решения в самолете.

Начиная смотреть заключительный тринадцатый эпизод, я задавался вопросом: "Что есть финал для Сола Гудмана?". И ответ буквально заключается в названии эпизода - "Saul Gone". Давайте еще раз прокрутим всю историю Джимми, чтобы понять, почему такой финал для его арки наилучший. Дело в том, что "Лучше звоните Солу", как и "Во все тяжкие", построен на одном методе - разделении личности главного героя. Это уподобляет их супергероям из комиксов. Есть Уолтер Уайт, есть его альтер-эго в лице Хайзенберга, в дальнейшем происходит сплав этих личностей, который вытекает в появление "третьей" - Уолта из финала "Во все тяжких". То же самое в "Лучше звоните Солу". В начале был Скользкий Джимми, который затем захотел переосмыслить свою жизнь, поменяться в лучшую сторону. Так появился Джеймс МакГилл - адвокат по "безвозмездным делам". Но если арка того же Уолта заключалась в том, что он всю жизнь не мог себя самореализовать, и потом наконец выпустил другую сторону себя, то Джимми всегда был собой. Но чем сильнее он пытался отдалиться от своей природы, тем жестче окружающий мир ставил его место. Поэтому Джеймс начал возвращаться к корням "Скользкого Джимми" и "срезать углы" в профессии, где подобное крайне вредоносно. Так началось падение Джеймса МакГилла.

Эпизод 209 - "Nailed"
Эпизод 209 - "Nailed"

Собственно, появление личности Сола Гудмана было ошибкой. Она выродилась из симбиоза "Скользкого Джимми" и всего наихудшего, что случалось с героем или уже сидело в нем как часть характера: меркантильность, безответственность, неспособность с самопринятию, недостаток в любви со стороны брата, неприятие обществом, которое он возносил и в котором мечтал оказаться (речь о всей нотариальной элите, к которой принадлежал его брат Чак). Но Солу Гудману не нужно всё это. Он является пустым флаконом из под Джеймса МакГилла. Он не имеет личностного наполнения. Он ярок, легкомысленен и весел, но его появление оказывается результатом абсолютного самоотречения, разочарования в людях, в себе, и в своем главном стремлении - быть любимым. Сол полностью запер внутри себя Джимми МакГилла, или, вернее сказать, Джимми МакГилл полностью заперся от окружающего мира.

Этим же, кстати, объясняется смена отношения к нему со стороны многих других персонажей. Если поначалу Ким, Майк и даже Франческа симпатизировали герою, то после полного перевоплощения в Сола, эмпатия к нему полностью испарилась. Потому что Сол - ничтожество. Он вульгарен, мерзок, грубоват, он похож на школьного хама в теле взрослого мужчины. Его интересуют только деньги и удовлетворение базовых потребностей, вроде секса, питания, приема таблеток и заработка. Его существование лишено смысла, а на горизонте не маячит ни единого огонька надежды...

И вот здесь наступает "Время шоу, ребятки"...

Эпизод 501 - "Magic Man"
Эпизод 501 - "Magic Man"

Вкратце, "Лучше звоните Солу" восходит к традициям письма трех мировых литературных авторов: Уильяма Шекспира, Чарльза Диккенса и, ВНЕЗАПНО, Фёдора Достоевского. Сериал жанрово представляет трагедию, и авторы вполне явно ориентировались на традиции именно Шекспировской трагедии. У Диккенса "Сол" позаимствовал форму. У сериала четкая фабула, но он полностью состоит из описательного действия, нежели "Во все тяжкие", которые фокусировались на самой череде экшена. Вдобавок, Диккенс умел мастерски совмещать юмор и легкость с драмой и тяжестью. Его персонажи часто обаятельны и выразительны, они могут развеселить вас на первой странице, но на четвертой будут рвать вам душу. Характеристика, идеально подходящая "Солу"! Дальше всего, пожалуй, сериал напоминает Достоевщину. В мрачность Сол улетает только в последнем сезона, в то время как в романах Достоевского это, видимо, способ существования.

Однако, главное что объединяет трех вдохновителей сериала - их зацикленность на теме справедливости. Все эти авторы в той или иной степени, каждый своими методами, исследовали тему высшего воздаяния. Собственно, причина трагических концовок Шекспира заключалась именно в этом. Его герои в конце всегда платили цену за свои поступки, которые, чаще всего, были "не ахти", мягко говоря. Диккенс вообще был помешан на социальной справедливости. Подобный наррататив, в пользу низшего класса, прослеживается во многих его работах. Оливер Твист, аристократ, потерявший мать при рождении, ценой сиротства, нищеты, страданий, травм, многократных ошибок, тяжелого детства, в итоге находит семью. "Дэвид Копперфильд" вообще общепризнан классическими примером "воспитательного романа". Но тут на сцену выходит Достоевский и предлагает трактат по детальнейшему исследованию тем личностного разложения, морали, справедливости и перевоспитания. Называется трактат... ПРАВИЛЬНО! "Преступление и наказание".

Иллюстрация к роману.
Иллюстрация к роману.

Именно "Преступление и Наказание" больше всего напоминал мне "Лучше звоните Солу" своей драматургией, идеологией и суровой роковой непредсказуемостью. Потому я с самого начала ожидал концовку для Сола в духе Раскольникова. В романе Достоевского, Раскольников приходит к решению добровольно сознаться в своих преступлениях и отправиться в тюрьму, где его регулярно навещает Соня. С течением времени, он раскаивается в своих деяниях и, подобно фениксу, перерождается из пепла собственного самосожжения. ПОХОЖЕЕ мы видим в последнем эпизоде "Сола". Структурно все сходится. Чтобы получить шанс на реабилитацию себя, Джимми нужно закопать Сола Гудмана, сознаться во всех своих преступлениях, особенно в тех, которые считает преступлениями лично он сам, вроде причастности к смерти Чака и Говарда. Таким образом он выбивает себе шанс видеться с Ким, которая, безусловно, будет согревать его дальнейшую жизнь за решеткой, как показывает финал эпизода... И вот здесь начинаются различия.

Если у Достоевского происходит раскол героя и последующий длительный процесс раскаивания, наблюдаемый в финале, то у Гиллигана с Гулдом другие взгляды на их главгероя. Является ли раскаяние необходимым итогом для Джеймса МакГилла? Их ответ: нет, он просто никогда в этом не нуждался. Его нерешаемая проблема заключалась не в желании поменяться, а в отрицании своего желания не меняться. Неспособность разобраться со своим прошлым, принять ответственность за него, и вдобавок самого себя, создавала основной конфликт для его персонажа. Каждый раз он убегал от своих ошибок, от боли которую причинял, от себя, но теперь, когда он с легкостью выбил себе еще одну возможность для побега, самостоятельно от неё отказался. Он принял весь удар, и, конечно, столь позднее признание привело к тяжелейшему приговору - 86 лет тюрьмы. Тем не менее, когда мы видим его в тюремном автобусе, как заключенные скандируют слоган "Лучше звоните Солу", на его лице явно читается: "ну что ж, от этого не деться, пусть скандируют". И здесь ключевое расхождение персонажа с Раскольниковым. Потому что Раскольникову нужно раскаяние, чтобы исправиться, а Джимми нужен справедливый суд, чтобы найти мир внутри себя. Он находит его путем полного признания для не "срезанного", заслуженного судебного приговора.

Доказательство моей теории приводит нас, кстати, к другому большому референсу, в котором уже сами авторы признаются - "Рождественской песни".

"Лучше Звоните Солу" - Феерическое самоубийство! Разбор финального эпизода со спойлерами

Расходясь с Достоевским, дорога сериала приводит нас прямиком к другому его вдохновителю. По задумке авторов, нас, как зрителей, посещают три флешбека, отсылающие к явлению трех духов из сказки Чарльза Диккенса. В первых двух Сол, при разных обстоятельствах, спрашивает сначала у Майка, потом у Уолтера Уайта, что они бы сделали, будь у них машина времени. Иными словами, он спрашивает у них о сожалениях, что они хотели бы поменять в прошлом. Оба "духа" отвечают честно, но когда дело доходит до главного героя, он съезжает, отвечая всякой ерундой. То разбогатеть хотел бы, то обойти стороной замерзшее озеро, где поскользнулся в детстве. Майк с Уолтом отвечают ему на эту чепуху по разному, но вот реакция Джимми в обоих случаях одинакова: с него тут же слетает маска Сола Гудмана. Оба "духа" помогают заглянуть под это лицо меркантильной пустышки, чтобы на пару секунд увидеть: Джимми МакГилл еще жив внутри Сола. Когда, казалось бы, понятно к чему создатели ведут, нас посещает третий, неожиданный, дух, переворачивающий с ног на голову не только восприятие серии, но и вообще всего шестого сезона…

Внезапное, но столь желанное финальное возвращение Чака МакГилла.
Внезапное, но столь желанное финальное возвращение Чака МакГилла.

Третий флешбек мы видим после триумфальной смерти Сола Гудмана в суде. Сцена разворачивается совсем незадолго до событий первого сезона сериала. В ней Джимми просто приносит лёд, еду и газеты Чаку, который уже страдает от боязни электричества. Чак искренне хочет поговорить с братом, задержать его, помочь с его делами, но Джимми только отмахивается, не воспринимая предложение Чака всерьез. В итоге, последний дух произносит на прощание младшему брату: "Если тебе не нравиться то, куда ты идешь, нет ничего стыдного в смене пути". Это, на мой взгляд, определяющая фраза не только для данного эпизода, но и для сериала целиком. Ведь тогда, до всех пережитых во время сериала событий, Джимми отвечает Чаку: "А когда это ты менял путь?". Старший МакГилл не находится, что ответить, кроме: "Наши разговоры всегда будут кончаться одинаково, не так ли?". Младший с ним прощается, и мы видим как камера спускается с лица Чака на книгу, которая у него в руках... И ею оказывается та самая "Машина Времени" Герберта Уэллса, которую мы несколько раз видели на протяжении всего шестого сезона!

Это. Объясняет. Всё. Без шуток!
Это. Объясняет. Всё. Без шуток!

Мы тотчас понимаем, что этот флешбек и есть ответ Джимми на его собственный вопрос. Может он хотел вернуться бы именно в этот вечер и поговорить с братом. И что важнее, по этому кадру становится ясно, что Чак, вопреки мнению Джимми, как раз таки достаточно сожалел о прошлом. И, судя по контексту сцены, как раз о сложных отношениях с братом. Он бы тоже хотел поменять свой путь, путь в отношениях с ним. Но по трагическому року, они были обречены не получить друг от друга желаемое. После смерти Чака, мы видим эту книгу на тумбочке у кровати Джимми во второй серии шестого сезона и в особняке Сола при описи в первой серии сезона. Это говорит о том, что Джимми, даже будучи Солом, пронес через этот период жизни роман Уэллса, где буквально рассказывается о том, как неизменная классовая борьба привела человечество к вырождению, деградации и... кончине.

Поэтому Чак обеспокоен непривычным для Джимми новым образом адвоката, поэтому наставляет его о "возможности выбора пути". Но тогда, Джимми не понял слов брата. Только спустя 8 лет после смерти Чарльза, пережив смерть Говарда, расставание с Ким, дела с Хайзенбергом, находясь в доминантном положении, герой осознает значение того выражения и следует ему. Ведь, сделку с ФБР выбил Сол, чья природа в бегстве, а 86 лет строгого режима выбил Джеймс МакГилл, который часто срезал углы, руководствуясь благими намерениями, но который теперь осознанно меняет свой путь, чтобы наконец прекратить бежать и успокоиться.

Не каждый может поменять себя намеренно, а уж поменять прошлое через машину времени не способен никто. Ошибки прошлого не обратить, но к счастью, чтобы изменить своё будущее, не обязательно путешествовать во времени. Достаточно решиться изменить свой путь в настоящем. А там глядишь, кто знает, maybe this Choice will put you on a Good Road...

"Лучше Звоните Солу" - Феерическое самоубийство! Разбор финального эпизода со спойлерами

В послесловие, хочется сказать колоссальное СПАСИБО всей команде, работавшей над лучшим сериалом современности! Я горжусь тем, что смотрел этот сериал, для меня честь быть его фанатом, я получил неописуемое удовольствие при просмотре. Спасибо вам за этот путь, за вашу безупречную работу и за то, что подарили нам еще одну умопомрачительную историю с незабываемыми героями во вселенной Breaking Bad.

Прощай, Эпоха!
Прощай, Эпоха!
Как вам финал "Лучше звоните Солу"??? Также делитесь своим развернутым мнением в комментариях.
Прекрасное окончание прекрасного сериала!
Хорошо, но ожидал нечто другого
Могло бы быть и лучше
Не понравился, ожидал большего
Не смотрел еще "Сола"
44 показа
10K10K открытий
18 комментариев

tl;dr
я не совсем понимаю почему пишут мол "в концовке сол гудман становится джимми" типа перестает быть мошенником? Что это за тупость вообще??
Джимми изначально был мошенником еще безо всяких солов, падучий Джимми.
Как по мне в сериале так и не показали почему это мелкий мошенник из бкс становится челом в бб который во второй же сцене предлагает завалить барсука.
Почему это он меняет 7 лет на 87 лет, ради чего? ради того что бы какая то мимо пизда дала ему покурить сигарету? В перерывах от ебли где то там?
Что за чушь. Вообще не вижу как трансформации из джимми в сола так и не вижу этой конечной трансформации из сола в кого?? В чела который будет всю жизнь сидеть в тюряге?
Да епта он же сам же не выдержал своего же удо на которое сам же и подписался у ремонтника пылесосов, и после этого он идет и садится в тюрьму, что за бред.
Люди являются теми кем они являются не просто так, он был всю жизнь мошенником, когда он пытался делать "как надо" получался мусор, когда он срезал углы получалось как надо.
И тут он вдруг решил засадить себя в тюрьму потому что это оценит ким, и че? Жизнь наладится? Отношения настроятся? Что бы что? Не верю, мне толкают порожняк.

Ответить

Так, в том то и дело, что место Джимми в тюрьме. Он раньше избегал ее всячески то с помощью Ким, то с помощью Чака. А по поводу трансформации - кто то видит эту концовку как начало трансформации Джимми в лучшего человека. Я лично увидел в ней не столько это, сколько решение главной проблемы Джимми - самопринятие. Он действительно всегда был скользким криминальным типом, но он также был заботливым, теплым, любящим и искренним человеком. А этого напрочь лишен Сол. Поэтому я пишу о возращении Джимми в конце. Потому что Сол был воплощением всего худшего в Джимми и умножением этого на 10. А такой личности не видать хорошего конца. Сол это тупиковая ветвь развития Джимми как личности. Поэтому его признание в конце важно не только, чтобы его посещала Ким. Ему важно было сделать это также для себя. Чтобы наконец перестать бояться и убегать от всех проблем. Он их принял, принял как мужчина, принял по своему решению. И это отлично завершает его путь, по моему.

Ответить

По той же логике Сол мог убить старуху и не садиться в тюрьму ВООБЩЕ. Он сделал выбор, либо спускаться дальше, либо принять свои ошибки и сделав так же как единственный человек, который верил в него и видил в нем Джимми. Ким показала ему пример. Но он делал это не только ради нее хах Он позвал Ким чтобы ей стало легче и потому что она важна для него, но скажи, как в итоге будет лучше Джимми? В тюрьме, приняв последствия своих поступков или занимаясь разбоем и грабежом, скрываясь всю жизнь и потея за каждый косой взгляд на него? Он сделал отличный выбор.Даже отсидев 7 лет он не изменился бы ТК скользкому Джимми опять все сошло с рук. Дальше его ждала бы точно такая же жизнь. К тому же, нет другого варианта показать зрителю что он раскаялся, его просто не существует. Ты бы поверил если бы он рассказал душещипательную, убедительную историю о том что он раскаялся, избежав наказания?

Ответить

Спасибо за разбор! Я ещё раз погрузился в эту замечательную историю и закрепил свою любовь к ней.

Ответить

Спасибо что прочитал! Писал от души, потому что обожаю шоу и разбор концовка показалась мне любопытной для разбора)

Ответить

Пиздец, я правильно понял, что автор поста жестко спойлернул в Заголовке?

Ответить

Чтобы это понять, придется прочитать текст)

Ответить