Как мы собирали выставку игровых консолей

Всем привет! В этом лонге я расскажу, как мы с моим коллегой Сашей в Центральном музее связи собирали выставку игровых консолей. Приготовьтесь: здесь будет много текста, большой фотоотчёт, и, конечно же, ответ на вопрос: в какую сумму нам обошлась вся эта инициатива.

Наша история началась в конце 2022 года, когда всем отделам Центрального музея связи, что находится в Санкт-Петербурге на Почтамтской улице, предложили донести до высшего начальства свои идеи для выставок на следующий год. В тот момент я находился под впечатлением от экспозиции «Яндекс музея» на Невском проспекте. Там мне удалось побывать с экскурсией в составе студенческой группы — мы писали репортаж по журналистике по итогам посещения научного музея.

Музей представляет собой небольшой закуток в магазине фирменного мерча, где можно поработать за старыми компьютерами и поиграть в раритетные приставки. Вообще в музейной среде подобное встречается не часто: как правило, в государственных музеях официальный статус экспонатов получают только те предметы, которые уже не могут использоваться посетителями по назначению. Так что это обычно уже вышедшая из строя техника, которая просто стоит в витринах. А поскольку «Яндекс Музей» принадлежит частной компании, на них это правило не распространяется.

Кусочек экспозиции «Яндекс музея»
Кусочек экспозиции «Яндекс музея»

Мы предложили идею создания аналогичной выставки, но не особо рассчитывали на то, что эта инициатива получит «зелёный свет» (всё-таки музей больше посвящен истории связи, а не играм). Однако вскоре наш руководитель, заведующий отделом маркетинга, начал выделять нам небольшие средства на покупку приставок и комплектующих. Так в течение полугода, с конца 2022-го и по март 2023-го, нам удалось приобрести восемь разных консолей.

Первой консолью, которую мы с моим коллегой Сашей приобрели на «Авито» , стала пиратская версия Sega Mega Drive 2, которую мы купили за 3000 тысячи рублей (вместе с бонусом — об этом ниже). То, что консоль была пиратской, нас не очень смущало: в конце-концов, для нас было важно в первую очередь показать культовые игры, а средств на оригинальную «Сегу» нам все равно бы не выделили — сейчас такую консоль очень сложно найти в России на вторичном рынке. Поскольку это было наше первое приобретение, мы волновались по поводу работоспособности консоли. Тем более что поводы для волнения у нас были: женщина, которая должна была продать нам приставку, не хотела пускать нас в квартиру под предлогом болезни ребёнка, из-за чего нам пришлось звонить продавцу по видеосвязи и проверять исправность консоли дистанционно, стоя в коридоре при входе в местную аптеку, где мы прятались от мороза. Но в итоге всё закончилось хорошо, и мы даже оказались в плюсе: в довесок нам достался огромный старый ламповый телевизор, который мы увезли на такси. А телевизоры для нас до сих пор — это главный дефицит.

Пиратская версия Sega Mega Drive II. Позади неё — тот самый старенький телевизор LG
Пиратская версия Sega Mega Drive II. Позади неё — тот самый старенький телевизор LG

Самой старой консолью, которую нам удалось приобрести за 1500 рублей всё на том же «Авито», стала советская «Электроника Видеоспорт-1», о которой даже в интернете есть не так много сведений (больше информации можно найти о третьей версии этой приставки). Возможно, главной причиной покупки этой приставки стало то, что на ней можно поиграть в Pong. Таким образом мы могли показать посетителям, как выглядела одна из самых первых когда-либо созданных игр. В итоге «Электроника» доставила нам довольно много проблем: приставка работала не с каждым телевизором. Консоль подключается по входу для антенны и выдаёт себя за телеканал. Сложность в том, чтобы найти нужный канал и настроить консоль на нужную частоту. В какой-то момент на «Электронике» перестал должным образом работать и Pong — одна из теннисных ракеток стала выходить за пределы игрового экрана. На протяжении нескольких недель томительного ожидания консоль находилась в подсобке у нашего местного умельца, которому, увы, так и не удалось её полностью реанимировать. К счастью, приставка поддерживает виртуальный тир — игру, в которой с помощью геймпада в виде пистолета человек должен стрелять по движущейся мишени. Именно эту игру мы и включали для посетителей во время выставки.

«Электроника Видеоспорт-1». Бери в руки пистолет с глушителем и расстреливай до 15 очков прыгающий по экрану квадратик — вот во что играли советские дети
«Электроника Видеоспорт-1». Бери в руки пистолет с глушителем и расстреливай до 15 очков прыгающий по экрану квадратик — вот во что играли советские дети

Не имея возможности приобрести NES, мы купили на вторичке SNES Mini — переиздание оригинальной консоли третьего поколения от Nintendo, на которой можно сыграть в The Legend of Zelda: A Link to the Past, или, например, в Super Mario World, которую мы чаще всего и включали для посетителей. Её я купил у одного мужчины, который обитал неподалёку от моего дома. Недостатком консоли было то, что продавалась одна с одним геймпадом — как выяснилось впоследствии, из-за неисправности второго разъёма. Но наверное, за 4000 рублей это было не самым плохим приобретением. Соглашусь, что за такую цену можно было найти и полностью исправную SNES, но на тот момент по соотношению «цена/близость продавца» это было самое подходящее предложение.

«Сегу» с «Соником» мы поставили рядом со SNES с Super Mario World. Наш коллега Борис по достоинству оценил это композиционное решение
«Сегу» с «Соником» мы поставили рядом со SNES с Super Mario World. Наш коллега Борис по достоинству оценил это композиционное решение

Одну из консолей нам удалось достать бесплатно — ей стала slim-версия Playstation 2, которая досталась нам от знакомого нашего начальника. В комплекте с консолью шло несколько игр, но в итоге мы решили за свои средства приобрести ещё несколько — сделали мы это в том самом уютном подвальчике, где когда-то работал автор одноимённого канала. Среди купленных игр был и первый Manhunt, который мы, конечно, никогда не включали во время выставок (всё-таки к нам приходит много детей). В процессе выяснилась одна неприятная особенность нашей консоли: у неё со временем стал ужасно работать дисковод, который царапал диски и не считывал некоторые из них. Я пытался решить проблему переклеиванием шлейфа, следуя туториалам на YouTube, но, кажется, окончательно разобраться с этим так и не получилось: консоль всё равно издаёт очень странные звуки, когда мы вставляем в неё диски. Для посетителей музея мы включали Need for Speed: Carbon. Минусом игры для нас стало то, что у неё слишком тёмная цветовая гамма (гонки там всегда происходят ночью), ну а плюсом — то, что гоночные игры имеют довольно низкий порог вхождения. Многие наши посетители не хотят разбираться в сложных многочасовых сюжетных играх вроде Beyond Good and Evil, диск с которой у нас тоже есть. Но это в общем-то и логично: выставка не рассчитана на прохождение столь масштабных тайтлов.

Playstation 2 Slim с запущенным «Карбоном»
Playstation 2 Slim с запущенным «Карбоном»

Самой дорогой консолью, которую мы приобрели себе в коллекцию, стал первый Xbox, который, кстати, официально никогда не продавался в России. Нам он обошёлся в 8000 рублей, и забирать его пришлось в Москве. Консоль доставила нам много хлопот: как у второй «плойки», у неё обнаружились проблемы с дисководом, но совсем другого рода. У консоли со сбоем работал механизм, отвечающий за «выплёвывание» диска, поэтому нам пришлось целиком разбирать Xbox с помощью разных отвёрток и добираться до самого дисковода, чтобы выдвинуть его вручную. В итоге проблему решить удалось: дисковод стал работать исправно, но кроме игры SSX On Tour мы в Xbox все равно почти ничего не вставляли. Почему SSX? Всё по той же причине: минимум больших сюжетных приключений, упор на соревновательные игры с короткими игровыми сессиями.

Здоровяк Xbox Original — с ним Microsoft впервые вошла на игровой рынок
Здоровяк Xbox Original — с ним Microsoft впервые вошла на игровой рынок

Изначально я хотел написать, что больше всего головной боли нам доставил Xbox, но на самом деле больше всего времени мы провели за настройкой Wii, которую Саша приобрёл во Всеволожске за 3000 тысячи рублей. Нам досталась японская версия консоли с игрой про «Покемонов» в комплекте, но для нас было важно запустить какую-нибудь игру с моушн-управлением. В итоге Саша почти без моего участия провел долгие часы за взломом консоли, отсмотрев множество англоязычных туториалов на YouTube и в какой-то момент совершенно растеряв надежду на положительный исход. И всё же ему удалось накатить на Wii пиратский лаунчер, с помощью которого мы могли устанавливать игры из виртуального магазина и загружать на флешку игры, взятые с торрентов. Для посетителей музея мы включали Wii Sports — одну из самых популярных игр для этой консоли, в которой можно и мячи ракеткой поотбивать, и набить лицо противнику в боксе на виртуальном ринге. Для консоли пришлось докупать на Aliexpress второй контроллер-нунчак и панель для считывания движений.

Ребята осваивают нюансы моушн-управления на Wii
Ребята осваивают нюансы моушн-управления на Wii

Звание самой странной консоли по праву достаётся «Сюбору» — Dendy-клону от китайского производителя, который выглядит как клавиатура (в нашем случае ещё и обклеенная стикерами) с поддержкой картриджей. Эту консоль мы купили за 3000 тысячи рублей. Кажется, среди наших посетителей эта приставка вызывала наименьший интерес: на ней было сложно во что-либо поиграть, но зато было можно послушать «Подмосковные вечера» и изучить базовые принципы программирования. В своё время консоль позиционировалась создателями как платформа для обучения.

Справа — «Сюбор», а слева — компьютер с играми 80-х: «Digger», «Дикарь» и другими
Справа — «Сюбор», а слева — компьютер с играми 80-х: «Digger», «Дикарь» и другими

Есть в нашей коллекции и PSOne, которая отличается от первой версии Playstation 1 гораздо меньшими размерами. Для неё оказалось довольно трудно найти подходящие игры: в питерских подвальчиках игры для этой консоли встречаются уже довольно редко. Продавец отдал консоль вместе с диском Spider-Man 2, а самим нам удалось найти только The Italian Job — игру с отвратительным, но довольно забавным русским переводом и неудобным управлением, к издательству которой в своё время приложила руку сама Rockstar Games. Возможно, в дальнейшем нам придётся заказывать совсем уж пиратские болванки с нужными нам играми, но пока посетителям хватает и «Спайдермена».

Ничего лучше второго «Человека-паука» для PSOne нам найти пока что не удалось
Ничего лучше второго «Человека-паука» для PSOne нам найти пока что не удалось

Первая «Игротека» состоялась в конце марта-начале апреля этого года. На покупку консолей и комплектующих мы суммарно потратили 33000 тысячи рублей. Во время монтажа выставки больше всего хлопот нам доставил поиск телевизоров — их у нас в подсобках оказалось много, но не все из них обладали нужными разъёмами для подключения. Часть из них, банально, не работала в принципе. Забегая вперёд скажу, что во время второй «Игротеки», которая состоялась в конце мая в рамках акции «Ночь музеев», нам пришлось привозить собственные мониторы и просить сотрудников музея давать на время свои, потому что список консолей в тот раз у нас расширился (к этому мы ещё вернёмся позже).

Первые расстановки столов и телевизоров, которые нам приходилось привозить к месту выставки на тележке. Плюсом на фото — деанон Саши
Первые расстановки столов и телевизоров, которые нам приходилось привозить к месту выставки на тележке. Плюсом на фото — деанон Саши

Второй трудностью, с которой мы столкнулись, стал недостаток розеток и удлинителей для подключения восьми консолей, восьми телевизоров и одного компьютера (наш музейный коллега из другого отдела дал нам на время свой ПК, на котором можно было сыграть в игры 80-х). Нам удалось подключить все устройства, но часть постоянных экспонатов музея (вроде космических весов) пришлось на время обесточить.

Третьей нашей трудностью стало то, что нам приходилось дежурить на выставке в выходные — в дни, когда мы обычно вообще-то не работаем. К счастью, здесь нам помогли наши волонтёры, которые по несколько часов присутствовали на выставке и консультировали посетителей.

Наши коллеги по работе в музее стали первыми, кто оценил наши труды
Наши коллеги по работе в музее стали первыми, кто оценил наши труды

Продвигая нашу «Игротеку» в интернете, мы делали рассылку по разным пабликам во «ВКонтакте», которые так или иначе освещают тему ретро-гейминга. Не уверен, что это сработало должным образом, потому что чаще на нашу выставку приходили не игроки со стажем, а родители с детьми, которые были либо случайными посетителями, либо целевой аудиторией пабликов вроде KudaGo. Но мы хотим сказать спасибо всем пабликам, которые писали про нашу выставку в соцсетях. Это сообщества Gaming за 30, NES / SNES / PS1 / SEGA Mini, EmuGamer, ТехноНостальгия, Old-Games.RU и Kokovin93. Также выставка привлекла и внимание СМИ: интервью у нас брали канал «Санкт-Петербург», которые сделали про нас утренний репортаж, и паблик Mash.

Второй раз мы проводили «Игротеку», как я уже писал выше, в конце мая на «Ночь музеев». Здесь нам подвернулась невероятная удача: нам удалось договориться с ребятами из RetroTech Squad, которые проводят аналогичные игровые выставки на разных площадках вот уже на протяжении многих лет (обязательно подписывайтесь на ресурсы ребят в соцсетях!). Нашу скромную коллекцию дополнили Xbox 360 с Kinect, на котором мы включали Just Dance, Playstation 3, Nintendo 64, Nintendo Gamecube и Sega Dreamcast. Здесь за помощь нужно отблагодарить одного конкретного прекрасного человека — Михаила Руденкова, который привез нам эти консоли вместе с несколькими телевизорами из самой Москвы (!) и помогал нам как с монтажом выставки, так и с консультированием посетителей. Кроме вышеперечисленных консолей, Саша принёс на выставку личную Xbox Series S, на которой мы ставили для посетителей «Форзу».

Михаил — не только исключительных душевных качеств человек, но и лучший танцор в Just Dance

В общем-то это всё, что я хотел рассказать о своём опыте создания игровой выставки в музее. И хотя основным автором этого лонгрида выступил именно я, наибольший вклад в организацию мероприятия всё-таки внёс мой коллега Саша, который купил большую часть консолей и написал тексты, которые я оформлял в поясняющие таблички и «карточки» для наших соцсетей.

Афиша первой «Игротеки» за авторством всё того же Саши
Афиша первой «Игротеки» за авторством всё того же Саши

Пользуясь случаем, мы хотим поблагодарить всех, кто прочитал этот текст до конца и попросить по возможности помочь нам в организации будущих игровых выставок. Если вы живёте в России и вам не жалко отдать какую-нибудь из своих консолей или телевизор/монитор в дар музею — мы будем вам крайне благодарны, если вы свяжетесь со мной или с Сашей. Также вы можете помочь нашей инициативе рублем, потому что все консоли и комплектующие для них мы приобретаем не на бюджетные, а на личные средства.

Разумеется, имена каждого, кто внесёт свой вклад в помощь «Игротеке», будут упомянуты в соцсетях Центрального музея связи и на самой выставке. Если вы живёте в Санкт-Петербурге и готовы, скажем, лично передать консоль и прийти к нам на Почтамтскую улицу, мы напишем про вас отдельный пост. А ещё нам требуются волонтёры, которые будут дежурить на выставке в выходные. Ближайшую «Игротеку» мы планируем провести в конце августа этого года, но из новых консолей нам пока что удалось приобрести только Xbox 360. Будет здорово, если выставку удастся дополнить ещё несколькими новыми устройствами.

2.3K2.3K показов
577577 открытий
22 репоста
3 комментария

Когда состоится следующая выставка?

Ответить

Планируем в конце августа этого года

Ответить

Дадада и я тоже тут

Ответить